СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по использованию технологии поддержки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы Мирошниковой Людмилы Федоровны, педагога дополнительного образования МКОУ ДОД РДЭЦ, руководителя детского объединения "МАН"(«Малая академия наук"), методиста МКУ ДО РДЭЦ по использованию технологии педагогики поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения. Одним из важнейших элементов системы воспитания обучающихся, ориентированной на развитие их индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится его воспитанник, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности обучающегося, на становление и проявление его индивидуальности. Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это создание условий для его самостоятельного противостояния проблеме, построение индивидуальной формулы успеха. В практике моей работы возникла необходимость организации педагогической поддержки в социализации обучающейся, занимающейся сначала в детском объединении "Лазурь", а затем в Малой академии наук. Из наблюдений за общением, поведением Ани П. и разговора с ней и с ее родителями был зафиксирован сигнал проблемности о невостребованности ее желания проявить себя среди сверстников, как активного организатора, участника социально-значимой деятельности. Мешала неуверенность в своих силах, отсутствие положительного опыта, убеждение, что педагоги будут отдавать всегда предпочтение другим детям при распределении социально-важных ролей. Очень пугала возможность неудач. Проведенная с Аней в доверительной беседе совместная оценка проблемы, показала ее большую значимость для подростка и согласие работать над ней вместе. Ситуативное тестирование и психолого-диагностическая работа с обучающейся педагога-психолога Косенковой Т.С. на первом этапе определили ее эмоционально-психологическое состояние; готовность к общению. Использование приемов коммуникативного взаимодействия обеспечивали благоприятное эмоционально-положительное настроение к многочисленным беседам, привело к установление прочного контакта с обучающейся и устранило психологические барьеры. После этого был организован совместный поиск причин возникновения трудностей в самореализации Ани. С помощью приемов активного слушания и проговаривания были определение причины возникновения проблемы: отсутствие положительного опыта проявления активных действий, возможности проявления инициативы, участия в реальных полезных делах; неуверенность в наличии организаторских, лидерских качеств, поддержки со стороны друзей, страх перед внешней оценкой. После налаживания договорных отношений о том, что Аня при моей помощи и помощи других педагогов центра будет направлять все усилия на решение своей проблемы, определили пути и способы ее решения. Была выбрана тактика "помощи". Все усилия были направлены на то, чтобы обучающаяся обязательно начала действовать добровольно. Ей необходимо было "узнать вкус успеха". До этого девочка считала, что она никому в детском коллективе не интересна, ее мнение никому не важно. Она блокировала свою активность. Были необходимы доказательства того, что взрослые и дети способны понять и поддержать ее. Педагогическая поддержка социализации обучающейся проходила в ходе познавательной деятельности, средствами трудовой и общественной деятельности. В рамках познавательной деятельности все усилия были направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия Ани со сверстниками и с педагогом в ходе освоения учебного материала при системно-деятельностном подходе. При этом осуществлялось последовательное движение обучающейся от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Аня была вовлечена в социальное проектирование. Успех первой пробы в качестве активного организатора и участника проекта "Скорая экологическая помощь" был гарантирован. Помощь птицам в зимнее время получила широкое одобрение и поддержку большинства обучающихся центра. Доброе дело инициаторов проекта освещалось в стенной печати. Аня получала одобрение, стимулирование каждой ее инициативы и действий, безотлагательную помощь и координацию деятельности. Социализация обучающейся средствами трудовой деятельности была направлена на формирование у нее отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. Аня за два года стала активной участницей трудовых десантов по посадке деревьев, цветочно - декоративных растений, экологических субботников на г. Куцай, акции "С любовью к малой родине мы делами добрыми едины". Работа над вторым проектом "Живые символы моей малой родины" и его успешная презентация на районной коалиционной акции "День гражданских инициатив", а затем и победа на краевом конкурсе восстановила у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей, помогла найти себя среди других, повысить самооценку, приобрести стабильное эмоциональное состояние. После этого был осуществлен переход на тактику "содействия" и "взаимодействия", когда сначала создавались условия для того, чтобы Аня в меру осознанности строила и управляла своим настоящим, а потом, создавались условия, которые помогали педагогу (педагогам) и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. Основной формой общения стал диалог-беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут. Было достигнуто понимание того, что необходима дальнейшая социально значимая общественная деятельность, проявление социальных инициатив в сфере общественного самоуправления. Аня стала участвовать в работе детского общественного объединения "Росток", объединения "Лидер", в работе районных и краевых школ актива. Каждый из пройденных этапов был совместно с ребенком обсужден, отмечались успехи и неудачи, осмысливался новый опыт жизнедеятельности. На данный момент проблема разрешилась. Аня занимает активную гражданскую позицию, активно занимается волонтерской деятельностью, возглавляет детское самоуправление учреждения, является членом Союза молодежи Ставрополья, призером районного конкурса «Лидер-2016».

