СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы классного руководителя: "Система работы классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была подготовлена мной для выступления на ШМО классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы классного руководителя: "Система работы классного руководителя"»

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ   Подготовила: Рахманкулова А. Ф., учитель истории и обществознания; классный руководитель 8 В класса

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Подготовила: Рахманкулова А. Ф.,

учитель истории и обществознания;

классный руководитель 8 В класса

В человеке все должно быть прекрасно –   и лицо, и одежда,   и душа, и мысли…»            А.П.Чехов

В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» А.П.Чехов

В истории развития российской школы институту классного руководителя всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.

В истории развития российской школы институту классного руководителя всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.

Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств.

Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств.

Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни.

Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Я, как классный руководитель поставила следующие задачи: 1.Создать - максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний; - благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей; - развивать творческие способности школьников.

Я, как классный руководитель поставила следующие задачи:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей;

- развивать творческие способности школьников.

2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

3. Воспитывать в детях: - любовь к Родине, своему селу, родному дому; - способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость); - эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде; - потребность в здоровом образе жизни; - знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях; - прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи. - развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни; - развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

3. Воспитывать в детях:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.

- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формирование системы самоуправления в классе. Исходя из этих задач классного руководителя, можно выделить ряд его функций, которые определяются необходимостью создания условий для развития ребенка в образовательном учреждении.

5. Формирование системы самоуправления в классе.

Исходя из этих задач классного руководителя, можно выделить ряд его функций, которые определяются необходимостью создания условий для развития ребенка в образовательном учреждении.

ФУНКЦИИ классного руководителя делятся на : -аналитические, -прогностические, -организационно-координирующие, -коммуникативные.

ФУНКЦИИ классного руководителя делятся на :

-аналитические,

-прогностические,

-организационно-координирующие,

-коммуникативные.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ функции включают в себя следующее: - изучение индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка или подростка, - изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника, - анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива, - изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, - изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ функции включают в себя следующее:

- изучение индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка или подростка,

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника,

- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива,

- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса,

- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ функции включают: - предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия, - прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся, - определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности каждого воспитанника и коллектива, - предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками и родителями и т.д.)

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ функции включают:

- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия,

- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся,

- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности каждого воспитанника и коллектива,

- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками и родителями и т.д.)

ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИРУЮЩИЕ функции: - помощь воспитанникам в учебной деятельности, - помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями, - помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения, - индивидуальное педагогическое воздействие на каждого учащегося и коллектив в целом, - содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений как в школе, так и вне ее,

ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИРУЮЩИЕ функции:

- помощь воспитанникам в учебной деятельности,

- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями,

- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения,

- индивидуальное педагогическое воздействие на каждого учащегося и коллектив в целом,

- содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений как в школе, так и вне ее,

- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, привлечение родителей к помощи школе, осуществление экстренных контактов с родителями, - организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников, - содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии, - ответственность за жизнь и здоровье детей во время внеурочных мероприятий, - организация питания, дежурства по классу, школе, летней трудовой практики, других трудовых дел, - ведение классной и индивидуальной документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и др.

- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, привлечение родителей к помощи школе, осуществление экстренных контактов с родителями,

- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников,

- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии,

- ответственность за жизнь и здоровье детей во время внеурочных мероприятий,

- организация питания, дежурства по классу, школе, летней трудовой практики, других трудовых дел,

- ведение классной и индивидуальной документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и др.

КОММУНИКАТИВНЫЕ функции: - построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик», - помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, в развитии навыков общения, помощь в социальной адаптации, в завоевании признания, удовлетворительного социального статуса, - содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ функции:

- построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»,

- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, в развитии навыков общения, помощь в социальной адаптации, в завоевании признания, удовлетворительного социального статуса,

- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.

Итак, классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса.

Итак, классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса.

Работа классного руководителя носит циклический характер. Вот как выглядит ЦИКЛОГРАММА для классного руководителя. ЕЖЕДНЕВНО: 1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся. 2.Организация питания учащихся. 3.Организация дежурства в классном кабинете. 4.Индивидуальная работа с обучающимися.

