СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории села Большое Алдаркино Борского района

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из истории села Большое Алдаркино Борского района Самарской области

Просмотр содержимого документа
«Из истории села Большое Алдаркино Борского района»

История моего сельского населенного пункта.


Село Большое Алдаркино, окруженное с трех сторон лесами, расположено в северной части изумительного по красоте Бузулукского бора. Близость бора, богатство природными дарами, защищенность, благодаря ему же, от неблагоприятных климатических условий, являлись основной причиной обоснования здесь когда-то крупного населенного пункта, преобладавшую часть жителей которого составляли чуваши.

Документальных данных об образовании села местными краеведами не обнаружено. Бывший директор сельской школы Петр Яковлевич Андреев, который много лет занимался вопросом истории села, опираясь на воспоминания сторожил, придерживался версии, что село свое название получило по имени Ивана Алдара, одного из основателей деревни Алдаркино- Подколки (ныне Бузулукского района Оренбургской области).

В ревизской переписи 1795 года по деревни Алдаркино- Подколки первым значился Иван Тимофеевич Алдар( прозвище)- сын Матюкова, 66 лет. Старик – чуваш был мастеровым человеком, умельцем делать черпаки для чувашского пива (сара), «Алдар»- черпак с длинной рукояткой, выдолбленной из мягкого дерева.

С приходом мордовских переселенцев часть чувашских семей из Подколки переселилась на новые места. Предположительно, так образовалось чувашское село Таволжанка. Обрели свое новое местожительство сыновья или внуки Ивана Алдара и стали первыми жителями Большого Алдаркино. Первыми поселились здесь Алдаровы, Цыпленкины, Андреевы, Максимовы.

Другую версию выдвигает Виктор Иванович Андреев- бывший житель села, затем проживающий в Санкт- Петербурге. Он пишет, что на месте нашего села была казенная дача. Это подтверждается планом Бузулукского бора, составленного в 1885 году. Управляющий дачей был некто Алдаркин, у которого там была своя усадьба, обслуживаемая крепостными крестьянами. Отсюда село получило свое название по фамилии управляющего. Однако, эта версия не подтверждается ни документами, ни оставшимися следами усадьбы управляющего, ни воспоминаниями сторожилов села.

Свое определение как Большое село получило потому, что несколько позже километров в двух к югу, появилось несколько меньшее поселение – Малое Алдаркино, заселенное выходцами из Большого Алдаркино и переселенцами из других мест.

Большое Алдаркино расположено вдоль оврага, по которому протекает речка. Жители села ее называют просто «сирма»(чувашское) – речка. Сирма берет начало в полутора километрах от села на север - в верховьях основного оврага и течет на юг в направлении Малое Алдаркино. Раньше она была полноводнее. Житель села Дмитрий Иванович Ерицев вспоминает, что в 20-30-е гг. 20 века речка в 3-4х местах перегораживалась плотинами. Было где детворе поплавать, поиграть, а скотине - хороший водопой. Сейчас здесь одна плотина, образующая пруд.

Вниз по течению реки овраг превращается в широкую ложбину, застроенную жилыми домами и хозяйственными постройками. Основной овраг, называемый «Тури-вар»(чуваш.), имеет множество отрогов. Некоторые из них имеют самостоятельные названия. «Чук-вар»- здесь жили староверы и совершали свои религиозные обряды. «Тихон-вар» - по имени рядом проживающего Тихона Ивановича. «Киреметь» - по имени человека, труп которого был обнаружен в этом овраге.

Село имеет еще одну речку под названием «Мылды сир ма»(чуваш)- передняя речка, берущая свое начало от родников в лесу в двух километрах к востоку от села в районе «Одар» и название сохранилось в расположенном на южной окраине села водоеме. Это пруд «Индюха» - любимое место отдыха жителей и гостей, рыболовов. Раньше Малды сир мА и окрестность изобиловали ягодами и грибами. В Индюхе местные жители отмачивали коноплю перед тереблением. На ее берегах добывали глину и изготавливали кирпич-сырец для кладки печей. Мальчишки же любили здесь купаться сами и купали в Индюхе коней. И сейчас этот пруд полноводный. Он подпитывается родниками, скрытыми под водой.

