Литературная гостиная. Игра-квест
Тема: «Из литературы 20 века. Прогуливаясь по бунинским аллеям».
Учитель: Малюкова Ирина Александровна (учитель начальных классов)
Организация: МБОУ СШ №14 г.Липецка
Аудитория: 9-11 классы
Аннотация:
Иван Алексеевич Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.
Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила
его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Оборудования и материалы: раздаточный материал, портрет писателя на доске.
Список литературы
1. Болдырева Е.М., Леденев А.В. И.А. Бунин. Рассказы, Анализ текста.
Основное содержание. Сочинения. – М.: Дрофа, 2007. – 155 с.
2. Вересаев В. Литературные портреты. – М., Республика, 2000. – 526 с.
3. Краснянский В.В. словарь эпитетов Ивана Бунина. – М.: Азбуковник,
2008. – 776 с.
4. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953). – М.:
Молодая гвардия, 1989. – 384 с.
5. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Советский писатель, 1989. – 512 с
Цель: формирование предметных универсальных учебных действий в процессе знакомства с биографией И.А. Бунина.
Планируемые результаты:
1.Личностные: развитие интереса к чтению, самостоятельности, творческой активности.
2.Метапредметные:
-личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - самоконтроль;
-познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение работать в группе; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; демонстрируют умение выразительно читать.
3.Предметные: обучающиеся знакомятся с биографией И.А.Бунина и его жизненными этапами.
Задачи:
1.Воспитательная: воспитывать развитие интереса к чтению, самостоятельности, творческой активности.
2.Развивающая: развивать личностные УУД: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развивать умения выразительного чтения.
3.Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина.
Начинаем мы свое путешествие по бунинским аллеям с города Воронежа Воронежской губернии, Российской империи, где 10 (22) октября 1870 года в обедневшей дворянской семье родился Иван Алексеевич Бунин.
Задание 1. Семья
Соотнесите профессии родственников Ивана Бунина с самими родственниками.
1.Прадед Семен Афанасьевич | А.На первом месте – воспитание детей. Сама воспитана на лирике Пушкина и Жуковского |
2.Прадед Дмитрий Семенович | Б.Помещик в составе Елецкой дружины ополчения, участвовал в Крымской кампании |
3.Дед Николай Дмитриевич | В.Секретарь государственной вотчинной коллегии |
4.Отец Алексей Николаевич | Г.Титулярный советник |
5.Мать Людмила Александровна | Д.Служил в Воронежской палате гражданского суда |
Ответы:
Задание 2. Юность (Филворд)
Ответьте на вопросы и найдите в филворде нужные слова:
В каком городе родился Иван Бунин?
На какой улице жил писатель?
Кому принадлежал дом, в котором жила семья Бунина в Воронеже?
С каким известным поэтом были связаны воспоминания Ивана Алексеевича?
Как называлось родовое поместье, куда в последующем переехала семья Буниных?
Назовите фамилию гувернера-студента Московского университета, благодаря которому Бунин пристрастился к чтению.
Иван Алексеевич большое внимание уделял изучению языков. Какой из языков поразил его больше всего?
Первая книга, прочитанная Буниным?
Товарищ Бунина в Елецкой мужской гимназии.
Тяжелее всего в учебе Ивану Алексеевичу давался именно этот предмет.
В 1886 году Бунин перебрался в свое родовое имение. Как оно называлось?
Название романа, который Бунин сочинил в пятнадцатилетнем возрасте?
А | З | Б | У | Т | Ы | Р | К | И | П | А | В |
Ф | А | В | О | Р | О | Н | Е | Ж | Р | О | Т |
Х | Х | В | Д | А | Л | А | Т | Ы | Н | Ь | Д |
У | А | Ф | И | Р | О | М | А | Ш | К | О | В |
Н | Р | Е | С | А | О | Ц | А | М | П | Р | О |
П | О | А | С | А | З | Ц | А | М | П | Р | Р |
У | В | Л | Е | Ч | Е | Н | И | Е | П | М | Я |
Ш | П | Ц | Я | Р | Р | А | И | Р | Н | Р | Н |
К | Р | И | Ш | О | К | А | Й | П | Р | М | С |
И | К | Ь | Л | Л | И | С | М | А | Е | Н | К |
Н | Н | М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | А |
Г | Е | Р | М | А | Н | О | В | С | К | А | Я |
Слова для справок: Ромашков, Озерки, математика, Германовская, Воронеж,
Дворянская, Пушкин, «Увлечение», латынь, Захаров, Бутырки, «Одиссея»
Задание 3. 1889 год. Именно с этого года начинается период странствий Ивана Алексеевича Бунина.
