СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из материалов экспедиций о крестьянской магии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крестьянская магия От оприкосов (Заговор) С оприкоса. Ну значит, берется чистая вода, приносишь, как бы неначатая, ну в баночку или там в какую-то любую посуду, берется острый нож и значит, засекается, ну делается заговор на воду. Снчала как бы перекрещивают, перекрестывают три раза, а потом уже, значит: .....

Просмотр содержимого документа
«Из материалов экспедиций о крестьянской магии»

Крестьянская магия

От оприкосов
(Заговор)

С оприкоса. Ну значит, берется чистая вода, приносишь, как бы неначатая, ну в баночку или там в какую-то любую посуду, берется острый нож и значит, засекается, ну делается заговор на воду. Снчала как бы перекрещивают, перекрестывают три раза, а потом уже, значит:

Уроки, прикосы,
скатитесь, свалитесь
с рабы божьей Юлии,
от куль пришли,
туда и подите,
ко старому хозяину,
к хозяйке,
в пенья, в коренья,
в лесные деревья,
к кунице, к лисице,
под правую пельку,
которые слова переговорила,
которые не договорила,
все слова пристаньте.
которые слова переговорила,
которые не договорила,
все слова пристаньте.
которые слова переговорила,
которые не договорила, все слова пристаньте.

все слова пристаньте.


Ну в общем, три раза делается этот заговор, вода закрывается , этой водой, допустим, пить, умываться, ну не вытирать как бы, допустим, себя. В бане иногда этой водой, потом как, поливают на себя, ну допустим, любой посудой, и прикос уходит, как.

ФА ПЦ DV08_Arch-Mez_122.mpg ; Архангельская обл., Мезенский р-н, Целегорский с/с. ; исп. Ю.М.В., 1956 г.р. ; зап. Семенова А. С., Мариничева Ю. Ю., 13.07.2008

От уроков

Вот тут я три уголька, видишь, положила. Теперь иконку умою – можно ведь и не снимать – так вот помыть и всё. Вот так. Вот. И теперь вот три вот со стола эдак…

Ну и чё? – не обязательно ведь. Вот так…три разика…

Вот я эту вот сперва иконочку, вот эту поставлю, иконочку возьму отсюдова, ее вот умою эдак – три разика проведу, всё. А теперь вот три ушка умою у стола… (Клеенка-то мешает…) Вот так вот лину и стеру, тоже три разика. И вот все три эдак вот уголка обмою у стола-то и иду сейчас – через ручку пропускаю. Через ручку-то пропускаешь и говоришь про себя: «Люди придут, дак и все при́чища, уро́чища пусть понесут». Три разика через ручку пропустишь и скажешь. И вот: пфу, пфу – три раза – пфу. Побрызжу. Да только три раза и брать отсюдова. И: «Все причища, урочища, пойдите на́ воду, на солнышко, на землю, на луну – на всё. И, кто изурочил, на того обратно пойдите» - этим и кончается…Вот так.

(«Уроки» наводятся посредством взгляда или слова – похвалы. Например, «Какой ты баско́й!» либо «Ой, какой ребеночек баско́й!» (баско́й – красивый). Также «изурочить» может обладатель «дурного» глаза (прежде всего, черных глаз). В результате «изуроченный» заболевает: начинается ломота в теле (его «ломает») и т.п. Быть «изуроченным» может как ребенок, так и взрослый. Того, кто способен «изурочить», называют «урочливым». Обряд проведен дважды по просьбе собирателя и, как это видно из фильма, допускает относительную свободу в соблюдении деталей – А.С.)

Архив Пропповского центра ; Кировская обл., Нагорский р-н, Мулинский с/с. ; исп. Б.Ю.Д., 1932 г.р. ; зап. Степанов А.В., май 2009

Обход

Ходят по заходу солнца: где солнце всходит, так в эту сторону идти… «Батюшка Егорий, прими скотинку-матушку рабы божьей Антонины, спаси и сохрани в лесу и по за осеку, в лесу и по за осеку, пой-корми у рабы божьей Антонины, спаси, Господи, от волка лукавого, от медведя-хищника, спаси, Господи…» Только один раз пойду! «…Батюшка-Егорий, прими скотинку-матушку у рабы божьей Антонины, пой-корми, спаси и сохрани в лесу, по за осеку от волка-хищника, от медведя лукавого, спаси, Господи…»* Вот так вот всё идешь – говоришь, три раза обходишь дом…Ну, вот и всё…

Да, жито, но я крупу насыпала. Ходят только на Егорьев день это – 6-го мая.