В селе есть еще один пруд, который возник после постройки плотины в овраге Тихий вар. Объем воды в нем в последнее время сокращается из-за меньшего поступления весенних сточных вод. А один большой родник не может возместить убыль воды в летнее время.

В селе Большое Алдаркино 6 улиц. «Тури»(чуваш) – верхняя улица- прекратила свое существование. Многие мужчины с этой улицы не вернулись с войны, некоторые семьи по разным причинам переехали из села в другое место, а оставшиеся жители переселились ближе к центру села.

Другая улица называется «Ялдра»(чуваш). Чувашское слово «ял» означает село, деревня. Это явно указывает на то, что первые поселенцы обосновались именно на этом месте и создали свое село. Об этом свидетельствует и то, что потомки Алдаровых, Андреевых, Максимовых и других до сих пор проживают на этой улице. Современное название этой улицы Первомайская. За оврагом Тихий вар начинается улица Тихон ошкень(ошкень- улица). Видимо Тихон был одним из первых поселившихся за оврагом и уважаемым человеком. Продолжение этой улицы называется Анат- нижняя улица. Здесь местность ниже, чем на северной стороне. По правую сторону речки располагается улица Ирдок( от корня «ирд»(чуваш)- миновать. Предположительно, по этому месту проходила раньше обходная мимо села большая дорога. За оврагом Киреметь расположена улица Вырасошкень(чуваш)- русская улица. Здесь в сове время поселились русские семьи: Осиповы, Суриковы, Скрипины. Ныне улица Подгорная. В 30-е годы была принято решение дать улицам новые названия, но они долгое время не приживались, и только в 21 веке стали пользоваться новыми названиями улиц.

В советское время центр села был застроен общественными зданиями. Построена новая школа, детский сад, Дом культуры, магазин, правление колхоза. В «доперестроечное» время выросли две улицы с современными домами - Молодежная и Лесная.

До 1933 года в центре села стояла очень красивая церковь. К сожалению, затем она сгорела по неустановленной причине.

Победа Октябрьской революции открыла трудящимся крестьянам новый путь социалистического развития – начался переход от отдельного мелкого крестьянства к крупному коллективному хозяйству и общественной обработке земли.

В селе Большое Алдаркино этот процесс проходил следующим образом. В 1929 году около 30-ти беднейших и середняцких хозяйств объединились сначала в товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ). На базе ТОЗа был организован первый в 1930 году колхоз «Заря нацмен». Этому предшествовала упорная разъяснительная работа среди местных крестьян. Одним из основных агитаторов за вступление в колхоз были учителя. Каждый час свободного времени после занятий они обходили дворы и призывали граждан вступать в колхозы. Эта работа проводилась и по ночам. К 1930 году коллективизация по селу была закончена. Затем бригады агитаторов из учителей, учащихся ШКМ выезжали в соседние села Неприк, Землянки, Петровку по оказании помощи в проведении коллективизации. Были организованы колхоз в селе Неприк - «Марс» и в деревне Малое Алдаркино - «Красный Бор».

В 2017 году школа в селе Большое Алдаркино отметит свое 120-летие. Долгие годы эта школа была единственной в округе. Здесь обучались дети не только из нашего села, но и из ближаших сел.





































Из истории развития школы села Большое Алдаркино( по воспоминаниям бывшего директора школы П.Я.Андреева).


Архивных данных о дореволюционном периоде школы села Большое Алдаркино не сохранилось. Не сохранились данные за послеоктябрьский период – с 1918 по 1945 гг., хотя за этот период в школе был собран и хорошо оформлен полный архив школы. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны руководство школы часто менялось и архив был почти полностью растерян.

Таким образом, данные за время 1918 – 1945 гг. с большим трудом удалось восстановить по памяти работавших ранее учителей. С 1945 года материалы о школе взяты из документов.

Основной материал о дореволюционном периоде получены от сторожил села Ерицова Ивана Петровича, Егорова Василия Федоровича, Егорова Федора Никитовича и некоторых других граждан села.

