СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описания  технологии " Проблемного обучения"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Педагогические технологии, используемые в работе учителем начальных классов МБОУ « Любинская СОШ №2» Романовой Ириной Михайловны.

В процессе обучения учащихся в своей работе стараюсь применять различные педагогические методы такие как: парная работа, работа в группах, объяснительно-иллюстративный метод , но одной из любимых и часто используемых является технология проблемного обучения. С методикой этой технологии я познакомилась в 2009 году в курсе знакомства с программой «Школа 2100». Для характеристики проблемного обучения как нельзя лучше подходят слова Э.И. Александрова « Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать своё маленькое открытие». Целью технологии проблемного обучения является:

-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся;

- формирование прочных знаний;

- повышение учебной мотивации через эмоциональную окраску урока;

- воспитание активной личности.

В процессе урока учитель создаёт проблемную ситуация, специально направленную на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Данная ситуация возникает при условии, если обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на поставленный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемная ситуация возникать может так же при столкновении учащихся с необходимостью использовать усвоенные знания в новых практических условиях при очевидности факта недостаточности этих знаний.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

- Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, данные с заведомо допущенными ошибками.

- Поиск истины ( способа, приёма, правила решения).

- Различные точки зрения на один и тот е вопрос.

- Противоречие практической деятельности.

Учитель может привести обучающихся к проблемной ситуации с помощью побуждающего диалога, который помогает сформулировать учебную задачу. Ещё одним видом диалога, является подводящий диалог. В этом диалоге используется логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, помогающая достигнуть новых знаний, способа действий. Так же в проблемном обучении могут применяться мотивирующие приёмы такие как сообщение исторических фактов, легенд, демонстрация непонятных явлений, «актуализация»- обнаружения смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными условиями использования проблемной ситуации являются:

Со стороны учащихся:

- новая тема( открытие новых знаний);

- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

- умение определять область «незнания» в новой задаче;

- активная поисковая деятельность.

Со стороны учителя:

- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

-формировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Методов технологии проблемного обучения несколько:

- Монологический;

- Рассуждающий;

- Диалогический;

- Эвристический;

- Исследовательский;

-Программированный.

Хочется немного представить каждый из названных методов.

Монологический: учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт готовые выводы, но делает это в условиях проблемной ситуации.

Рассуждающий: излагая тему, учитель идёт путем поиска и открытия нового с помощью суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Диалогический: учитель решает проблемную ситуацию с помощью учащихся, которые участвуют в постановке проблемы, выдвижении предложений и доказательстве гипотез.

Эвристический: открытия нового происходит самими учащимися, а учитель только отслеживает и корректирует новые открытия.

Исследовательский: организация учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Учение совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Программированный: учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.

Хочется привести несколько примеров проблемных ситуаций.

1. Предмет «Окружающий мир»

Тема урока: «Природные зоны России».

Продукт: стенгазета.

Проблемная ситуация, созданная учителем: Миша и Маша после новогодних каникул пришли к Анишит Иокоповне, поделились впечатлениями о проведенных каникулах в лагере «Артек». Маша и Миша были удивлены, что все дети приехали в разной сезонной одежде. Давайте поможем ребятам разобраться, почему дети приехали в разной сезонной одежде.

2. Предмет «Русский язык» в 3-м классе.

Тема урока: «Сложные слова».

Учитель

Ученики

В словах на доске выделите корень (практическое задание).

Все согласны? (побуждение к осознанию противоречия)

Какой корень в слове «мухоловка»? (побуждение к формированию проблемы)

Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.

Нет.


В слове «мухоловка» два корня: «мух» и «лов».


3. Предмет «Русский язык» в 3-м классе.

Тема урока: «Склонение существительных».

Учитель

Ученики

Прочитайте предложение.


Найдите однородные члены в этом предложении.

К какой части речи они относятся?

Определите их род и падеж (предъявление первого факта)

Выделите их окончания (предъявление второго факта).


Что интересного заметили?

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

Сестре, дочери.


Это существительное.

Женский род, предложный падеж.


Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

(Осознание противоречия, т.к. одинаковый падеж и род, но разные окончания).


Таким образом, создания проблемных ситуаций способствуют развитию мышления и познавательной деятельности у обучающихся во время учебных занятий. Способствует поиску открытия новых знаний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!