Работа классного руководителя носит циклический характер.

Вот как выглядит ЦИКЛОГРАММА для классного руководителя.

ЕЖЕДНЕВНО:

1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.

2.Организация питания учащихся.

3.Организация дежурства в классном кабинете.

4.Индивидуальная работа с обучающимися.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО: 1.Проверка дневников обучающихся. 2.Проведение мероприятий в классе (по плану). 3.Работа с родителями (по ситуации). 4.Работа с учителями-предметниками (по ситуации). 5.Встреча со школьным медработником по справкам о болезни Обучающихся.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

1.Проверка дневников обучающихся.

2.Проведение мероприятий в классе (по плану).

3.Работа с родителями (по ситуации).

4.Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5.Встреча со школьным медработником по справкам о болезни Обучающихся.

 ЕЖЕМЕСЯЧНО: 1.Посещение уроков в своем классе. 2.Консультации у школьного психолога. 3.Встреча с родительским активом. 4.Консультации у зам. директора по ВР, сдача информации по пропускам уроков.

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

1.Посещение уроков в своем классе.

2.Консультации у школьного психолога.

3.Встреча с родительским активом.

4.Консультации у зам. директора по ВР, сдача информации по пропускам уроков.

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ: 1.Оформление классного журнала по итогам четверти. 2.Сдача отчета по успеваемости и неуспевающим учащимся. 3.Участие в заседании ШМО классных руководителей. 4.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана ВР на новую четверть. 5.Проведение родительского собрания.

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:

1.Оформление классного журнала по итогам четверти.

2.Сдача отчета по успеваемости и неуспевающим учащимся.

3.Участие в заседании ШМО классных руководителей.

4.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана ВР на новую четверть.

5.Проведение родительского собрания.

ОДИН РАЗ В ГОД: 1.Проведение открытого мероприятия. 2.Оформление личных дел учащихся. 3.Анализ и составление плана работы класса. 4.Статистические данные по классу.

ОДИН РАЗ В ГОД:

1.Проведение открытого мероприятия.

2.Оформление личных дел учащихся.

3.Анализ и составление плана работы класса.

4.Статистические данные по классу.

Результативность деятельности классного руководителя может быть оценена с помощью самых разных критериев, К ним относится: - упорядоченность жизнедеятельности класса, - наличие и уровень зрелости классного коллектива, - общий психологический климат класса, - социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, - реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое, а также мировоззренческое развитие, - активная позиция классного руководителя, - участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе, - вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива.

Результативность деятельности классного руководителя может быть оценена с помощью самых разных критериев, К ним относится:

- упорядоченность жизнедеятельности класса,

- наличие и уровень зрелости классного коллектива,

- общий психологический климат класса,

- социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность,

- реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое, а также мировоззренческое развитие,

- активная позиция классного руководителя,

- участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе,

- вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива.

ИТОГИ деятельности классного руководителя в течение года подводятся по результатам: - анализа воспитательного плана и записей в нем, - анализа анкет, данных обучающимся в начале и конце года, - анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года, - анализа материалов посещения руководством школы воспитательных мероприятий в течение года, - анализа участия класса в общешкольных делах.

ИТОГИ деятельности классного руководителя в течение года подводятся по результатам:

- анализа воспитательного плана и записей в нем,

- анализа анкет, данных обучающимся в начале и конце года,

- анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года,

- анализа материалов посещения руководством школы воспитательных мероприятий в течение года,

- анализа участия класса в общешкольных делах.

 Особое место в деятельности классного  руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и этические проблемы.

Особое место в деятельности классного

руководителя занимает классный час

форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и этические проблемы.

Успех индивидуального подхода обеспечивается  реализацией следующих правил: • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких этических норм; • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор; • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку; • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика; • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.

Успех индивидуального подхода обеспечивается

реализацией следующих правил:

строить отношения с учениками необходимо на основе высоких этических норм;

требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;

в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;

избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;

помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!