Версии каждого из опрошенных граждан сличались, сопоставлялись, критически оценивались. Каждый факт, по возможности, проверялся.

В 1891году, в ноябре месяце, по инициативе некоторых граждан села было решено организовать обучение детей грамоте. Был приглашен просто грамотный человек Антон Краснов . без специального образования, родом из Чувашии. Он прошел по дворам села и записал желающих учиться в школе. Желающих оказалось 15 человек, 6 из которых были малышами, 9 человек были уже юношами 18-20 лет. Под школу был снят дом братьев Ерицовых –Малофея и Ивана. В доме не было школьных парт, классных досок, школьного оборудования, не было учебников и тетрадей – это была просто крестьянская изба. За обучение каждого ученика родители платили учителю по одному пуду ржи, а питался и ночевал по очереди у каждого ученика. Единственным учебным пособием были аспидные доски, приобретенные родителями учеников. Эта частная школа просуществовала три года, то есть до 1894года. За это время менялись помещения, снимаемые под школу – занимались и в доме Данилова Емельяна Александровича.

Церковно- приходская школа.

В 1894 году в селе открывается уже церковно- приходская школа. Школьного здания не было, и под школу арендовались крестьянские дома – сначала у гражданки Ерицовой Степаниды Евдокимовны, затем Михайлова Андрея Ивановича.

В школу был назначен учителем некто Сергей Митрофанович(фамилию никто не помнит).Первый год в этой школе было 20 учащихся – все мальчики. В 1897 году общество решило построить школьное здание. Был выкуплен дом и его, по настоянию старосты, перевезли на окраину села. Учителем уже работал Иванов Кузьма Иванович, учащихся было около 40 человек, но опять все мальчики. Ученики делились на три группы: младшие, средние, старшие. Здесь школа проработала 2 года, а 1899году здание школы было перевезено в центр села, на площадь, где сейчас стоит здание Сельского Дома культуры. В школе учителем работал Александров Петр Васильевич, учащихся было около 40 человек. В 1902 году это здание школы было перевезено в Малое Алдаркино тоже под школу, где оно простояло до 1962 года. В селе Большое Алдаркино было построено новое школьное здание, тоже на площади, чуть ниже церкви. В этой школе было 4 класса, куда приходили заниматься дети из деревни Малая Елшанка. Было два учителя: Харитон Ларионович и Иван Васильевич ( их фамилий никто не помнит). С 1906 года по 1913 год в школе работал учителем Василий Федорович Егоров. Прием учащихся производился через год. Автор этих строк Андреев Петр Яковлевич учился в данной школе с 1910 по 1913год и помнит учителей Василия Федорофича Егорова, затем Сергея Захаровича Яндутнина(из Чувашии). Помнит, что вся школа была заставлена партами. Андреев Петр Яковлевич с 1918 по 1920 год работал учителем в соседнем селе Неприке. В 1921 году из-за голода временно почти все школы по Неплюевской волости были закрыты, работали лишь две школы – Неплюевская и Больше- Алдаркинская. В Больше-Алдаркинской школе работала учителем Балахнина Ольга Николаевна, куда в ноябре 1921 года был переведен из Неприкской школы автор этих воспоминаний Андреев П.Я.(Приказ Бузулукского УОНО № 1171). Школа в это время требовала капитального ремонта и занятия проходили в доме попа Осташкина. Из школьной программы в связи с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» были убраны предметы, связанные с религией.

Эпидемия тифа, охватившая всю Самарскую губернию в зиму 1919-1920гг, страшный голод 1921 года- это привело к резкому сокращению сети школ и культпросвет учреждений. Многие школы в это время были взяты на содержание самих граждан. Это коснулось и школы в селе Большое Алдаркино. С 12октября 1922 по 1 ноября 1923 года школа работала на договорных началах. Договор был заключен между Бузулукским УОНО и гражданами села. По договору граждане села обязывались обеспечить школьное здание топливом, ремонтом, учебным инвентарем и оплачивать труд учителей по 6 пудов ржи, а техническим работникам по 2.5 пуда ржи в месяц. УОНО обязывались назначать в школу учителей. В 1922 году на 1 ноября в школе обучалось49 учеников в трех классах(2, 3,4 классы).

