СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья "Из опыта работы учителя русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Гурьянова Резеда Фазыловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №2 им.ак.К.А.Валиева г.Мамадыш»

Из опыта работы

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

-максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;

-учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;

-постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;

-проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;

-применение личносто-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.

Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать особенности литературных текстов. Интересно проходят уроки, на которых ученики знакомятся с баснями И.А. Крылова. Они образны, эмоциональны, выразительны, доступны обучающимися по форме и по содержанию. За образами зверей ребята прекрасно видят человеческие пороки, недостатки, учатся самостоятельно анализировать поступки героев, негодуя, смеясь или восхищаясь. Так обучающиеся знакомятся с понятием аллегория, учатся искусству олицетворения и иносказания. На уроках дети не только учатся видеть мораль (мораль – основа всякой басни), но и играют, воплощая героев басен И.А. Крылова, причем задания, связанные с инсценировкой басен, даются по группам и включают в себя произведения, выходящие за рамки школьной программы. А затем я предлагаю творческое задание – попытаться самостоятельно написать басню, превратившись в баснописца. Ребята с интересом относятся к этой работе, им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение. Результаты этой работы многих радуют, ведь большинству учеников басня удаётся.

Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников. Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение.

С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, причем, руководствуясь дифференциацией, предлагает разный уровень сложности для разных категорий учеников, использует в работе перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.

Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, свободные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.

В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных систем и технологий, их применения в конкретной ситуации. Современные информационные коммуникативные технологии обладают уникальными возможностями для развития творческих способностей обучающихся: используем ИКТ в подготовке мультимедийных презентаций, создание обучающих программ и т.д. С учётом особенности русского языка как предмета гуманитарной области в курсе школы целесообразно отбирать те педагогические технологии, которые учитывают специфику предмета. Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие творческой активности. На уроках обеспечиваю поле деятельности для творческого самопроявления всех обучающимся. Выстраиваю урок как единое целое с чёткими установками, направленными на развитие мыслительной и творческой активности обучающихся. Поэтому на уроках использую различные виды творческих работ: составление предложений по схемам; творческие диктанты, целью проведения которых является развитие речевых навыков обучающихся и обучения орфографии; творческие диктанты с изменением формы предложения или его части с перестановкой членов или частей предложения; сочинения-миниатюры, причём этот вид творческих работ всегда провожу дифференцированно с целью научить каждого. Считаю, что дифференцированным обучением является динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися.

Умение самостоятельно работать – один из главных видов деятельности на уроке. Планируя проведение урока, я стараюсь добиваться высокой эффективности, так как на занятиях обучающиеся должны получить глубокие знания, овладеть учебными навыками, умениями. Это уроки, на которых широко и разносторонне использую систему обратной связи, т.е. провожу устный и письменный опросы, опрос с элементами программирования, опрос с выборочным ответом или тест, которые позволяют оперативно выявить уровень знаний и умений обучающихся на определенном этапе, а в идеале – проверить знания и умения обучающихся всего класса. Наряду с применением тестовых технологий считаю, что необходимо, чтобы закрепление навыка правописания проводилось не только на уроке ознакомления с правилом, но и на последующих уроках, для того чтобы знания и приобретенные навыки закрепились в долговременной памяти учеников, были доведены до автоматизма.

Использование системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны. Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Включаю сильных обучающихся в проектную деятельность, обучающимся с гуманитарным складом ума поручаю составлять рефераты, доклады и т.д. Стараюсь организовать самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей, применяя многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Применяя психологию дифференцированного обучения на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами, группами, коллективной ), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого.

Активно применяю технологии, которые развивают познавательный интерес учащихся: технологии развивающего обучения, проектную, игровую, тестирование, использую занимательный материал, задания повышенной сложности, таблицы, схемы, кластеры, мультимедиа – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие познавательного интереса, успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и литературе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!