Нет. Пойду, покажу…Вот – поясок, завязываю на себе. Вот: «Как этот крепко поясок держится на рабе божьей Антонине, так бы матушка-скотинка крепко держалась своего двора». Три раза проговорю и вот ло́жу сюда – чтоб она всё время домой ходила, корова.

А жито сыпют – это вот когда первый день уже в поскотину выпускают…Насыплешь…вот как…вот это вот – от дверей вот там в хлеву и вот сюда…

На улицу…

Немножко так на улицу бросишь и всё.

Ага. Тоже чтоб она домой ходила и чтоб Господь Бог ее хранил – в поскотине, везде…

Полный текст заговора: "Батюшка Егорий, прими матушку-скотинку рабы Божьей Антонины, спаси и сохрани в лесу и по зaлесу, в осекy и по заoсеку, пой-корми у рабы Божьей Антонины, от волка, от хищника, от медведя лукавого спаси Господи" (ФА СПбГУ Сям20-18).

ФА ПЦ DV05_Vol-Siam_001 ; Вологодская обл., Сямженский р-н, Голузинский с/с. ; исп. К.А.В., 1955 г.р. ; зап. Сайфиева А.Ю., Степанов А.В., октябрь 2005

Кабала


Ну, в общем, я уголь так...

Начеркаю я чего вот эдак, вот тутока поло́жу и черкаю:"Раба божия Анна, встаю не благословясь, выхожу не перекрестясь, не из дверей в двери, не из ворот в ворота в дремучий лес, в дремучем лесу - царь лесной, царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я!" А там ведь другие и человеков отмахивают...Дак это пишу, да кидают, дак "приходи скоряя". Вот это-то и пишешь, всё, больше ничего.

[КОММЕНТАРИЙ: Написание "кабалы" является магическим приемом, служащим для нахождения потерявшегося в лесу скота или человека, а, точнее, - для вызволения их из власти лешего. «Кабалa» представляет собой кусок бересты (реже бумаги) с начертанными на нем углем псевдознаками («каракулями» либо крестами) или «матюгами». Адресатом данного послания является леший, черт, нечистая сила. Написание «кабалы» находится исключительно в ведении «знающих». Как правило, «кабалу» пишут возле печи справа налево левой рукой, но возможен, как в данном случае, и вариант написания правой рукой. Готовую «кабалу» "знающая" отдает заказчику магического акта: родственнику потерявшегося человека, хозяину скотины либо пастуху. Зафиксировано несколько вариантов действий с «кабалой».

  1. «кабалу» относят в лес или в поскотину, где, встав в воротах, бросают ее левой рукой через левое плечо (либо вниз-назад) по ветру – «наопашку» ("левухой на опакишу");

  2. делают то же самое на росстани (перекрестке) дорог;

  3. делают то же самое в воротах, ведущих со двора на улицу;

  4. втыкают «кабалу» в расщеп небольшой ели или березы (для чего сами расщепляют верхушку дерева);

  5. прислоняют к стволу ели там, где виден след животного и пр.

Манипуляции с «кабалой» окружены целым рядом предписаний и запретов, нарушение которых влечет за собой недейственность магического акта. Нельзя ни в коем случае заглядывать в «документ». Нельзя ни креститься, ни молиться. Перед выходом следует переодеть одежду на левую сторону и обувь с ноги на ногу. Когда идешь с «кабалой», запрещено оглядываться, желательно никого не встречать на пути (для чего стараются идти либо рано утром, либо поздно вечером). Если же это случилось, то надо либо спрятаться, либо не разговаривать со встречным, или же, в крайнем случае, заговорить первым. Необходимо также правильно бросить «кабалу».

До написания «кабалы» потерявшаяся скотина либо не дается в руки ищущим либо не видна для них. После совершения акта скот (человек) чаще всего выходит сам: либо приходит в деревню, либо появляется там, где его видели перед потерей. - Степанов А.В.]