В 1925 году в 1,2,3 классах обучалось всего54 ученика; в 1927-28 гг.- в 4 классах обучалось 70 человек. В 1927 году основное здание школы было отремонтировано, и школа работала в нем, плюс – дом попа и еще два частных дома. С этого же времени в школе открыт пятый класс по подготовке учащихся в Самарскую чувашскую школу 2-й ступени, а сама школа стала называться «Кустовой опорной школой». Здесь была сосредоточена вся методическая работа микрорайона школы: Соковнинка, Подсолнечное, Скобелево, Васильевка, Неприк, Землянки, Ново-Геранькино, Соколовка.

Не успев залечить раны, нанесенные стране годами войны, партия настойчиво взялась за осуществление программы по народному образованию, провозгласила беспощадную борьбу с безграмотностью и невежеством. Создаются добровольные общества «Долой неграмотность», пункты ликбеса. В селе Большое Алдаркино ликбез был открыт по распоряжению Неплюевского Волисполкома 15 декабря 1925 года при начальной школе и его филиалы на улицах Крестьянской (Верхний курмыш), Первомайской (Ялдра) и Утянкинской(Ирдок). Обучением были охвачены все граждане до 50-ти лет. В эти же годы произошло важное событие – появилось в селе радио.

Начальная школа в селе существовала до 1934 года ( с 1 октября 1930 года в селе открывается ШКМ и теперь работает 2 школы – начальная и ШКМ. В ШКМ принимали учащихся из соседних сел, так как ШКМ была единственной на всю округу. Принимались только дети колхозников, возраст разный (были 18лет). При школе было организовано учебное хозяйство – полевой участок 25 га и огород 1 га. Колхозы выделили трех лошадей, сельхозинвентарь, постройки. При школе было организовано горячее питание за счет школьных средств и продуктов.

В 1931г.- второй набор-47 человек, уже 2 класса (всего 96 обучающихся)

В 1932г.- 3 класса: 5 класс- 72 человека; 6класс-35 человек и 7 класс-36 человек. В 1932-1933 учебном году состоялся первый выпуск учащихся: ШКМ окончило 27 человек.

В 1933-1934 учебном году начальная школа и ШКМ сливаются в одну- неполную среднюю школу. Учеников было 311, втрое увеличился коллектив учителей. Опять встал вопрос о школьном здании. В народнохозяйственный план района не удалось включить строительство школы в селе и поэтому жители решили строить за счет местных средств и материалов. В 1944-1945 учебном году неполная средняя школа реорганизуется в семилетнюю школу. В 1961-1962 учебном году семилетняя школа реорганизуется в восьмилетнюю. Учащиеся, окончившие седьмой класс получили свидетельства об окончании семилетки, и все были зачислены в 8 класс. По окончании 8 класса получили еще свидетельства об окончании восьмилетней школы. С 1930года по 1967-1968 учебный год Больше-Алдаркинскую школу закончило 1140 человек.

Фамилии тех товарищей, кто в разные годы руководил школой:

годы

ф.и.о. директора


1921-1942 и 1950-1964

Андреев Петр Яковлевич

всего 35 лет

1942

Андреев Петр Васильевич

1942

Захарова Клавдия Ивановна

1943

Балахнина Анна Михайловна

1945

Данилов Василий Андреевич

1946

Егоров Филипп Яковлевич

1947-1949

Цыпленкин Сергей Васильевич

1949-1950

Иванов Василий Михайлович

1969-1975

Андреев Петр Васильевич

1975-1979

Космынина надежда Константиновна

1979-1987

Васильева Людмила Георгиевна

1987-1990

Зайкин Александр Сергеевич

1996-2000

Дмитриева Ольга Вячеславовна

2000-2002

Зайкина Наталья Михайловна

с октября 2002 года

филиал Борской средней школы №2







Ячейка ВЛКСМ села Большое Алдаркино

(из воспоминаний М.Я.Андреева)

