СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта наставнической работы в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта наставнической работы в школе»

Из опыта наставнической работы в школе
Сомова М. Б

учитель МАОУ «Покровская СОШ»

В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

«Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность» были разработаны Министерством Просвещения РФ в помощь педагогам. (Письмо министерства просвещения «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23.01. 2020 года № МР-42/02)

В методических рекомендациях наставничество определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве».

К рассмотрению и использованию в работе предлагаются пять форм наставничества, включающие всевозможные вариации наставничества, в зависимости от условий реализации программы наставничества:

- «ученик-ученик»;

- «учитель-учитель»;

- «студент-ученик»;

- «работодатель-ученик»;

- «работодатель-студент».

Каждая из перечисленных форм нацелена на решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества. В МАОУ «Покровская СОШ» с 2020 года реализуется проект «Наставничество», разработана дорожная карта модели, составлена программа реализации проекта, внедряются актуальные социальные и образовательные практики.

В нашем детском объединении «Совет старшеклассников «Лидер»» я являюсь руководителем с 2018 года. Под моим началом реализуется все мероприятия совета старшеклассников. С 2020 года объединение «Лидер» вошло в школьный проект «Наставничество», где мы реализуем форму наставничества «ученик-ученик».

Форма «ученик-ученик» стала ведущей в реализации социального проекта по самоуправлению «Лидер в тебе». Данный проект команда совета старшеклассников «Лидер» осуществляла в течение трех лет, и в прошлом учебном году был обобщен опыт по реализации формы наставничества «ученик-ученик» в рамках данного социального проекта. Основной проблемой, на решение которой направлен наш проект, является недостаточная активность и проявление инициативы у ребят в общественной деятельности, непонимание смысла и значения общественных дел, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности и негативное восприятие ребятами выполнение общественных дел, как стереотип «ненужности», обременительной обязанности.

Цель проекта: реализация цикла мероприятий для привлечения ребят-новичков в совет старшеклассников, используя форму наставничества «ученик-ученик». Реализацию социального проекта «Лидер в тебе» мы начали с разработки «Положения о наборе кандидатов в команду совета старшеклассников «Лидер»» и разработки анкет для ребят-наставляемых. По результатам анкетирования набралось 60 желающих работать в команде самоуправления школы. В октябре 2020 года огр. комитет проекта, проанализировав анкеты заявителей на участие в проекте, разбил всех на 8 разновозрастных команд, назначил ребят-наставников и объявил о начале работы социального проекта «Лидер в тебе». Это вся работа орг. комитета, которую мы успели сделать в офлайн-формате. Всю остальную работу по первой части проекта ребята-наставники провели в дистанционном режиме. Они испытали значительные трудности, т.к. опыта работы в онлайн-формате у нас не было. Мы создали 9 рабочих групп в социальной сети ВКонтакте и мессенджере вотцап, т.к. ребята-наставляемые были разного возраста, начиная с 5 класса и заканчивая 10 классом. Работа в группах соц. сетей и мессенджеров оказалась действенной и наша деятельность в проекте сдвинулась с места.

В реализации проекта «Лидер в тебе» мы использовали, такие методы, как – наблюдение,

- опрос (анкетирование),

-курирование – как способ сохранения и поддерживания контакта наставляемого кандидата и его куратора-наставника,

-анализ источников информации.

Формы проведения работы с ребятами-наставляемыми мы постарались разнообразить:

-агитация,

-акция,

-беседа,

-викторина,

-игра,

-проектная деятельность,

-субботник,

-съемки видеороликов,

-квесты,

-флешмоб,

-мастер-классы,

-фестиваль.

Использование данных методов и форм работы, позволило нам реализовать проект на достаточном уровне.

Ребята-наставники из совета старшеклассников очень заинтересованы в саморазвитии. Для реализации социального проекта «Лидер в тебе» мы побывали на нескольких лидерских сборах областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства», где слушали лекции современных экспертов в области школьного самоуправления, сами принимали участие в практической части сборов, создавали групповые проекты, при этом интенсивно обучаясь. Особую роль в самообразовании ребят играют интенсивные образовательные курсы в фонде «Золотое сечение» по теме лидерства, где мы ежегодно обучаемся. Всю информацию, которую мы получили на сборах и курсах, мы обсудили, обработали для использования ее в наших условиях. Обобщив все полученные знания, мы смогли приступить к реализации социального проекта. Наш социальный проект «Лидер в тебе» разделился на две части: первая – в онлайн-формате, вторая – в офлайн-формате.

В программе «Лидер в тебе» работали и педагоги-наставники. Это –я, Сомова М.Б., руководитель проекта «Лидер в тебе», Сомова Н.А. и Миронова Е.И. – эксперты проекта.

В онлайн-режиме прошли 3 конкурса: «Знакомство», «Контент-статья», «Тематический видеоролик». Группа сообщества «Ученическое самоуправление «Лидер» МАОУ Покровская СОШ» в социальной сети ВКонтакте стала базовой площадкой для проведения онлайн-мероприятий первой части проекта «Лидер в тебе».

