Чарушина Зоя Григорьевна
Муромцевский район
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Камышино- Курская средняя
общеобразовательная школа»
учитель начальных классов
высшая категория.
Тел. 38-242
« Духовно-нравственное
развитие и воспитание младшего школьника в игре»
2010

«Один из важных методов воспитания- игра. Я думаю, что ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело.
У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь» эти слова принадлежат педагогу – практику А.С. Макаренко.
Имея опыт общения с детьми не только в школе, но и в летнем оздоровительном лагере, и имея своих детей, я поняла, что повлиять на духовное и нравственное развитие личности можно только через игру.
Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач современной школы.
Нравственное формирование человека начинается с рождения.
В дошкольном возрасте у детей формируются нравственные первоначальные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения.
В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно в течение одиннадцати лет под руководством учителей.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
С поступлением детей в школу основным видом их деятельности становится учение, но игра по- прежнему занимает значительное место в их жизни.
А.С, Макаренко подчеркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом»(1)
Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений.
Для того чтобы определить эмоционально-психологический климат в школе, провожу диагностику
(Методика Лутошкина А.Н.)
Учащимся своего класса раздаю листы с символами и одинаковые наборы карандашей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный. Детям предлагаю закрасить каждый символ любым карандашом. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени характеризует самооценку учащегося.(Приложение 1)
*красный- отношение восторженное;
*оранжевый – радостное;
*желтый – светлое, приятное;
*зеленый – спокойное, ровное;
*синий – легкая тревожность;
*фиолетовый – тревожное, тоскливое;
*черный – состояние крайней неудовлетворенности; (Приложение 2)
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей.- Соч. в 7-ми т. М., 1957,Т. 4, с. 383
На основании ответов строится гипотеза:
-Провести исследования, наблюдения и определить, почему детям тревожно?
- Подобрать игры, которые помогут ребенку облегчить общение со сверстниками;
- формировать положительные эмоции;
.-способствовать организации детского коллектива, созданию бодрого радостного настроения;
На основании социометрического исследования выявляю межличностные отношения в группе, коллективе.(Приложение 2)
Это мне помогает определить «социометрические звезды», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «изолированных».
Чтобы воспитать детей, надо их знать. Поэтому наблюдаю за каждым ребенком не только во время занятий, но и во время игры, особое внимание уделяю учащимся, которые чувствуют себя дискомфортно в коллективе.
Свои наблюдения записываю в дневник, который веду с первого знакомства с ребенком еще в дошкольный период при посещении его дома.(Прилож. 3)
Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности, где каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков детей.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игр, сами разрешают конфликты (или не разрешают – тогда игра распадается), сами создают играющие группы, меняют их состав.
Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.
В класс приходят дети разные: пассивные, замкнутые, робкие. Я стараюсь привлекать таких детей к игре, играю с ними сама, т.к. именно через игру легче помочь маленьким детям закрепить свое положение в коллективе. Но нужно не забывать, что робким, пассивным, замкнутым детям не под силу роль ведущего в игре и если учитель не будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, малыш не справится с этим и может вообще избегать коллективных игр.
Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. Если в игре есть элементы состязаний, то перед тем, как начнется игра, я обращаю внимание детей на то, что кто-то может выиграть, кто-то проиграть, нельзя над этим смеяться и тем более дразнить.
Такие ситуации позволяют учителю формировать у детей справедливое отношение к проигравшим, и к собственному успеху, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.
Детские игры начинаются с распределения ролей, игрушек, материалов, установления очередности и т.д. Одни роли более интересные, другие менее; бывает, что игрушек меньше, чем желающих играть, поэтому приходится ждать своей очереди. Здесь - то и проявляются нравственные качества детей.
Ведь распределение может быть справедливым и несправедливым, основанным на принципе силы, хитрости. В игре формируются нормы поведения, понимание, что хорошо и что плохо, какой товарищ хороший или плохой.
Содержание многих игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу, с уважением относиться к противникам в игре.
Весьма значима роль педагога в детских играх. Он организует игры, является советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, и может быть товарищем по игре. Учитель должен постоянно анализировать отношения между детьми, управлять ими, поддерживать дружбу детей.