Под прогрессивным влиянием своих старших братьев Андреевых –Петра(директора школы),Александра(слушателя комвуза) и Вениамина(студента МГУ имени Ломоносова) у М.Андреева еще в 1927 году созрело решение – стать комсомольцем. В связи с тем, что в нашем селе не было комсомольской ячейки, Михаил вынужден был обратиться с заявлением в ячейку ВЛКСМ села Малой Елшанки, где вскоре был принят в комсомол. В начале 1928 года Михаилом был вовлечен в комсомол житель села Большое Алдаркино Иванов Александр Матвеевич. Он также был принятчерез ячейку села Малой Елшанки. Вскоре в село Большое Алдаркино прибыла в качестве уборщицы школы из села Борское комсомолка Францева Мария. Таким образом, в нашем селе стало три полноправных члена ВЛКСМ. А это, согласно Уставу, давало законное право ставить перед Райкомом комсомола вопрос о создании самостоятельной ячейки ВЛКСМ в селе Большое Алдаркино. Получив согласие комсомольцев, М.Андреев выехал в райком комсомола в село Борское, где был приветливо принят Первым секретарем райкома товарищем Василием Иголкиным. Согласившись на организацию комсомольской ячейки в селе Большое Алдаркино, В.Иголкин дал указания и рекомендации по всем организационным вопросам. Это было в начале 1928года. На первом этапе своего существования возникшая комсомольская ячейка столкнулась с такими трудностями как отсутствие необходимого опыта, рабочего помещения, денежных и других материальных средств. Однако комсомольцы не унывали, организованно и дружно брались за работу. Комсомольцы стремились завоевать авторитет и доверие односельчан, были энтузиастами во всех новых начинаниях и проводимых в селе хозяйственно- политических компаниях. Из поля зрения комсомольской организации не выходили и вопросы культурной работы.

В селе была создана изба-читальня. По инициативе комсомольцев был организован кружок художественной самодеятельности. Художественным руководителем кружка был энтузиаст этого дела директор школы Андреев Петр Яковлевич. Пьесы ставились на революционные, антирелигиозные и бытовые темы. Началось разучивание текста революционных песен в хоровом исполнении. На первом месте стоял партийный гимн «Интернационал». Самыми популярными песнями молодежи того времени были «Наш паровоз вперед лети!», «Молодая гвардия», «Смело мы в бой пойдем», «Наша юность непреклонно горяча». Центром проведения всех общественных и культурно-просветительных мероприятий был наскоро организованный клуб, доставшийся от переселившегося в другой дом священника Асташкина. Звуки возникшего хора как бы возвещали жителям захолустного чувашского села Большое Алдаркино о том, что у жителей- чувашей, хотя и с опозданием, но все-таки рождается очень дружная и сплоченная семья ленинского комсомола. В селе стало традицией отмечать торжественно все революционные праздники. Отмечали Октябрьские и Первомайские праздники, а также день Парижской Коммуны. Жители всего села собирались со знаменами, плакатами, лозунгами на площадь в центре села возле клуба, школы. Строились в колонны совместно с учениками школы и шествовали маршем до деревни Малое Алдаркино и обратно. Дети и взрослые слажено и дружно пели хором различные революционные песни. В процессе демонстрации выступал оратор, разъясняя происхождение и значение праздника, призывал граждан трудиться на благо родины.

В этот же период шла работа упорная и повседневная по расширению рядов ячейки комсомола. В члены ВЛКСМ принимали не всякого, только достойных. В числе первых были приняты в члены ленинского комсомола уже испытанные предварительно на практических делах дети бедняков – Иванов Илья и Петров Николай. Впоследствии они, как самые передовые и самые лучшие комсомольцы, получили путевки в высшие учебные заведения. Илья стал агрономом, а Николай - педагогом, который всю жизнь проработал учителем математики в родной школе.

