СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы классного руководителя.

Самое трудное в работе с детьми –работа с родителями

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы классного руководителя»

Нравственные основы семейного воспитания .

Система работы классного руководителя.

Самое трудное в работе с детьми –работа с родителями

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Каково бы ни было наше положение в обществе, наше воспитание и образование, – все мы из семьи. Семья – основа общества. А основой совершенствования семейного воспитания является повышение социальной и психолого-педагогической культуры родителей,т.е раскрытие их творческого потенциала, совершенствование семейного воспитания, преодоление трудностей родителей в вопросах приоритетов семейного воспитания.

Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

В решении этих задач особую роль играет систематическое педагогическое просвещение родителей.

Итак, главные функции семьи

  • воспитательная;

  • оздоровительная;

  • духовно-нравственная;

  • познавательно-образовательная;

  • бытовая;

  • трудовая;

  • культурно-просветительная;

  • досугово-творческая;

  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;

  • охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

  • гармоническое развитие ребенка;

  • забота о здоровье детей;

  • помощь в учении;

  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

  • помощь в социализации личности;

  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.


Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

  • режим семейной жизни;

  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная,

  • воспитательно-развивающая,

  • формирующая,

  • охранно-оздоровительная,

  • контролирующая,

  • бытовая.


Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

  • активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислю основные направления взаимодействия семьи и школы, которые можно использовать в работе с родителями:

    • Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся. (соц паспорт)

    • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

    • Психолого-педагогическое просвещение родителей.

    • Взаимодействие с родительским комитетом.

    • Совместная деятельность родителей и учащихся.

    • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

    • Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить такие формы, как:

чтение книг совместно с ребенком; Чтение литературы подборка произведений в начальной школе опора на В. Осееву Начинаем с маленьких рассказов, в 4 классе р-з «Бабка»

  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

  • проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми.

Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам относятся: беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок а с другой эту форму работы можно рассматривать как вторжение в частную жизнь семьи, что ведёт несомненно к осложнению взаимоотношений классного руководителя с родителями.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации.

Используя эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие правила:

1. Не приходить в семью без предупреждения.

2. Не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут, дабы не обременять своим присутствием.

3. Не вести беседу стоя у входа в верхней одежде. Если родители растерялись, нужно прийти им на помощь: «Разрешите раздеться» или «Где у вас можно присесть и поговорить».

4. Нельзя вести беседу в агрессивном тоне.

5. Не поучайте родителей, а советуйте им.

6. Желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание. Если беседа проходит без ребёнка, то зачастую родители, пересказывая беседу, искажают её с умыслом.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй относится психолого-педагогическое просвещение родителей на классных родительских собранях и работа с группой наиболее опытных, инициативных родителей, составляющих классный родительский комитет. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителем.


Родителей первоклассников на первом собрании я всегда встречаю вопросом « Зачем появляются в семье дети?» Ответы бывают разные, и всё же мы приходим к выводу: для любви. . Подсознательно каждую минуту дети требуют от родителей любви. И любовь взрослых должна быть безоговорочной, безусловной. Ребенок отражает родительскую любовь. Он работает на одной эмоциональной волне с ними. Сам он проявляет только то, чему его научили. И если в него вложили любовь, тогда он и будет ее отражать, а если его не любили, не ласкали, не говорили добрых слов, если на него не смотрели с теплотой и нежностью, если для матери общение с ним не было радостью, то нечего ждать, чтобы он отвечал ей любовью.

На первом собрании предлагаю 10 заповаедей хороших родителей. На посоледнем собрании снова обращаюсь к этим мудрым словам. Ведь дети остаются детьми и в 1 классе, и в11.

Семья – это фундамент, на котором строится мир ребёнка. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. Общение с взрослыми формирует практически все знания и умения детей, в том числе и знания о себе. Основная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Функция родителей – научить ребёнка жить в обществе так, чтобы он был счастлив и здоров.

Примеры для обсуждения

III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!