Часто встает такой вопрос: где взять время для игр? Можно играть до уроков, на перемене, можно подключить к проведению игры старшеклассников, но только учитель должен научить старших ребят проводить эти игры.
Например: в 1 классе при знакомстве с правилами дорожного движения провожу игру «Светофор», моими помощниками являются ребята 5 класса. Мы заранее готовим маленькие «светофорчики», которыми будут награждаться дети за правильно выполненное задание. В ходе игры каждый малыш должен заслужить значок. «Тогда никому не будет обидно, и все уйдут с игры довольные» Тем самым я приучаю детей заботиться об эмоциональном состоянии малышей, видеть главную цель всех усилий в том, чтобы подарить ребятам радость. Во время этой игры первоклассники не только знакомятся с правилами поведения во время игры на улице, но и учатся помогать друг другу.
Задача учителя, внимательно наблюдая за детьми в играх, выявлять на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. Маленькие «командиры», незаменимые выдумщики и организаторы игр, должны быть в каждой группе, без них игра не состоится. Но взрослому необходимо следить, чтобы эти дети не подавляли инициативы других, считались с играющими.
Стараюсь находить для каждого такую играющую группу, которая оказывала бы на него положительное влияние. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать установлению правильных товарищеских отношений между ними.
Вот некоторые игры, которые проводим в первом классе.
Для того чтобы дети познакомились друг с другом:
игра «Узнай по голосу».
Все играющие становятся в круг. Водящий в середине круга с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу и поют какую-нибудь известную песню. По знаку взрослого дети останавливаются, и один из них должен громко сказать:
-Ты загадку отгадай:
-Кто позвал тебя? Узнай.
Водящий, открывая глаза, должен назвать по имени того, кто это сказал. Тот, которого водящий узнал по голосу, начинает водить.
Игры в «почту», в «больницу», в «магазин» требуют от детей выдумки и творчества. Знание фактов для таких игр дети приобретают в повседневной жизни, во время экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильмов. Учителю нужно обращать внимание детей на характер отношений людей в жизни.
В ходе игры учить малышей правильно вести себя в общественных местах.
Очень любят дети играть в «ручеек», здесь можно увидеть симпатии детей друг к другу. Но перед началом игры я оговариваю с детьми условие, что каждый должен хотя-бы один раз побыть в паре со всеми ребятами.
Везде нужно соблюдать правила вежливости, не ссориться, уметь дружно работать, не мешать товарищам, помогать другим.
«Фабрика Деда Мороза»- эту игру я провожу на уроке технологии, она дает возможность каждому проявить заботу о своем классе, товарищах, родителях - сделать новогодние подарки.
В конце учебного года можно провести игру город «Вежливых», в которой как бы подводятся итоги того, чему научились дети в течение первого года обучения в школе.
Мои многолетние наблюдения за детьми начальных классов, дают мне возможность видеть, на какие нравственные качества нужно больше уделять внимание и с учетом индивидуальных особенностей детей моего класса правильно построить свою воспитательную работу.
Таким образом, если правильно использовать игру, то у детей воспитывается наблюдательность, ловкость, самообладание, умение сопереживать за товарища, доброту и отзывчивость, умение дружить и другие черты характера.

Приложение 1
Приложение -2.
Эмоционально- психологический климат в школе.
1.Отношение восторженное
2.Радостное
3.Светлое, приятное.
4.Легкая тревожность.

Приложение – 3.
Социометрия.
Цель: выявить межличностные отношения в группе, коллективе.
1.С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
2.С кем бы ты хотел дружить?
3. Кого бы ты хотел пригласить на день рождение?
4. К кому бы ты обратился за помощью?
5. Кому бы ты сам хотел помочь?

Дневник наблюдений.
Сычев Алексей Вячеславович – учащийся 1 класса
МОУ «Камышино – Курской сош»
Муромцевского района, Омской области.
Адрес: Омская область Муромцевский район село Камышино – Курское
Улица Магистральная 2/2
В настоящее время проживает с бабушкой и дедушкой т.к.
Мама – Сычева Наталья Анатольевна обучается в Омской Государственной Медицинской Академии.
Отец – Сычев Вячеслав Алексеевич работает на Чукотке.
Ребенок в семье единственный, до школы детский сад не посещал.
