Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ.
(выступление сопровождается показом слайдов и дидактических материалов: карточки, кроссворды, кластеры, интеллект-карты и т.п.)
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальных проблем педагогики. Наличие у школьников познавательных интересов способствует активизации мыслительной деятельности, росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности обучения.
Образовательный процесс сегодня включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников. Они хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, привлекательная цель, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.
Необычная форма обучения – прямой путь к развитию познавательного интереса у учащихся - урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, интервью, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения.
К активным формам работы и методам обучения при изучении курса ОРКСЭ можно отнести:
дискуссии (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины;
творческие мастерские;
проектирование;
исследовательский метод;
взаимные вопросы и задания для групп;
взаимообъяснение;
интервью;
драматизация (театрализация);
составление словаря терминов и понятий;
составление галереи образов;
работа с притчами.
Данные методы, приёмы и формы используют многие коллеги. Остановлюсь на методах и приёмах активизации познавательной деятельности учащихся, которые применяю в своей педагогической деятельности.
1. Работа с понятиями и терминами
В курсе ОРКСЭ много различных понятий и терминов. Существует разные способы их объяснения на уроках ОРКСЭ: подбор синонимов и антонимов, объяснение значения через контекст, развёрнутое описание, включение слова в тематически близкую группу слов, среди которых могут быть слова, относящиеся к различным частям речи. В процессе работы с понятиями составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса, формированию умений свободно оперировать основными понятиями курса. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым.
Для лучшего запоминания изученных понятий и терминов использую на уроках следующие приёмы:
«Домино» (Берётся несколько карточек, каждая карточка разделена чертой на две части, на одной части написано понятие, на другой – определение к другому понятию);
«Найди пару» (соединить понятие или термин с определением, толкованием).
«Анаграммы» (прочитать слово, объяснить его значение)
«Видимо-невидимо" (Класс делится на группы. На экране появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано несколько слов. Через 1 минуту изображение пропадает. За 3 минуты группам необходимо записать запомнившиеся слова по определённой теме, дать им объяснение. Среди слов может быть 1-2 «лишних»).
2. Составление и разгадывание кроссвордов.
Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно путём разгадывания или составления кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой.
Кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Например, по теме «Совесть и раскаяние» (урок № 10) можно составить следующий кроссворд.
1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4. Недоброе чувство, мысль или дело.
5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7. Состояние полной, высшей радости.
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
3. Работа с пословицами и поговорками.
Использование на уроках православной культуры пословиц и поговорок активизирует мыслительную деятельность учащихся и повышает интерес к предмету.
Пословицы и поговорки, созданные народом, составляют неоценимое богатство языка. Знакомство с ними развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью.
Некоторые приёмы работы с пословицами на уроках:
в пословице некоторые буквы перепутались, нужно их восстановить;
по двум словам отгадать пословицу;
заменить русскими пословицами пословицы и поговорки разных народов;
игра «Пословица рассыпалась» и т.п.
Продолжи пословицы:
Божией волей свет стоит,…(наукой люди живут).
Сначала аз да буки, … (а потом науки).
С Богом пойдешь, …(верный путь найдешь).
Душа – всему…(мера).
Не хвались родителями - хвались …(добродетелями).
Вставь пропущенные буквы, прочитай пословицу:
Ж.знь д.н. на д.бр.е д.ла.
(Жизнь дана на добрые дела).
Объясни
Доброе имя лучше многого богатства.
Бог терпел и нам велел.
Терпенье и труд все перетрут.
Не в силе Бог, а в правде.
4. Приём «Оценка текста»
Много времени отводится на работу с текстом учебника. Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.
Приём «Оценка текста» является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения. В данной технике ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Для этого необходимо ответить на вопросы:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?
Как по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
В каком разделе (абзаце) вы найдёте ответы на вопросы, которые даны в конце параграфа?
5. Работа с текстом.
Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:
- задания на составление вопросов к тексту;
- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);
-задания с выбором ответа (тестового характера);
- составление плана текста;
- задания логического характера (подбор синонимов, продолжи цепочку слов);
- работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);
- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);
- задания к тексту (ответы на вопросы, самостоятельное составление вопросов).
6. Игры со словами.
На уроках курса ОРКСЭ с целью активизации познавательной деятельности можно предложить учащимся некоторые игры со словами.
