СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад был представлени в рамках муниципального конкурса профессионального иастерства.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"»

СЛАЙД1

Из опыта работы: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната».

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания сказано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, относится к первостепенным задачам современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа воспитания и образования современного гражданина.

Образование призвано обеспечить принятие будущим членом общества, государственных, национальных и общечеловеческих ценностей, а воспитание должно создать личностную потребность следования им в жизни.

Духовно-нравственное воспитание в рамках современной школы - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс, обеспечивающий подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях общества, труду, участию в управлении, защите прав и реализации обязанностей.

Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, готовой к нравственным поступкам.

СЛАЙД2

Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являясь составной частью образовательной системы, отражает характер, проблемы и противоречия общества.

С недавнего времени в нашей школе-интернате стали обучаться дети не только с ограниченными возможностями здоровья, но и с тяжелыми множественными нарушениями развития, возникла потребность научить наших ребят сопереживанию, состраданию, уважению к детям – инвалидам. В свою очередь и дети-инвалиды нуждаются в адаптации и социализации.

В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся:

СЛАЙД 3

  1. Это отсутствие достаточной информированности обучающихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;


СЛАЙД 4


  1. Отсутствие у обучающихся навыков общения с детьми-инвалидами;


СЛАЙД 5


  1. Отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними.


СЛАЙД 6


  1. В ограничении ребенка с ОВЗ в связи с миром, бедности контактов со сверстниками, взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда и к образованию.


СЛАЙД 7


5.Существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров.


СЛАЙД 8 (коллаж)


Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное – это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять вою индивидуальность.

Воспитание толерантности как нравственно-духовного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Это не только вовлечение таких детей в образовательный процесс, но и создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства.

Социальная адаптация таких обучающихся является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.

Включённость обучающихся с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества зависит не только от профессиональных усилий педагогов, но и от той среды, в которой воспитывается, обучается и живёт ребёнок.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Поэтому, в рамках работы школы-интерната было создано методическое объединение педагогов «Социальная адаптация, социальные коммуникации». Я - являюсь его руководителем. Одна из целей, которую мы поставили перед собой – это гуманизация образовательно - воспитательного пространства, в том числе и формирования толерантных взаимоотношений, ведь реализация духовно-нравственного воспитания невозможна только путем «автоматической» передачи знаний. Новое время требует от общеобразовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте нравственного воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, сотрудничества, эмпатии, можно достигнуть успехов в этом направлении.

Наше методическое объединение активно участвует в реализации плана общешкольных мероприятий. Применены разнообразные формы воспитательной работы. Это познавательные и этические беседы, тематические диспуты, различные социальные акции, конкурсы рисунков, стихов, театральных постановок, концерты, праздники и др. Мы участвовали в фестивалях, конкурсах не только в рамках школы- интерната, но и муниципального и регионального уровня.

Нам было важно, чтобы все дети нашей школы-интерната получили возможность реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Не останавливаясь подробно на плане мероприятий за весь учебный год, я хочу познакомить вас с отдельными событиями, которые могут показать уникальность взаимоотношений в нашем таком ни на кого не похожем детском и взрослом коллективе. Вы почувствуете атмосферу уважения и заботы о каждом. Да. Нам есть еще к чему стремиться. Но отдельными аспектами нашей общей школьной жизни мы можем гордиться.

Вот некоторые из них:

СЛАЙД 9

  • Праздник «1 Сентября».

Во всех школах города 1 сентября традиционный праздник, особенность этого дня в нашей школе – первая встреча совершенно «разных» детей (домашние дети, дети-сироты, воспитанники Кашаровского детского дома). Очень важно, что педагогам в этот день удалось подать пример равенства всех детей. Образец толерантного отношения дал старт новым взаимоотношениям. Показал пример принятия другого.

СЛАЙД 10

  • Осенний кросс.

Спортивные достижения не самый важный момент этого спортивного мероприятия. Большой победой для всех наших воспитанников являлась возможность наравне со всеми пройти трудную дистанцию и получить поддержку.

СЛАЙД 11

  • Конкурс чтецов «Осень золотая», «Зимняя сказка»

Для жюри не имело значение в каком классе обучается конкурсант, оценки выставлялись прежде всего за эмоции проявленные в выступлении. Важным моментом таких мероприятий является понимание участниками, того что они оцениваются прежде всего за искусство и никто не делает скидку на их возможности.