Находится под большой опекой бабушки, которая не позволяет ему общаться с детьми под предлогом, что ничему хорошему ребенок у детей не научится, поэтому он изолирован от общения со сверстниками.
Но бабушка уделяет ему много внимания в отношении учебных дисциплин.
Алеша пришел в школу читающим, очень любит заниматься математикой и имеет отличные успехи. Но другие предметы: как рисование, технология, физическая культура (она считает их второстепенными) ребенок осваивает с большим трудом.
Мальчик очень добрый, ему хочется общаться с ребятами, но ему трудно это делать т.к. не умеет и постоянные убеждения со стороны бабушки: «тот плохой, другой плохой» пагубно влияет на малыша.
Алеша полненький, поэтому немножко неуклюжий, ребята часто смеются над ним.
3.09.09г.
Алеша во время перемен боится выходить из класса.(сидит за партой или стоит около меня). Пытаюсь привлечь к игре, он напуган, отказывается, убегает и садится за парту, закрывает лицо руками. Пытаюсь еще раз.
Он истерично машет руками, и на глазах появляются слезы. Еще не окончен последний урок, бабушка уже ждет его за дверью, и как только
прозвенел звонок, она сразу забирает его домой.
10.09.09г.
Попытка поговорить с Галиной Гусмановной не к чему не приводит.Ее трудно пока в чем-то убедить.
24.10.09г.
Мои беседы с детьми помогают, немного изменить отношение к Алеше детей. Сегодня Алеша играл с Холкиным Артемом (мальчиком очень спокойным). Играли в шашки. Оказывается, Алеша хорошо играет, я его хвалю, глажу по головке. Чувствую, что ему нравится, я еще раз громко, привлекая внимание детей, говорю: что Алеша молодец. «Кто тебя научил?- спросила я. Он эмоционально, размахивая, руками начал рассказывать, как у него не получалось сначала, а потом научился и обыграл даже дедушку. Говорю: «Алеша, а вот ребята не умеют играть, может, поучишь их после уроков?» В его глазах вижу недоумение. А затем, робко соглашается. Я поговорила с бабушкой и они задержались.
Алеша с удовольствием показывал детям как можно правильно делать ход.
Я очень рада. Что нашла маленький ключик к сердцу малыша.
12.11.09г.
Алеша долго болел. Когда он пришел в школу, я сказала, что мы очень рады, что он выздоровел. « Ребята подтвердите, что мы очень огорчались, что ты болеешь» Он довольно улыбался. «Нам очень не хватало тебя, и думаем, что ты больше не будешь болеть. – Вы со мной согласны ребята?» Дети хором начали подтверждать, а довольный Алеша улыбался.
24.12.09г.
На перемене наблюдаю за тем, что Алешу дети зовут играть, он не соглашается, сидит за партой рисует. «Алеша, помоги мне, пожалуйста, раздать тетради» Он с большим удовольствием делает это. Затем предлагаю ему пойти к ребятам играть в ручеек. Я иду вместе с ним и беру его за руку. Когда Настя выбирает его, он с опаской оглядывается на меня. Я ему говорю, что иду сзади, и он успокаивается. Играет…
Как только видит, что я вышла из игры, он тоже выходит.
28.12.09.
Сегодня Новогодний праздник.
Алеша пришел в костюме мушкетера. Я обращаю внимание на него и , говорю, что мушкетеры очень смелые, добрые, никого не боятся.
Он улыбается. Во время праздника, взяв меня за руку водил хороводы, а потом играл вместе с ребятами в «заморозки». Так увлекся, что, наверное, сам испугался того, что рядом меня нет. Я подошла и его похвалила. Говорю: « Вот видишь, какой ты смелый мушкетер!» После праздника Алеша сказал, что ему очень понравилось.
Список литературы:
«Азбука нравственного воспитания». Каирова И.А – Москва «Просвещение» 2000г.
«Оздоровительные технологии в школе». Советова Е.В - Ростов н/Д: «Феникс».2006г
«Методика воспитательной работы в начальных классах». Богданова О.С. Петрова В.И. Москва «Просвещение» 2004г
«Организация переменок и динамических пауз в начальной школе». Ловкова Т.А. Москва 2002г