Например, по теме: «ХРАМ»
1) Ученики получают карточки со слогами и составляют слова, обозначающие название частей храма: алтарь, подсвечник, иконостас, аналой.
АЛ | ПОД | РЬ | И | КО | НО | А |
НА | ТА | НИК | С | ВЕЧ | СТАС | ЛОЙ |
2) Слова: притвор, алтарь, христиане, свеча, священник, монах, монастырь.
ане | тарь | ал | хрис | ник | све | еван | свя | мо | Мо |
прит | ти | лие | вор | ге | ча. | щен | нах | нас | тырь |
Игра «Знаешь ли ты, как называли Иисуса Христа?»
-Вписав в слова недостающие гласные, узнаешь это.
СЫН Ч Л В Ч СК Й
Б Г Ч Л ВЕК
ПАСТЫРЬ Д БР Й
ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ
СВЕТ Ж ЗН
АГНЕЦ Б Ж Й
СПАС Т ЛЬ
Н Ч ЛО И К Н Ц
С Н БОЖИЙ
Игра «Лишнее слово»
Учитель называет слова, задача команд определить, какое слово лишнее и почему. Вопросы задаются командам по очереди.
1) Вертеп, ясли, пастухи, Пилат, волхвы, звезда, ослик.
2) Гробница, стражники, шатер, ангелы, жены-мироносицы.
3) Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков,Филипп, Исайя, Фаддей, Варфоломей
4) Потоп, ковчег, радуга, дождь, огонь.
5) Крещение, Покров, Рождество, Сретение
76) Алтарь, амвон, минарет, солея
7) Икона, фреска, мозаика, клирос
8) Минарет, колокольня, церковь, часовня
Урок 3. "Человек и Бог в Православии"
Распределите слова на две группы.
Смирение, молитва, пост, обида, забота о родных, обман, добродетели, пороки, любовь к ближним, почитание закона, непослушание, соблюдение заповедей, дерзость, грех.
- Что помогает человеку быть ближе к Богу?
- Что помогает человеку быть дальше от бога?
7. Приём «Автобусная остановка»
Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 5 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 7 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
8.Приём «Кластер»
Кластер является приемом графической систематизации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Использование данного приема помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа. Составление кластера можно использовать на любом этапе урока или в течение всего урока.
9. Приём «Заглянем в будущее»
Суть приёма: на слайде презентации анимационная модель человека, смотрящего в подзорную трубу. Учитель предлагает ребятам заглянуть в следующую тему. При этом тема не объясняется, а лишь обозначается тезисно в двух-трёх предложениях или в форме вопросов таинственным голосом. При этом хорошо использовать интерактивную доску, так как можно этот слайд сохранить, а потом возвращаться и дополнять. Заинтересованные ученики обязательно узнают из разных источников больше, чем сказал учитель на уроке.
10. Прием «Интеллект-карта»
Удивительный способ «укладывания», структуризации большого объема информации на один лист, когда мы легко можем всю её окинуть взглядом и воспринять целостно во взаимосвязи всех объектов, предоставляют нам ментальные карты (они имеют множество названий: карты ума, карты памяти, интеллект-карты и пр.).
Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие интеллект-карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
развитие критического и рефлексивного мышления .
Ученики, применяющие интеллект-карты в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Преимущества, которые даёт использование ментальных карт ума:
доступность для любого уровня подготовки;
экономичность по времени;
наглядность;
компактность;
структурированность;
радость от творчества.
Правила оформления интеллект-карт
Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.
В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы (план, отражающий содержание темы). Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
Использовать желательно печатные буквы (но мы практикуем и печатные, и письменные буквы).
Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки.
Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков.
Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
«Так как для путешественника карта будет отражать путь его перемещения, то карта ума отображает пути следования наших мыслей, причем наиболее эффективный. А маячки, разбросанные на ветках, передают информацию и смысловую нагрузку с большей эффективностью, чем обычный текст. Ведь так же, как путешественник выбирает для ориентиров самые запоминающиеся объекты, то исследователь ума выберет самые красочные и запоминающиеся образы и разместит их на ветках разума.» (Тони Бьюзен )
Благодаря систематическому использованию активных и интерактивных форм деятельности в процессе обучения, у большинства обучающихся, появилась положительная мотивация к изучению данного курса, сформировалась личная ответственность за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.
По результатам работы можно сделать вывод: использование занимательных материалов на уроках ОРКСЭ повышает у учащихся интерес к предмету, что в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.