Во второй части проекта «Лидер в тебе» было реализовано три крупных мероприятия, которые были реализованы в очном формате:

-областная акция «ЗАдело. Благоустройство территорий»;

-мастер-классы от обучающихся-наставников по развитию soft-skills;

-фестиваль, подведение итогов учебного года «Лидер в тебе».

В областной акции «ЗАдело» участвовал руководитель проекта, 8 ребят-наставников и 58 ребят-наставляемых, но еще были ребята, которые приняли участие в «Живых уроках», на которых ребята-наставники рассказывали о трудовом подвиге малобелоносовских колхозников во время Великой Отечественной войны. В областной акции «ЗАдело» наша команда совета старшеклассников «Лидер» заняла 2 место в высшей лиге областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства».

В ходе работы над проектом были написаны и размешены статьи и посты по продвижению, проведению и итогам в социальных сетях, на сайте школы.

В целях продвижения социального проекта «Лидер в тебе» командой проекта был составлен календарный план. В данный план вошли все мероприятия, разработанные в ходе реализации проекта.

Наименование этапов, мероприятий

Сроки начала и окончания

Ожидаемые итоги

1.

Отбор активистов для участия в проекте

Сентябрь 2020

Набор в команду

2.

Анкетирование обучающихся перед началом реализации проекта

Октябрь 2020

Выявление потребности у аудитории в данном проекте

3.

Формирование команд, отбор и назначение кураторов, работа над календарным планом проекта

Октябрь 2020

Освещение работы в медиа пространстве

4.

Начало проекта и проведение первого конкурса среди команд «Знакомство»

Формирование плейлистов команд, в онлайн-формате

Ноябрь 2020

Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях

5.

Подведение итогов первого конкурса «Знакомство»

Ноябрь 2020

Размещение фотоколлажей команд в группе сой сети ВКонтакте

6.

Проведение второго конкурса «Контент-статья»

Ноябрь 2020

Размещение статей в группе соц. сети ВКонтакте

7.

Подведение итогов второго конкурса проекта «Контент-статья»

Ноябрь 2020

Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях

8.

Начало и проведение третьего конкурса видеороликов «Тренды Тик-Тока»

Декабрь 2020

Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях

9.

Подведение итогов третьего конкурса видеороликов «Тренды Тик-Тока»

Декабрь 2020

Размещение видеороликов в группе соц. сети ВКонтакте, Одноклассниках

10.

Итоги конкурсов проекта, проводимых в онлайн-формате

Декабрь 2020

Статьи, посты в социальных сетях и на сайте школы

11.

Рабочие встречи создателей проекта

Январь - март 2021

Написание проекта в черновом виде

12.

Реализация областной акции «ЗАдело» командами проекта в формате офлайн

Апрель 2021

Выполнение намеченного плана и Освещение работы в медиа пространстве

13.

Планирование и проведение мастер – классов в офлайн - формате

Май 2021

Выполнение намеченного плана и Освещение работы в медиа пространстве

14.

Планирование и проведение фестиваля «Лидер в тебе», заключительное мероприятие проекта в офлайн-формате

Май 2021

Организация и качественное проведение заключительного мероприятия проекта

12.

Анализ выполненной работы и подготовка материалов проекта на конкурс

Июнь 2021

Сдача проекта на экспертизу


По ходу реализации плана все запланированные командой проекта мероприятия были выполнены.

Наше школьное сообщество (обучающиеся, педагоги, родители), жители села, муниципального округа, пройдя обучение на наших пилотных мастер-классах, приняв участие в мероприятиях проекта, с помощью наших ребят-кураторов, смогли понять и осознать важность школьного самоуправления, лидерского движения. Мы, организаторы и участники проекта нашли способы и возможности использования смешанного типа проведения данного проекта, первую часть провели в онлайн-формате, вторую – в офлайн-формате. Метапредметность проекта заключается в том, что мы смогли совместить свои hard и soft скиллы в рамках проведения пилотных мастер-классов, которые по результатам опроса участников получили хорошие отзывы. 87% опрошенных ребят считают, что пилотные выпуски удались и нужно проводить мастер-классы в штатном режиме.

Мы постарались продвинуть свою деятельность в СМИ, был составлен и реализован контент-план проекта.


Наименование СМИ

Форма изложения информации

Количество информаций

1.


Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRP7K

Информационное сообщение о начале работы проекта «Лидер в тебе»

1 (214 просмотров)

2.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/Rw6gH

Информационное сообщение о первом конкурсе «Знакомство»

8 (2661просмотр)

3.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRGnB

Информационное сообщение о Формирование плейлистов команд

3 (558 просмотров)

4.

Социальная сеть Одноклассники

https://clck.ru/YRH42

Информационное сообщение о подведении итогов конкурса «Знакомство»

1 (730 просмотров)

5.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/S9bKC

Информационное сообщение о втором конкурсе «Контент-статья»

8 (2201 просмотр)

6.

