Организация физкультурно – оздоровительной работы в условиях социально – педагогического комплекса
( из опыта работы учителя физической культуры МОУ Заозерской сош Шарова Алексея Алексеевича, 2021 год)
Для того чтобы сформировать у обучающихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья, воспитать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности необходима система работы. Такую систему работы может обеспечить социально – педагогический комплекс ( СПК), в который входят школа, детский сад, Сельская библиотека, Дом культуры, фельдшерско – акушерский пункт, пожарная часть, лесничество. Работа в составе СПК показала и доказала, что объединив усилия , творчество и резервы всех работников комплекса вполне реально выполнение таких задач как укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся, воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирования понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом. Приобретение знаний в области гигиены и медицины является составной частью комплексной программы развития личности. Для повышения общеобразовательного уровня огромное значение имеет приобретение обучающимися теоретических знаний по физкультуре и спорту.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей обучающихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение задач( не только на уроке, но и на внеурочной деятельности) по воспитанию интеллектуальных , морально- волевых качеств личности обучающихся и организацию условий для лучшего решения.
Больше возможностей в условиях работы СПК заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Я прекрасно понимаю и убедился , что только совместная деятельность с учеником может привести к желаемым результатам. Проводимые соревнования, конкурсы, игры с созданием команд учеников, учителей, родителей не только создают атмосферу взаимопонимания, взаимовыручки, но и способствуют здоровому духу соревнования, высокому интересу не только к самому спорту, но и к результатам.Это позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации, подобрать для каждого обучающегося соответствующие методы и методические приемы обучения и воспитания. Активная мыслительная деятельность на уроке и во внеурочное время способствуют быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания. Следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность, Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Очень важно расширить знания обучающихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре, ценностных ориентирах. Велика роль в решении этих вопросов в проведении интегрированных уроков «физическая культура – биология», « физическая культура – география», « физическая культура – история».
Опыт работы показал, что теоретический материал лучше разбирать блоками ( проблемами), сообщение знаний организовать в форме бесед( групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения упражнений по двигательной активности. Результативными являются занятия, когда обучающиеся сами находили решения, выводили элементарные правила и предложения. Очень важно акцентировать внимание обучающихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Проводимые научно – практические конференции способствуют развитию мыслительной деятельности детей, умению работать с литературой, источниками, таблицами, графиками, позволяют наглядно отражать на сайте школы, школьных стендах спортивную жизнь школы. Изучение условий и проведение Президентских соревнований способствуют процессу самопознания и самоуправления. Не случайно, председатель совета физической культуры входит в совет поселения.
Качество учебного материала во многом зависит от правильного его планирования. Планирование спортивно- оздоровительной работы проходит совместно с советом СПК, где получаю рекомендациимедицинских работников, членов совета. Безусловно, основой планирования учебной деятельности является Программа физического воспитания обучающихся, но всегда учитываю, что успеваемость по предмету» Физическая культура» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностью освоения двигательных и специальных навыков, умением самостоятельно решать некоторые вопросы физической подготовленности.
В целях успешногорешения вопросов физической подготовленности всех школьников введена обязательная физическая зарядка перед уроками, проведение физкульминуток на каждом уроке.
Вопросы состояния физического воспитания неоднократно рассматривались на совете поселения. Результаты спортивных соревнований, мероприятий отражаются в поселенческой газете.
Родители не только помощники, но и активные участники всех проводимых в школе мероприятий. Это и конференция «Как сохранить здоровье?», «Значение утренней гимнастики»и открытые уроки для родителей, Масленичная неделя (два дня полностью посвящены спорту), Дни Здоровья…
Особое внимание во внеклассной работе уделяю организации занятий с юношами, так как они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними предусматриваю занятия на местности, в нестандартных условиях, при максимальных физических нагрузках. Вопросы планирования и организации занятий с юношами – допризывниками по овладению военно- прикладными навыками, развитию двигательных способностей, нагрузке и отдыху, воспитанию морально – волевых качеств решаю через организацию походов, дней допризывника.
Работа по физическому воспитанию через СПК обеспечивает каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставляют им разный по сложности и субъективный по трудности усвоения материал, создает условия для занятия избранными видами спорта. Это позволяет в условиях сельской школы воспитать всесторонне развитую личность, а главное – полученные знания. умения и навыки в школе закрепляются на занятиях уже для взрослых. Это волейбольные, футбольные секции, занятия в разновозрастных группах здоровья и проводимых в селе спортивных мероприятиях, праздниках.
А если выпускники школы продолжают заниматься спортом, то это значит, что спортивно - оздоровительная работа, проводимая в системе и всеми заинтересованными лицами- результативна.
А результат, интерес, польза – это самое главное!!!