СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Тема «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах».



Добрый день уважаемые коллеги!


Есть такое огромное счастье,

Которое питается солнцем,

Балуется физкультурой,

Любит свежий воздух и пьёт чистую воду.
Оно всю жизнь сражается с болезнями!
У него сам Минздрав в друзьях!
Знаете…оно дороже денег и полезнее золота.
Это большущее счастье,

И когда его не замечают, значит, оно есть!
Как вы думаете Что это?


ЗДОРОВЬЕ!

Что может быть важнее здоровья ребенка! Вся сумма знаний, которые он получит за годы в школе - НИЧТО, если будет потеряно здоровье! А большую часть здоровья ребенок теряет именно в школе, как это ни парадоксально. К сожалению, с каждым новым набором детей в 1-й класс убеждаюсь, что физическое и психологическое здоровье детей становиться всё хуже. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках.

Главный принцип моей работы с детьми в этом направлении - «Научи детей стремиться быть здоровыми!»

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
ФГОС второго поколения определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. 

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Задачи:

-организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
-научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;


Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.


Каждый рабочий день в классе начинаем с зарядки. Зарядку проводят сами дети. Комплекс упражнений разучиваем на уроках физической культуры. А зарядка под музыку создает эмоциональный настрой детей на работу.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Это достигается с помощью - использования положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.);

-умения настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

- или, используя стихотворные строки:

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.


В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.


Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности в зависимости от типа урока: опрос учащихся, письмо, решение проблемных ситуаций, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, инсценирование. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Помогает разнообразить работу на уроках мобильная компьютерная установка. В классе имеется внутренний вай-фай. Каждый ученик работает за своим компьютером, получая с учительского компьютера индивидуальные задания, результаты которых фиксируются учителем.

Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую:

- работу в парах;

- фронтальный опрос;

- игровые приёмы;

- приёмы с элементами соревнования.

Приемы с элементами соревнования стараюсь использовать многих уроках, Например, эстафеты по рядам на знание таблицы умножения, « Составь цепочку из словарных слов», «Запиши объекты живой и неживой природы» и т.д.


Вставки о здоровье на уроках также позволяют решать задачи здоровьесбережения.

Остановлюсь на литературном чтении. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)


Все выше перечисленное делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Для того чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз.  Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  провожу с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Достичь этой цели можно при помощи тренажёра Базарного, который я вывешиваю на доске выше уровня глаз или использую интерактивную доску. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.

Через какое-то время заменяю  тренажёр на новый: это крупные клетки на которых слева - цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки. Куда села бабочка? Данный тренажер не только укрепляет зрение, но и развивает наблюдательность, внимание, совершенствует навыки счета, помогает детям ориентироваться в пространстве.

На уроках, которые требуют от детей наибольшего внимания, мы проводим кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения!

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей. Результат моей работы – в классе отсутствуют дети со слабым зрением!

Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.


Не остается в стороне и проектная деятельность. В этом году с третьеклассниками составили групповые мини-проекты на темы: «Сохранение зрения», «О вреде курения», «Компьютерные игры. Хорошо или плохо?»

Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем собрали материал о здоровье.

В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.


Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся:

более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,

раскрыть свои творческие способности,

улучшить психологический климат в детском коллективе.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей (Диаграмма)

А учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Спасибо за внимание!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!