СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько приемов как разнооразить уроки русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

На уроках русского языка нам необходимо запомнить большое количество информации, Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.

.Поэтому была выбрана тема по самообразованию

«Мнемонические приёмы при обучении русскому языку » 1слайд.


Цель работы: 2 слайд.

1.Углубление знаний о применении современных образовательных технологий.

2.Применение данных технологий для более эффективного усвоения и запоминания учебного материала обучающимися.


Задачи самообразования по теме: 3 слайд

1. Активизация учебного процесса за счет использования приемов мнемотехники.

2.Создание папки « Узелки на память/практические материалы использования приёмов мнемотехник».

Ожидаемые результаты:

средствами современных образовательных

технологий создать комфортную образовательную среду, тем самым повысить учебную мотивацию и уровень усвоения знаний.

4,5 слайд интересные факты.

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы человеческой памяти. Один из основных её законов можно сформулировать так: легче запомнить огромную систему с простыми и ясными связями между частями, чем отдельные, не связанные между собою предметы.  Так что же такое мнемоника?  В энциклопедическом словаре  Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дается следующее определение данного понятия «Мнемоника – слово древнегреческое  «μνημονικόν»—искусство запоминания, визуализации объекта или субъекта».

6 слайд

Мнемотехника — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Ещё  древние греки успешно применяли мнемотехнику. Используя её, они  приобретали способность быстро запоминать большой материал, показывая при этом своё ораторское искусство. Мнемотехника использовалась еще  в Древней  Руси. Прекрасный  тому пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю/ведаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – глагол/говорить есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – говори/произноси слово твердо.


Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления;

Приёмы мнемотехники на уроках русского 7 слайд.

ассоциативные рисунки

-звуковые ассоциации

-комбинированный метод

-метод списка

-рифмовка

-сказки –ассоциации

-схематично –рисуночный метод

1. Ассоциативные рисунки (или графический способ) К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективно8о запо­минания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

2. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:

1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действи­тельно непроверяемые.

2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запом­нить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необыч­ным, может быть, даже нелепым.

4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запо­минаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ. уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИКе.

3. Комбинированный метод

Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комби­нированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную 

4.. Метод списка

Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:   Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.2.  Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).3.  Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет 

В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.

Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.

Возможности применения этого способа запоминания правопи­сания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.5. 5.РифмовкиСвязь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог .орфоэпия.

Ты нам шторы не возИ,

Мы повесим жалюзИ!

Ели ,ели торты- не налазят шорты.

Морфология.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая, брить, стелить А еще: смотреть, обидеть,Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Поля стеклЯННые,

межи деревЯННые,

а ручки оловЯННые.

Посмотрите на окно-там стеклянное окно, рамы деревянные, шпингалеты оловянные.


. Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Фонетика

Фо׳ка, хочешь поесть щец?

« Ой, мы же не забывали друга». 

«Лимон — рай» - сонорные, всегда звонкие.

«[Й]огурт, [ч]ай, [щ]ербет»- слаще в мире нет/ Непарные мягкие согласные Лексика.АНТОНИМЫ

Минус - плюс,

огонь - вода,

Дерзкий - осторожный.

Все антонимы всегда Противоположны).

Культура речи.


«Одеваем Надежду – надеваем одежду».

 «На себя надену, Олечку одену».

Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.

6.сказки- ассоциации.

Сказка о падежах

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.Родился – стал родительным. Это имя ему понравилось.Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным». 7.схематично-рисуночный.

Чаще всего используем схемы.

Танцевать- танцую, -ОВА- -ЕВА-

Рисовать –рисую,

Рассказывать- рассказываю,

Рассматривать- рассматриваю. Ыва, ива

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.

2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.

3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.

4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402.

5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

 7. http://spiritual_culture.academic.ru
8. http://www.london-moscow.ru/russkiy_yazik
9.. https://ru.wikipedia.org/wiki
10.. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!