Из опыта работы «Организация обучения немецкому языку детей – инвалидов»
Автор: Савельева Ирина Анатольевна,
учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
В России проживает свыше 0,5 миллионов детей-инвалидов, ежегодно 27-28 тысяч несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации.
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей – инвалидов, детей с ОВЗ.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В практике существуют два пути работы по образованию и социализации детей-инвалидов в обществе:
1) дети-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, обучение их происходит индивидуально с преподавателем в домашних условиях или дистанционно через Интернет;
2) дети-инвалиды включены в классы массовой школы.
В моем 10 классе наряду с обычными здоровыми детьми, обучаются 2 ребёнка – инвалида: 1 инвалид по зрению, 1 ребенок с сахарным диабетом.
Сахарный диабет - это такое состояние организма, при котором он не может вырабатывать достаточное количество инсулина. Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина, так как его нельзя принимать просто как лекарство или таблетку - он разрушается и не производит нужного действия.
В конце 6 класса мальчик заболел, попал в больницу в Сыктывкар, где и был поставлен диагноз - сахарный диабет. 7 класс Антон учился в классе, в 8,9 находился на домашнем обучении, и для него составлялся индивидуальный план. В 10 классе он снова обучается вместе со всеми ребятами. Антон уже давно и много знает о своей болезни, он сам делает себе уколы, сам следит за временем приема пищи и если он хорошо себя чувствует, то ничем не отличается от других ребят. Но часто у Антона бывает плохое самочувствие, сахар повышается до 20 единиц, появляются головные боли и другие неприятные симптомы. Часто уже с утра Антон отзванивается и говорит, что не может сбить сахар, а значит и не может прийти в школу из-за плохого самочувствия. Такое состояние периодически повторяется, поэтому у Антона очень много пропусков, хоть и по уважительной причине, но программу полностью он усвоить не может. Естественно, что к такому ребенку особое отношение, что- то ему прощаешь, меньше требуешь, но программу выполнять надо.
Любой ребенок - инвалид, а также ребенок имеющий какие- то проблемы со здоровьем может пройти специальную комиссию ПМПК и получить статус человека с ограниченными возможностями здоровья, в этом случае необходимо будет составлять специальную адаптированную программу для таких детей, программу по любому предмету. Но такого статуса у подростка нет, поэтому он учится по обычной программе, но программа по немецкому языку была скорректирована в начале года.
Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.
Обучение немецкому языку для Антона представляет собой сочетание обычных (очных) уроков и он-лайн уроков. Он-лайн урок осуществляется через систему скайп. Эта форма, с одной стороны, имеет дидактическое сходство с построением очного урока, с другой стороны, носит черты индивидуального занятия с учетом конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки
Он-лайн уроки можно проводить на любом этапе изучения материала, все зависит только от самочувствия ребенка. Как такового расписания он-лайн уроков у нас нет, опять же повторюсь, что все зависит только от самочувствия Антона.
При подготовке к он-лайн урокам разрабатываются конспекты, для которых характерно:
- все задания в конспекте урока необходимо оценить с точки зрения возможности его выполнения ребенком-инвалидом, для которого будет проводиться урок;
- в случае необходимости некоторые задания могут быть упрощены или отменены вовсе;
задания, предлагаемые ребенку в ходе урока, должны носить индивидуальный характер и иметь соответствующие формулировки.
При планировании занятий я стараюсь придерживаться основных гигиенических критерий организации урока:
- число видов учебной деятельности - 4;
- средняя продолжительность видов учебной деятельности - не более 10 мин.;
- чередование позы - поза чередуется в соответствии видом работы;
- физкультминутка - 1-2 за урок;
- психологический климат - преобладают положительные эмоции.
Также пользуюсь соцсетями, в частности «Вконтакте», где с помощью личных сообщений передаю разные задания по чтению, лексико-грамматические упражнения, тесты и таким же образом получаю ответ.
Примерная схема распределения времени на уроке:
50% всего времени занимает разговорная практика;
20% преподаватель уделяет грамматике;
10% развитию навыков письма и чтения;
10% занимает слушание речи, чтобы дети учились воспринимать ее на слух;
В конце каждого занятия 10% времени занимает тестирование. Это помогает педагогу понять, что ребенок усвоил, а на что необходимо обратить внимание
А как у них?
Около полумиллиона детей и подростков в Германии имеют инвалидность. Лишь 25 процентов из них учатся в обычных школах, остальные посещают спецшколы. В ФРГ есть 13 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений — это мировой рекорд. Впрочем, такие школы плохо себя зарекомендовали: почти 80 процентов их учеников бросают учебу.
Источники:
Методические рекомендации по реализации дополнительных адаптированных программ
http://concord.websib.ru/?p=14509
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, МОДУЛЬНОЙ, РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Автор составитель: Ванюкова Н.А., методист https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_tehnologiya_napisaniya_obscheobrazovatelnoy_modulnoy_rabochey-524678.htm