[о "кабале" см. в данном проекте: А.В. Степанов, А.Ю. Сайфиева "Леший-черт, отдай мою животину" (Исследование демонологии Сямженского района Вологодской области); А.В. Степанов "Левухой на опакишу" (Материалы по знахарству Вологодской области)]

Вологодская обл., Верховажский р-н, Шелотский с/с ; исп. А.Д.З., 1913 г.р. ; зап. Хон О.Г., Степанов А.В. 16.08.2007

От притки и озыка    
(Заговор)

У рабы Божьей Киры
не притки, не озыку:
не дневнова,
не ночнова,
не полуночнова;
от долгокосова,
от трясокосова;
от долгозубова,
от кривозубова;
от старой девы,
от непетова волоса;
парня безволосова,
мужика безпоясова.
Подите, притки и озыки,
на высокие горы,
на чёрное морё,
где добрым людям неухожо,
а птичкам неулетно.
Ныне и присно,
во веки веков, аминь.

ФА СПбГУ, Kir_06.07.18.KoposovaK.N._2 ; Вологодская обл., Кирилловский р-н, Алешинское поселение, д. Шиндалово ; исп. Копосова Кира Николаевна ; зап. Мокина И.А., Маточкин А.А. 18.07.2007



 

От притки, озыка, родимца    
(Заговор)

Встану я благословясь,
упаду перекрестясь;
из дверей в двери,
из ворот в ворота;
выду в чисто полё.
В чистом поле
стоит престол.
над этим престолом
стоит ангел Божий.
Спрошу ангела Божья,
какую росу пить?
Дневную, полудневную,
ночную, полуночую.
От раба Божья (от такова-то),
от притки, от озыка, от родимца.
Аминь, аминь, аминь.

ФА СПбГУ, Kir_06.07.12.MolevaA.D._1 ; Вологодская обл., Кирилловский р-н, Алешинское поселение, д. Иванов Бор ; зап. Балакин А.Ю., Мокина И.А., Маточкин А.А. 12.07.2006



От чирьей, кил    
(Заговор)

Килы дак вот заговаривают как:
От курицы
не молока, не масла;
от синево камня
не роду, не племени;
безымянному пальцу
имени нет, —
нет на белом теле у раба Божья (такова-та)
ни чирьей, ни кил.
На доброё здоровьё,
аминь, аминь.

ФА СПбГУ, Kir_06.07.13.VesnichevaN.N._1 ; Вологодская обл., Кирилловский р-н, Алешинское поселение, д. Иванов Бор ; зап. Балакин Е.А., Маточкин А.А. 13.07.2006


От чирьей, кил, фурунг(ов)    
(Заговор)

А ишшо так:
Встану благословясь,
лягу перекрестесь;
умоюсь чистою водою,
утрусь чистым полотенцем;
выйду из дверей в двери,
из ворот в ворот,
в чисто полё.
В чистом поле
стоит морё-океан,
на море на океане
лёжит камень,
на камню
сидит Никита,
пускаэт мыльные пузыри
на горох, на дресву, на камень.
Как мыльные пузыри исчезают,
так и у раба Божья (такова)
исчезли и килы... все там чирьи, фурунги.
Аминь, аминь.

ФА СПбГУ, Kir_06.07.13.VesnichevaN.N._1 ; Вологодская обл., Кирилловский р-н, Алешинское поселение, д. Иванов Бор ; зап. Балакин Е.А., Маточкин А.А. 13.07.2006

Отвод    
(Заговор)

Царь дворовой,
царь отводной (отвод-то в поле),
царь полевой,
прими мою скотинку
на день Господнёй,
напой, накорми
и домой пригони.
Вот это скотинке.

ФА СПбГУ, Бел20-123 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Глушковский с/с, д. Глушково ; зап. Игнатова М., Легких В. 14.07.1998


Лечила бабушка    
(Рассказ о лечобе)

Одна... этоты... лечила бабушка дак. Дак эти... рубашки рвали у детей. И потом — эти… рубашку сорвут, не стригли, а этот… рубашку в подполье. Там клин, и забивали куда-нибудь в этот, чтобы не найти было. Там всё тлело, и вот этот родимчик весь проходил у маленьких.
Потом эти… скатерти набрасывали тоже, вот эти, бранки, всё бранки. Я помню, у нас… у меня было от мамы — вот таким шашкам была эта скатерть забрана, а другая-та в мелкую такую клеточку. Вот эти скатерти, скатертям этим накрывали тоже, так вот слова…

ФА СПбГУ, Бел20a-121 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Гулинский с/с, д. Костино ; зап. Дунина О. А., Селезнёва Н. Ю. 01.07.1995


Ну, колдуны были    
(Рассказ о колдунах)

Ну, колдуны были. Я их знала, этих… и колдунов знала. Они можут передавать… дак вот когда умирает, приносят… надо, чтобы этот… гулик был.