Расположите в верном порядке маршрут Бунина:
Орел-Севастополь-Полтава-Харьков-Елец-Орел-Ялта
С кем он странствовал? О ком идет речь?
Первая «невенчанная»-жена писателя. В письме к брату Иван Алексеевич рассказывал, что при первом знакомстве она – «высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне…»
а) Надежда Крупская б) Варвара Пащенко в) Анна Ахматова
г) Марина Цветаева
Задание 4. Петербург (1895 год)
Соотнесите имена известных людей того времени, в чьих кругах вращался Бунин, и их род деятельности
1.Николай Михайловский | А.поэт |
2.Сергей Кривенко | Б.писатель |
3.Константин Бальмонт | В.критик |
4.Дмитрий Григорович | Г.поэт-сатирик |
5.Алексей Жемчужников | Д.публицист |
Ответы:
Задание 5. Первое признание.
Первое признание в обществе и литературных кругах Иван Бунин получил после выхода поэтического сборника «Листопад». Стал обладателем Пушкинской премии.
Разгадайте кроссворд и назовите все произведения, вошедшие в этот сборник.
По горизонтали:
1. На треножник богиня садится:
Бледно-рыжее золото кос,
Зелень глаз и аттический нос —
В медном зеркале все отразится. (Цирцея)
3. Под шапкою лохматою —
Дубинка-голова.
Крестом по ветру треплются
Пустые рукава. ( Пугало)
6. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (Листопад)
7. Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.(Розы)
9. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.(Дождь)
По вертикали:
2. Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно. (Одиночество)
4. Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.(Сумрак)
5. Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу...
В окно зарница глянула тревожно...
Притихший соловей в сирени на валу
Выводит трели осторожно.(Шмель)
8. Утомясь, она просила нежно:
"Убаюкай, дай мне отдохнуть… ( Она) В поздний час она просила нежно
| | | | | | | | | 8 | | | | | | |
| | | | | | | 4 | | о | | | | | | |
| | | | | | | с | | н | | 2 | | | 5 | |
| | | | | 3 | п | у | г | а | л | о | | | ш | |
| | | | | | | м | | | | д | | | м | |
| | | | | | | р | | 1 | ц | и | р | ц | е | я |
6 | л | и | с | т | о | п | а | д | | | н | | | л | |
| | | | | | | к | | 9 | д | о | ж | д | ь | |
| | | | | | | | | | | ч | | | | |
| | | | | | | | | | | е | | | | |
| | | | | | | | | | | с | | | | |
| | | | | | | | | | | т | | | | |
| | | | | | | | | | | в | | | | |
| | | | | | | | | 7 | р | о | з | ы | | |
Задание 6. Прочтите и определите по описанной ситуации, кем избрали Бунина в Академии наук.
В октябре было официально объявлено, что Пушкинская премия за 1909 год поделена между собой между Буниным и Куприным, каждый из них получил по 500 руб. Меньше, чем через 2 недели из Академии наук поступило новое известие об избрании Бунина «Почетным академиком по разряду………
( изящной словесности)
О каком разряде идет речь?
Задание 8. 1910-е года
Укажите верный год написанных произведений:
А) «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Сны Чанга»- 1915 год
Б) «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Сны Чанга»- 1916 год
В) «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви»-1915 г., «Легкое дыхание», «Сны Чанга»- 1916 год
Задание 9.О каком городе идет речь?
«Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да-так вот оно что-я в черном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в …………………,
России- конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже, если и случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине»
(Константинополь)
Задание 9.
В каком году и в связи с переездом в какую европейскую столицу у И.А.Бунина наступил переломный момент, период странствий?
(1920 год, Париж)
Задание 10.
10 декабря 1933 года в концертном зале Стокгольма И.А.Бунин получает новую премию.
Что за премия и в какой области?
«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»
( Нобелевская премия, литература)
Задание 11. В какой стране жил И.А.Бунин во время ВОВ?
В те дни он писал:
«Был я богат, теперь, волею судеб, вдруг стал нищ…Был знаменит на весь мир – теперь никому не нужен…Очень хочу домой!»
(Франция)
Задание 12. В 1943 году в США Андрей Седых по просьбе И.А.Бунина издал книгу ……………….на русском языке, тиражом 600 экз. Было выплачено 300 долларов автору, в нее вошли произведения 1937-1942 гг.
О какой книге идет речь? («Темные аллеи»)
Задание 13.
Иван Алексеевич очень хотел вернуться на Родину, но возвращение не состоялось, и он имел эмигрантский паспорт, до конца своих дней оставался человеком без………(гражданства)
Задание 14. (Рассуждение)
Как вы думаете, почему прожив много лет заграницей, Ивана Алексеевича тянуло на Родину?