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по использованию технологии поддержки»



Из опыта работы

Мирошниковой Людмилы Федоровны, педагога дополнительного образования МКОУ ДОД РДЭЦ, руководителя детского объединения "МАН"(«Малая академия наук"), методиста МКУ ДО РДЭЦ по использованию технологии педагогики поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения.


Одним из важнейших элементов системы воспитания обучающихся, ориентированной на развитие их индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится его воспитанник, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности обучающегося, на становление и проявление его индивидуальности. Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это создание условий для его самостоятельного противостояния проблеме, построение индивидуальной формулы успеха.

В практике моей работы возникла необходимость организации педагогической поддержки в социализации обучающейся, занимающейся сначала в детском объединении "Лазурь", а затем в Малой академии наук. Из наблюдений за общением, поведением Ани П. и разговора с ней и с ее родителями был зафиксирован сигнал проблемности о невостребованности ее желания проявить себя среди сверстников, как активного организатора, участника социально-значимой деятельности. Мешала неуверенность в своих силах, отсутствие положительного опыта, убеждение, что педагоги будут отдавать всегда предпочтение другим детям при распределении социально-важных ролей. Очень пугала возможность неудач. Проведенная с Аней в доверительной беседе совместная оценка проблемы, показала ее большую значимость для подростка и согласие работать над ней вместе.

Ситуативное тестирование и психолого-диагностическая работа с обучающейся педагога-психолога Косенковой Т.С. на первом этапе определили ее эмоционально-психологическое состояние; готовность к общению. Использование приемов коммуникативного взаимодействия обеспечивали благоприятное эмоционально-положительное настроение к многочисленным беседам, привело к установление прочного контакта с обучающейся и устранило психологические барьеры. После этого был организован совместный поиск причин возникновения трудностей в самореализации Ани. С помощью приемов активного слушания и проговаривания были определение причины возникновения проблемы: отсутствие положительного опыта проявления активных действий, возможности проявления инициативы, участия в реальных полезных делах; неуверенность в наличии организаторских, лидерских качеств, поддержки со стороны друзей, страх перед внешней оценкой. После налаживания договорных отношений о том, что Аня при моей помощи и помощи других педагогов центра будет направлять все усилия на решение своей проблемы, определили пути и способы ее решения. Была выбрана тактика "помощи". Все усилия были направлены на то, чтобы обучающаяся обязательно начала действовать добровольно. Ей необходимо было "узнать вкус успеха". До этого девочка считала, что она никому в детском коллективе не интересна, ее мнение никому не важно. Она блокировала свою активность. Были необходимы доказательства того, что взрослые и дети способны понять и поддержать ее. Педагогическая поддержка социализации обучающейся проходила в ходе познавательной деятельности, средствами трудовой и общественной деятельности. В рамках познавательной деятельности все усилия были направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия Ани со сверстниками и с педагогом в ходе освоения учебного материала при системно-деятельностном подходе. При этом осуществлялось последовательное движение обучающейся от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Аня была вовлечена в социальное проектирование. Успех первой пробы в качестве активного организатора и участника проекта "Скорая экологическая помощь" был гарантирован. Помощь птицам в зимнее время получила широкое одобрение и поддержку большинства обучающихся центра. Доброе дело инициаторов проекта освещалось в стенной печати. Аня получала одобрение, стимулирование каждой ее инициативы и действий, безотлагательную помощь и координацию деятельности.

Социализация обучающейся средствами трудовой деятельности была направлена на формирование у нее отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. Аня за два года стала активной участницей трудовых десантов по посадке деревьев, цветочно - декоративных растений, экологических субботников на г. Куцай, акции "С любовью к малой родине мы делами добрыми едины".

Работа над вторым проектом "Живые символы моей малой родины" и его успешная презентация на районной коалиционной акции "День гражданских инициатив", а затем и победа на краевом конкурсе восстановила у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей, помогла найти себя среди других, повысить самооценку, приобрести стабильное эмоциональное состояние. После этого был осуществлен переход на тактику "содействия" и "взаимодействия", когда сначала создавались условия для того, чтобы Аня в меру осознанности строила и управляла своим настоящим, а потом, создавались условия, которые помогали педагогу (педагогам) и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. Основной формой общения стал диалог-беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут. Было достигнуто понимание того, что необходима дальнейшая социально значимая общественная деятельность, проявление социальных инициатив в сфере общественного самоуправления. Аня стала участвовать в работе детского общественного объединения "Росток", объединения "Лидер", в работе районных и краевых школ актива.

Каждый из пройденных этапов был совместно с ребенком обсужден, отмечались успехи и неудачи, осмысливался новый опыт жизнедеятельности. На данный момент проблема разрешилась. Аня занимает активную гражданскую позицию, активно занимается волонтерской деятельностью, возглавляет детское самоуправление учреждения, является членом Союза молодежи Ставрополья, призером районного конкурса «Лидер-2016».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!