Да. Вот этот, примерно, веник, и чтобы без листов был. И вот этоты… на этот гулик вот эта бабушка, если умираэт, примерно, или там… бывали, что и… и эти… и мужчины знали, ну дак кидают в это… в подпольё, в подпольё кидают, вот как у меня подвал тут это. Когда человек умрёт, потом достают и сжигали на огне.

…которые чтобы любили, а другие – не любили дак. Которые любили, дак вот эти ласковые слова такие: что, ну, краснее, это, солнца красного, да вот этакой, что виделось бы вот тебе чтобы, ну вот не… как объяснить-то?.. что непротивный человек-то был, что этакой. А тут уж наоборот делают эти слова, вот такое… такая. Дак вот ишш… это… дак я слыхала, что вот так сделано, говорили, что вот лучше змея проползи, чем она пройди. Вот как ненавидят человека, вот ненавидят человека.

ФА СПбГУ, Бел20а-2 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Шольский с/с, д. Верховье ; зап. Жаворонок С., Пономарева А. 07.07.2002


Календарно – обрядовый фольклор

«Коляда, коляда…»    
(Колядка)

Спою.

Коляда, коляда,
Зародилась коляда
Накануне Рождества,
Мы ходили искали
Святую коледу.
Нашли коледу
У Пятра во дворе.
Петров-то двор
На двенадцать тын.
Кто даст пирога,
Тому двор живота.
А ещё, ещё бывало:
Как кто не даст пирога,
Дак тому копыта со двора.
Так раз уж дали дак это, не говорите копыто-та.

ФА СПбГУ, Бел16-2 ; Вологодская. обл., Белозерский. р-н, Шольский с/c, д. Митино ; исп. Антонова Анна Маровна, 1906 г. р. ; зап. Славгородская Н., Пономарева А. 26.07.1997


Масленица    
(Рассказ про Масленицу)

На масленицу дак вот я, допустим, сама когда в клубе работала, дак у нас были три чучела сделанные. Пьяница, лодырь, дебошир. Баба была одета пьяницей, я все бабкины юбки и дедкины старые штаны — всё перетаскала туда, в клуб, нагнетено туда соломой, в шапке, бабе — так платок, тут был этот к руке приделана, бутылка на верёвочке. Ну а сначала тут концерт как сделают, а потом скажут: «Ну-у! Пошли масленицу жечь!» Ну, так тут председатель или колхоза, или председатель сельсовета выступит, что такие-то достижения, такие-то достижения, но есть среди нас и такие-то, но давайте бороться с этими недостатками. Сожгём, чтобы у нас было меньше пьяниц, меньше было хулиганов, меньше было лодырей.

Ну, жгли это дак. В теперешнее время, а не раньше.

ФА СПбГУ, Бел18-478 ; Вологодская обл., Вашкинский р-н, Покровский с/с, д. Новый поселок ; исп. Шурупова Людмила Васильевна ; зап. Кучумова А., Баранова В., Пономарёва М. 10.07.1998


Семейно – обрядовый фольклор

«Баю-баюшки-баю, живёт барин на краю...»    
(Колыбельная)

Баю-баюшки-баю
Живёт барин на краю
Он не нужен, не богат,
А у его много робят,
У его много ребят,
Да все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят
Да кашу масляну едят.
Каша масляная
Да ложка крашеная.
Ложка гнется, нос/?/ трясётся
Сенька по миру несёт.
Копушенка без носков,
Корзина целая кусков

ФА СПбГУ, Бел10-41 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Шольский с/с, д. Поповка ; исп. Кудряшова Мария Леонтьевна, 1912 г.р. ; зап. Пироговская М. 23.07.1997

«Баюшки-бай-бай, едет серенький бабай...»    
(Колыбельная)

Баюшки-бай-бай,
Едет серенький бабай,
Едет серенький бабай,
Кличет: «Нам Наташу дай».
Мы бабаю на ответ:
«У нас Наташи дома нет».
А и есть, так не дадим,
Наташа надо нам самим.

ФА СПБГУ, Бел10-42 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Глушковский с/с, c. Глушково ; исп. Коршунова В. М. ; зап. Игнатова М., Лёгких В. 13.07.1998

«Люлюшки да люлюшки, прилетели гулюшки...»    
(Потешка)

Люлюшки да люлюшки,
Прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать:
Чем же Наташу нам питать?
Стали кашку варить,
Стали Наташку кормить.

