Тема «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах».
Добрый день уважаемые коллеги!
Есть такое огромное счастье,
Которое питается солнцем,
Балуется физкультурой,
Любит свежий воздух и пьёт чистую воду.
Оно всю жизнь сражается с болезнями!
У него сам Минздрав в друзьях!
Знаете…оно дороже денег и полезнее золота.
Это большущее счастье,
И когда его не замечают, значит, оно есть!
Как вы думаете Что это?
ЗДОРОВЬЕ!
Что может быть важнее здоровья ребенка! Вся сумма знаний, которые он получит за годы в школе - НИЧТО, если будет потеряно здоровье! А большую часть здоровья ребенок теряет именно в школе, как это ни парадоксально. К сожалению, с каждым новым набором детей в 1-й класс убеждаюсь, что физическое и психологическое здоровье детей становиться всё хуже. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках.
Главный принцип моей работы с детьми в этом направлении - «Научи детей стремиться быть здоровыми!»
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
ФГОС второго поколения определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Задачи:
-организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
-научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Каждый рабочий день в классе начинаем с зарядки. Зарядку проводят сами дети. Комплекс упражнений разучиваем на уроках физической культуры. А зарядка под музыку создает эмоциональный настрой детей на работу.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Это достигается с помощью - использования положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.);
-умения настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
- или, используя стихотворные строки:
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности в зависимости от типа урока: опрос учащихся, письмо, решение проблемных ситуаций, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, инсценирование. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Помогает разнообразить работу на уроках мобильная компьютерная установка. В классе имеется внутренний вай-фай. Каждый ученик работает за своим компьютером, получая с учительского компьютера индивидуальные задания, результаты которых фиксируются учителем.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую:
- работу в парах;
- фронтальный опрос;
- игровые приёмы;
- приёмы с элементами соревнования.
Приемы с элементами соревнования стараюсь использовать многих уроках, Например, эстафеты по рядам на знание таблицы умножения, « Составь цепочку из словарных слов», «Запиши объекты живой и неживой природы» и т.д.
Вставки о здоровье на уроках также позволяют решать задачи здоровьесбережения.
Остановлюсь на литературном чтении. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Все выше перечисленное делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Для того чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки провожу с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Достичь этой цели можно при помощи тренажёра Базарного, который я вывешиваю на доске выше уровня глаз или использую интерактивную доску. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.
Через какое-то время заменяю тренажёр на новый: это крупные клетки на которых слева - цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки. Куда села бабочка? Данный тренажер не только укрепляет зрение, но и развивает наблюдательность, внимание, совершенствует навыки счета, помогает детям ориентироваться в пространстве.
На уроках, которые требуют от детей наибольшего внимания, мы проводим кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения!
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей. Результат моей работы – в классе отсутствуют дети со слабым зрением!
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
Не остается в стороне и проектная деятельность. В этом году с третьеклассниками составили групповые мини-проекты на темы: «Сохранение зрения», «О вреде курения», «Компьютерные игры. Хорошо или плохо?»
Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем собрали материал о здоровье.
В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся:
более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,
раскрыть свои творческие способности,
улучшить психологический климат в детском коллективе.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей (Диаграмма)
А учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Спасибо за внимание!