Социальная сеть Одноклассники

https://clck.ru/YRJC3

Информационное сообщение о подведении итогов конкурса «Контент-статья»

1 (741 просмотров)

7.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRJ8y

Информационное сообщение о подведении итогов конкурса «Контент-статья»

1 (352 просмотра)

8.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRJNP

Информационное сообщение о начале третьего конкурса видеороликов «Тренды Тик-Тока»

1 (235 просмотров)

9.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRJiq

https://clck.ru/YRJpX

Информационное сообщение о проведении третьего конкурса «Видеоролик в формате Тик-Ток»

6 (1295 просмотров)

10.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRK6L

https://clck.ru/YRK8N

Информационное сообщение о подведении итогов третьего конкурса видеороликов «Тренды Тик-Тока»

3 (1637 просмотров)

11.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/WCP3q

Информационное сообщение о реализации областной акции «ЗАдело» командами проекта в формате офлайн

15 (7766 просмотров)

12.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/YRMwh

Информационное сообщение о планировании и проведение мастер – классов в офлайн - формате

12 (4610 просмотров)

13.

Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер»

https://clck.ru/WCWUK

Информационное сообщение о планировании и проведение фестиваля «Лидер в тебе», заключительное мероприятие проекта в офлайн-формате

11 (6200 просмотров)

11.

Сайт МАОУ «Покровская СОШ»

https://clck.ru/YRHJQ

Размещение информационных материалов по продвижению проекта «Лидер в тебе»

5 публикаций

й

Социальные сети ВК и Одноклассники

Информационные сообщения и мастер-классы, фестиваль

71 (29770 просмотров)

По итогам реализации проекта и контент-плана к нему, мы можем сделать вывод, что команда организаторов, делая робкие шаги в начале проекта, смогла доказать, что участники проекта, ученики, родители, педагоги были заинтересованы в нашей работе. Это видно по просмотрам постов в социальных сетях. Они начинаются с цифры 214 и заканчиваются несколькими тысячами.

С 12 мая 2021 года мы провели пилотные мастер-классы по развитию soft-skills. Ребята-наставники определили тематику мастер-классов, согласно своим возможностям и провели 5 пилотных мастер-классов:

- «Азы фотосъемки и обработки фотографий» (56 ребят);

- «Ораторское мастерство, как не бояться выступать на сцене» (15 ребят);

- «Танцевальный флешмоб, как научиться?» (19 ребят);

- «Как научиться снимать видео для Тик-тока?»(24 человека);

- «Как грамотно вести свою страницу в ВК» (10 ребят).

 20 мая 2021 года мы провели фестиваль «Лидер в тебе», как завершение проекта и подведение итогов года в команде совета старшеклассников «Лидер».

По итогам 8 сезона областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства» наша команда совета старшеклассников «Лидер» заняла 2 место в высшей лиге проекта. По опросу участников проекта «Лидер в тебе» мы выяснили, что работать в совете старшеклассников интересно 100% опрошенных.

92% ребят готовы быть ответственными за порученное дело.

87% ребят готовы изменить свою точку зрения при коллективном обсуждении и ощутить собственную ответственность за результат работы группы, но только 59% могут предложить новые идеи или пути решения проблем. Также был проведен опрос участников мастер-классов, по которому нам стало ясно, что ожидания респондентов оправдались полностью у 92% участников. К положительным моментам респонденты отнесли: 100% организованность ведущих, все объяснения и виды деятельности были подробными и доступными, а главное интересными, участники приобрели позитивный опыт. Они не просто увидели, а приобрели, некоторый опыт по заявленным темам мастер-классов.

Проект «Лидер в тебе» заявлен на областной фестиваль «Профессионалы Урала», который пройдет в декабре 2021 года. Мы считаем, что за три года работы проекта, ребята-наставники и ребята-наставляемые уже проработали свои лидерские качества, и они могут передать свои знания и опыт другим участникам проекта.

В 2021-2022 учебном году мы приступили к реализации социального проекта «Лидер для других», главной задачей которого является передача опыта ребят-наставников, более младшим ребятам, которые в перспективе смогут быть наставниками у кандидатов.

Для проекта «Лидер для других» были составлены 9 пар ребят-наставников и ребят-помощников. По результатам анкетирования в проекте пожелали участвовать 92 ученика. Все ребята-наставляемые были распределены на 9 групп, в этом учебном году по классам, т.к. сделать разновозрастные команды не позволяют правила обучения во время пандемии. Ребятами-наставниками был составлен календарный план проекта и установлены сроки реализации проекта.

Мой опыт, как педагога-наставника был обобщен на муниципальном этапе Педагогических чтений - 2021 в докладе на тему «Наставник – наставляемый: результаты взаимодействия». Я входила в группу организаторов Областного семинара ИРО по теме: «Новые управленческие технологии в школах группы ШАНС» и представляла доклад на тему «Практический опыт школьного лидерства в системе «ученик-ученик»». Участвовала в муниципальном этапе августовской районной педагогической конференции – 2021, представляя доклад «Практический опыт школьного лидерства и системы наставничества», участвовала в работе интерактивной площадки «Профессии будущего: будущее начинается здесь и сейчас» с выступлением «Взаимодействие с областным сетевым проектом «Уральская академия лидерства».


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!