ФА СПбГУ, Бел10-43 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Глушковский с/с, д. Глушково ; исп. Коршунова В. М., 1911 г.р. ; зап. Игнатова М., Лёгких В. 13.07.1998

«Тикирики-микирики летали голубилики...»    
(Потешка)

Тикирики-микирики
Летали голубилики
По кусту, по насту
По белому погосту
Шучка плёска
Сокольник вольник
Шишел вышел
Кто /…/ вышел /…/
Вон пошёл
Короля нашёл.

ФА СПБГУ, Бел10-40 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Шольский с/с, д. Поповка ; исп. Кудряшова Мария Леонтьевна, 1912 г.р. ; зап. Пироговская М. 23.07.1997

Загадка    
(Загадка)

Под полом - полом стоит барышня с колом. Вот это помело - то.

ФА СПбГУ, Бел11-39 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Шольский с/с, д. Митино ; исп. Антонова Анна Маровна, 1906 г.р. ; зап. Жаворонок С., Пономарёва А.. 06.07.1997

Свадебные песни

Раздайся, народ, девичья красота идет,
Не сама идет, ее девица несет,
По полу тесовому, по столу дубовому,
Ножки с подходом, ручки с подносом,
Голова с поклоном, язык с приговором.
Наша елочка росла у большой дороги,
Ехали бояре, нашу елочку покупали,
А мы не продавали, для Андрея Васильевича сберегали.
Андрей Васильевич, нашу елочку посмотри,
Ценой обложи, гостям покажи,
Рубликов семь-восемь, и десять не отбросим.

Ух, ты елочка, наша елочка,
зелена и кудрявая.
Да на тебе, наша елочка,
да много шелковых ленточек,
да много светлого бисера.
Да выряжали мы елочку
для Андрея Ивановича
да ты дари нашу елочку,
да не рублем, не полтиною,
да золотой своей гривною.

Ф.Г.М.: Ну вот тут коробку привешают.
В.Г.А.: Тут коробочка, тут денежку кладут. Потом пошли к невесте, а потом тысяцкому.

И.В.: А то же самое.
Ф.Г.М.: А жених еще может елочку не хотеть.

Ф.Г.М.: А вот так.
Л.Н.А.: А не надо, то как? Не будешь петь.
Ф.Г.М.: Не каждому.
Л.Н.А.: Не каждому.

В.Г.А.: А кто знает, почему?
Л.Н.А.: А не надо дак. И жених-то надо спрашивать.
Ф.Г.М.: Да.
В.Г.А.: У жениха перед свадьбой-то спрашивают, выряжать ли елочку?

В.Г.А.: А вот у кого, поди Валентин женился, где у нас елку-то, Валентин, наверно, или Нина ли?..
Ф.Г.М.: У Ангелины Ивановны.
В.Г.А.: Захватил, да – не наша елка-то. Да на сарай спрятал у нас.
И.В.: Нет, это не в нашей деревни.
Ф.Г.М.: Не будем рассказывать. Значит, это елку уносят. Потом бабки поют тысяцкому.

Хором: нет-нет.
В.Г.А.: Невесте, да тысяцкому, елку уносят – все.
Л.Н.А.: Да всем-всем, кто желает, чтобы проносили. Поносили елочку, денежку собрали.
В.Г.А.: Бабушкам-девушкам кроеное дали. Божатка у невесты приносит кроеное.

В.Г.А.: Да пироги и вина бутылку. Божатка подает: на, мол, возьмите кроеное. Невесте поскотину покажите, да на муравишину не посадите. Голой жопой на муравишину посадят, как не дадут кроеного.

И.В.: Да бабы – они тут и были. Они же и были с елкой.

И.В.: Вот дали им этого самого кроеного – бабкам-девкам.
Ф.Г.М.: Подавайте пирогов вот бабкам.
И.В.: Она сама. Божатка. Голой жопой на муравьик посадят, как не дадут.
В.Г.А.: На-конько, бабы, на-конько, возьмите кроеное. Нашу невесту в лесу не заблудите, поскотину укажите и сенокосы расскажите, на муравишину не посадите.
Ф.Г.М.: Ну вот, а потом начинают петь песни уже.

В.Г.А.: Нет, бабы не молчат!