СЛАЙД 12

  • В течение года мы регулярно выезжаем в Дом престарелых с концертами, посвященными «Дню пожилого человека», «Дню матери», «8 марта», «Всемирному дню инвалидов» и т.д. Мы учим детей не только принимать, но и отдавать. Поэтому выезд в дом престарелых это еще одно «поле для труда сердца». Помощь не ограничивается только территорией образовательного учреждения и наши воспитанники уже это понимают.

СЛАЙД 13



  • «Международный день толерантности»

  • «Всемирный день сердца»

  • Международный день «Спасибо»

  • «Международный день объятий»

  • «Всемирный день приветствия»

Как хорошо, что в календаре появились даты, напоминающие нам о доброте. Мы с удовольствием пользуемся предоставленным поводом лишний раз прикоснуться друг к другу и почувствовать сердцебиение каждого.

СЛАЙД 14

Совсем недавно, в конце февраля, методическим объединением была организована и проведена «Неделя доброты».

В рамках недели, дети приняли активное участие в организации и проведении концерта для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Были организованы разнообразные мероприятия, развлекательные игры, но весёлые занятия не обошлись и без серьёзных обсуждений «что такое доброта? Важно ли быть добрым? Как мы можем проявить свою доброту?»

СЛАЙД 15

  • «День рождения интерната»

  • Новогоднее представление «В гостях у сказки»

  • «Смотр строя и песни»

  • Праздник «Масленица»

Все эти яркие мероприятия объединяет один девиз – «Мы –вместе». Вместе пишем сценарий, вместе репетируем, вместе веселимся, вместе принимаем поздравления в успехе.

СЛАЙД 16

  • «Международный день театра»

В зале присутствовали абсолютно все дети, взрослые, педагоги, родители домашних детей. Такой широкий круг гостей не смутил никого. Это по - настоящему объединило всех. Аплодисменты были несмолкаемыми. Но что самое главное они были искренним выражением поддержки и любви.

СЛАЙД 17

  • Участие в областном фестивале народного творчества в г. Зубцов

Сегодня мы можем немного похвастаться. Наши дети стали свободнее в общении, не стесняются чужих взглядов, готовы принимать помощь и придти на выручку другим. Нужна смелость чтобы участвовать в мероприятиях областного уровня, там возможно нет знакомых лиц. Но уже есть опыт принятия тебя и уверенность в собственных силах, который подарили друзья.

СЛАЙД 18 (КОЛЛАЖ)

Учебный год еще идёт своим чередом, но сделано уже очень много. Самое главное, считаю, что результат, не заставит себя ждать. Ребята становятся более активными. Принимают участие в наших акциях и мероприятиях не только в школе-интернате, но и за пределами его. Повышается коммуникабельность, контактность в различных социальных группах, умение работать в коллективе, толерантность и ценностное отношение друг к другу. Прослеживается дух партнерства и сотрудничества.

На следующий год, естественно мы продолжим работу в данном направлении, так как эта тема является актуальной на очень продолжительное время.

СЛАЙД 19

26-27 февраля в Москве, в Общественной палате РФ состоялась юбилейная международная конференция Центра лечебной педагогики «Особое детство» «От рождения до взрослости». Она была приурочена к 30-летию Центра. Мне посчастливилось принять участие в ее работе. И там мне очень понравились и запомнились слова замечательного профессионала, нейропсихолога Антонины Андреевны Цыганок, которыми мне и хотелось бы закончить своё выступление:

СЛАЙД 20

«Для человеческого общества естественно разнообразие. Вместе живут, взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, умные и не очень. Такое разнообразие приводит к взаимопониманию, умению общаться, доброжелательности, развитию знаний… Разделение людей на «правильных» и «не таких» проведено искусственно людьми же, которые придумали всё это «ради высших целей», осуществлению которых мешают больные, некрасивые, плохо осваивающие науки. И общество приняло такое разделение, впустило его в своё сознание, смирилось с ним. Но оказалось, что социум в целом не стал лучше: богаче, образованнее, добрее. Привычными стали агрессия, равнодушие, неприязнь.

И теперь мы все говорим об интеграции – строим модели, ищем пути, способы осуществления. И каждая страна, каждый народ выбирает свою дорогу в этом направлении, ошибается, набивает шишки, но все же упорно стремится создать единое общество

СЛАЙД 21(ролик)

СЛАЙД 22

Спасибо за внимание!











4