СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Подготовила: Рахманкулова А. Ф.,
учитель истории и обществознания;
классный руководитель 8 В класса
В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» А.П.Чехов
В истории развития российской школы институту классного руководителя всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств.
Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
Я, как классный руководитель поставила следующие задачи:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей;
- развивать творческие способности школьников.
2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5. Формирование системы самоуправления в классе.
Исходя из этих задач классного руководителя, можно выделить ряд его функций, которые определяются необходимостью создания условий для развития ребенка в образовательном учреждении.
ФУНКЦИИ классного руководителя делятся на :
-аналитические,
-прогностические,
-организационно-координирующие,
-коммуникативные.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ функции включают в себя следующее:
- изучение индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка или подростка,
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника,
- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива,
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса,
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ функции включают:
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия,
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся,
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности каждого воспитанника и коллектива,
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками и родителями и т.д.)
ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИРУЮЩИЕ функции:
- помощь воспитанникам в учебной деятельности,
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями,
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения,
- индивидуальное педагогическое воздействие на каждого учащегося и коллектив в целом,
- содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений как в школе, так и вне ее,
- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, привлечение родителей к помощи школе, осуществление экстренных контактов с родителями,
- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников,
- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии,
- ответственность за жизнь и здоровье детей во время внеурочных мероприятий,
- организация питания, дежурства по классу, школе, летней трудовой практики, других трудовых дел,
- ведение классной и индивидуальной документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и др.
КОММУНИКАТИВНЫЕ функции:
- построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»,
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, в развитии навыков общения, помощь в социальной адаптации, в завоевании признания, удовлетворительного социального статуса,
- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
Итак, классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса.
Работа классного руководителя носит циклический характер.
Вот как выглядит ЦИКЛОГРАММА для классного руководителя.
ЕЖЕДНЕВНО:
1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.
2.Организация питания учащихся.
3.Организация дежурства в классном кабинете.
4.Индивидуальная работа с обучающимися.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:
1.Проверка дневников обучающихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3.Работа с родителями (по ситуации).
4.Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5.Встреча со школьным медработником по справкам о болезни Обучающихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО:
1.Посещение уроков в своем классе.
2.Консультации у школьного психолога.
3.Встреча с родительским активом.
4.Консультации у зам. директора по ВР, сдача информации по пропускам уроков.
ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:
1.Оформление классного журнала по итогам четверти.
2.Сдача отчета по успеваемости и неуспевающим учащимся.
3.Участие в заседании ШМО классных руководителей.
4.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана ВР на новую четверть.
5.Проведение родительского собрания.
ОДИН РАЗ В ГОД:
1.Проведение открытого мероприятия.
2.Оформление личных дел учащихся.
3.Анализ и составление плана работы класса.
4.Статистические данные по классу.
Результативность деятельности классного руководителя может быть оценена с помощью самых разных критериев, К ним относится:
- упорядоченность жизнедеятельности класса,
- наличие и уровень зрелости классного коллектива,
- общий психологический климат класса,
- социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность,
- реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое, а также мировоззренческое развитие,
- активная позиция классного руководителя,
- участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе,
- вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива.
ИТОГИ деятельности классного руководителя в течение года подводятся по результатам:
- анализа воспитательного плана и записей в нем,
- анализа анкет, данных обучающимся в начале и конце года,
- анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года,
- анализа материалов посещения руководством школы воспитательных мероприятий в течение года,
- анализа участия класса в общешкольных делах.
Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час
– форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и этические проблемы.
Успех индивидуального подхода обеспечивается
реализацией следующих правил:
• строить отношения с учениками необходимо на основе высоких этических норм;
• требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
• в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
• избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
• помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.