Комсомольская ячейка продолжала расти, крепнуть, развиваться. Для идейной закалки комсомольцев были созданы кружки политического образования. Борский райком партии идейное воспитание молодежи взял в свои руки. В село был прислан на постоянную работу пропагандистом член КПСС тов. Ларионов и это позволило по-настоящему взяться за учебу. Посещение занятий этого кружка было железным правилом для всех комсомольцев. Основным методом учебы была беседа. Но комсомольцы воспитывались не только в кружках, за школьной партой, но главным образом на практических делах. Воспитательная работа у комсомольцев была не самоцелью, она помогала в работе и повышала уровень сознания молодежи. Учились без отрыва от работы, по ночам, сочетая труд и учебу.

Комсомольские собрания также были хорошей школой воспитания. Собирались не реже одного раза в неделю. Обсуждались вопросы «компанейского характера»: о подписке на заем, о налоговой политике, об участии комсомольцев в хлебозаготовках, о политической учебе.

Комсомольцам тридцатых годов приходилось начинать строительство социализма в условиях экономической разрухи: преодолевали огромные материальные затруднения, лишения.


Книга памяти.

















«На переднем крае. Животноводство - ударный фронт!»

Статья из газеты «Борские известия» от 11 февраля 1986 года посвящена передовой доярке колхоза «Заря» Никифоровой Марии Николаевне, жительнице села Большое Алдаркино Борского района.

«В клубе доярок – трехтысячниц шло совещание. Темноволосая женщина с добрым лицом сидела за столиком и внимательно слушала выступления. На лацкане пиджака, в отличие от других, не было у нее никаких наград и значков. Но было хорошо известно, что у Марии Николаевны их много. Она награждена медалью «За доблестный труд», за высокие трудовые показатели ей вручена бронзовая медаль ВДНХ СССР. Мария Николаевна – «Победитель социалистического соревнования» в девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток.

«А почему вы без наград приехали» - спросила М.Костина (корреспондент газеты «Борские известия») Марию Николаевну.- Вы ими по праву можете гордиться. Это ваш труд и он оценен высоко»

-Да разве дело в наградах? – удивленно подняла она брови. Не совсем довольна я своими показателями. Они могли быть выше.

На рабочем месте после дойки Мария Николаевна тщательно убирала в коровнике и мыла доильные аппараты дезинфицирующими средствами. Делала все ловко, сноровисто. Сразу чувствовалась, что в животноводстве она не новичок. Так оно и есть. Ее рабочий стаж более 30 лет. Работала дояркой, телятницей и с 1974 года снова дояркой. Старательная, трудолюбивая, она честно выполняет порученное дело. Фамилия Никифоровой прочно укрепилась в списке передовых доярок колхоза. Ее мечтой было – получить по 3000литров молока от каждой коровы и она своего добилась. Уже несколько лет кряду Мария Николаевна является трехтысячницей.

Не сразу и не вдруг нашла истинный путь Никифорова М.Н. Эта черноглазая девочка с Большого Алдаркино очень хотела стать медиком. Но война перечеркнула все ее планы и задумки. Пришло в дом извещение, что отец погиб смертью храбрых в Орловской области и похоронен в братской могиле в селе Зеково.

- Семья большая, - вспоминает Мария Николаевна, - я старшая, матери нужна подмога. И после окончания седьмого класса пошла работать на ферму – стала ухаживать за телятами: кормила их, пасла. А потом, когда стала взрослее, перевели меня в доярки. Вот с тех пор и работаю, - закончила она свой рассказ.

Мечты ее детства осуществила дочь Люба – она работает медицинской сестрой. Старшая дочь Вера стала техником – осеменатором, сын Сергей работает монтером связи.

- В общем, всех постаралась вывести в люди, - говорит Мария Николаевна. – Нет в нашей семье тунеядцев, и я довольна, что все они на правильном пути. Это большая радость для родителей.

Условия на ферме, где работает Никифорова М.Н., тяжелые, очень много тяжелого ручного труда.

Тихо и скромно, без лишних фраз Мария Николаевна выполняет очень важную и нужную стране работу. Животноводство – ударный фронт – для нее не просто слова. Это призыв работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Она на переднем крае пятилетки».





Доска почета. Доярки и телятницы.













































Доска почета. Механизаторы.