Из опыта моей педагогической деятельности
Учитель начальных классов филиала
МБОУ Сосновская СОШ № 1
в с. Дегтянка
Попова Инна Попова Инна
Васильевна
Мое педагогическое кредо: «Делать то, что ты любишь – свобода. Любить то, что ты делаешь – счастье» Мой девиз : «Уча других, мы учимся сами»
- Для участия в процессах, происходящих в современном обществе, для того, чтобы постоянно идти в ногу со временем, необходимо умение постоянно учиться и организовывать свою деятельность, уметь планировать зону ближайшего и дальнейшего развития, сохранять цель и следовать ей, составлять план, уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, уметь различать трудности и правильно реагировать на неудачу. Уметь постоянно работать над своим характером, воспитывая в себе такие качества, как целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели и готовности к преодолению трудностей.
- Важно обучающихся, с самых первых дней, "готовить" к взрослой жизни: ориентированный подход, коммуникативно - диалоговую деятельность, здоровьесберегающие, развивающее обучение, компьютерные технологии. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости младших школьников.
Главная цель
- анализ и представление значимых результатов, которые обеспечат профессиональный рост учителя в обучении, воспитании,
- мониторинг творческой и самообразовательной деятельности педагога
- показать умения учителя решать профессиональные задачи
- анализ стратегии и тактики профессионального поведения, оценки деятельности учителя
Педагогические цели и задачи:
- повышать свой педагогический уровень,
- пополнять свою педагогическую копилку,
- принимать активное участие в методической работе школы и района,
- планировать свою деятельность и
- прогнозировать результаты своего труда
Тема самообразования:
«Использование современных
педагогических технологий
в работе учителя начальных классов»
Цель современного образования :
воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной
к творчеству.
Основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.
В современной педагогической науке существует множество определений понятия «педагогическая технология»
приведу некоторые из них:
- педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
- под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. (Г.Ю. Ксензова, 2000);
- технологии педагогические – такая совокупность средств и методов организации образовательного процесса (процессов воспитания, обучения и развития личности), которая обеспечивает достижение поставленных целей образования по заранее обоснованным критериям. (Н.Ф. Маслова)
Три основные группы педагогических технологий :
- технологии объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью разработки у них общеучебных умений и навыков;
- личностно – ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
- технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Современные образовательные технологии, которые применяют на практике учителя начальных классов нашей школы:
- Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня
(в сложных словах).
Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и умножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, умноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21
2+5*3=17. Найди ошибку в записях.
Компетентностно - ориентированное обучение
- Моей задачей на уроке является не преподношение готовых знаний ученику, а организация самостоятельного познавательного процесса. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение , обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Педагогика сотрудничества
- Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества , на принципах уважения, взаимного доверия.
Гуманно-личностная технология
- Использую гуманно-личностную технологию , продумываю структуру каждого урока так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.
Информационные технологии
- Использование на уроках информационных технологий , позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Здоровьесберегающие технологии
- Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки включаю физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо , то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Игровые технологии
- Как всем известно, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию . Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Использование игры в обучении, как методический прием - это яркий и действенный способ деятельностного метода обучения. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.
Формы организации учебного занятия
- В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия ( коллективные, групповые, индивидуальные, парные ). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики . Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Результаты использования современных образовательных технологий
- Стабильно высокое качество знаний по предметам (выше 65%), 100%-ный уровень обученности учащихся в классе
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Спасибо за внимание
Пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.