Ф.Г.М.: Нет, баб угощают тут, подают.
В.Г.А.: Молодые подзывают, кого надо угостить. Подзывают: приходите к столу. Ия Васильевна, подойди к столу, вот ее угощают.
И.В.: Вот мне жених мне подаст вина.
Ф.Г.М.: Ага, она поднесет елочку, ей подадут вина.
В.Г.А.: А потом подзывают, она попробует да «горько»!

Ф.Г.М.: А как? Как не пьяные, следят.

В.Г.А.: Кричат: крепче, крепче. А крепче, так целуйтесь сколько.

ФА СПбГУ Сям3-13; DV06_Vol-Siam_011 ; Вологодская обл., Сямженский р-н, Режский с/с, д. Монастырская ; исп. Ансамбль "Сударушки" ; зап. Веселова И.С., Степанов А.В., Туминас Д.К., Мариничева Ю.Ю., Цветкова А.А., Уорнер Э., Уорнер Б., Голубева Л.В. 09.07.2006

Причет по мужу
(Похоронный причёт)

Причитать, дак ведь место: не са́мо горе плачется - са́мо причитается. Поняли? Не са́мо горе плачется - са́мо причитается.

Вот плачешь да причитаешь - говоришь-то. Плачет...Всех похоронила, всё со слезами...

Я про дедушка расскажу:

А я пришла-то к тебе, дедушка,
А на могилочку твою прекрас...
А ты зачем же меня брос(ь)...
И зачем же ты меня оставил?
А я всего-т...да на,
А я всего-то да натерпелась,
А нет сових-то у меня да нет и роду,
А не роду-то тут и не племени,
А никто не зайдет-то ко мне,
Не проведает...

А тут только - я и у мамушки плакала, это у деда - у своего мужа-то, он одиннадцать годов умер и то скоропостижно ведь умер, да...какие-то вот дрова вот стал волочить вот...

ФА ПЦ DV08_Arch-Mez_016 ; Архангельская обл., Мезенский р-н, Жердинский с/с, д. Жердь ; исп. Кыркунова Антонина Григорьевна, 1923 г.р. ; зап. Туминас Д.К., Сайфиева А.Ю. июль 2008

«Уж подойду я, сиротиночка…»    
(Похоронный причёт)

Уж подойду я, сиротиночка, — заплачу
/Ну и плачьте. Лишний раз помянуть тоже не плохо./
Уж я ко углу ко переднему
Уж ко столу да ко дубовому
Уж я ко телу-то ко белому
Уж ко языку безответному
Уж(ы) ко кормильцу-то ко батюшку
Уж(ы) ты скажи да тепла палушка
Уж(ы) ты куда да снарядилося
Уж(ы) ты куда да сподобилося
Уж(ы) на слыху да нету праздничка
Уж (ы) на слыху нету Господнёва
Уж(ы) во роду нет именинничка
Уж(ы) сама знаю, сиротиночка
Уж(ы) ты куда да снарядилося
Уж(ы) ты во матушку сыру землю
Ой, не спеши, кормилец-батюшко,
Уж(ы) ты во матушку сыру землю,
Уж(ы) как со ту да со сторонушку
Уж соколам да нету вылету
Уж(ы) молодцам да нету выезду
Ой мине жаль тебя тошнёхонько
Ой уж как не в пору да не вовремё
Уж годики не престарелые
Уж волоса не поседелые
Уж(ы) у тебя да тёпла палушка
Здоровьицо да все потеряно
Уж силушка да поистрачена
Уж на войне да тепла палушка,
Ой! уж подними ты брови чёрные
Да приоткрой да очи ясные
Уж ты скажи одно словечушко
Дак приобрадуй мне сердечушко
Уж моя жалось ты великая
Уж моя падось ты падчивая
Ой ты кормилец да мой батюшко
Уж как на этот, как до этого до времечка
Дак было много да роду-племени
Уж как у нас у сиротиночёк.
А уж на это-то как времечко
Дак никого да не осталося
Уж все родные да двоюродные
Уж как твои да братцы милые
Ой! уж положили буйны головы
Дак на военном да чистом полюшке.
Много тут можно причитать: надо кончить, я бы тут причитала два часа.

ФА СПбГУ, Бел17а-35 ; Вологодская обл., Белозерский р-н, Куностьский с/с, д. Маэкса ; исп. Теканова Евстолия Константиновна ; зап. Адоньева С.Б. 07.07.1998