Из опыта работы «Отчет по реализации педагогического проекта
«Азбука безопасности» в группе №1 компенсирующего вида
для детей с нарушением зрения (5-7 лет)
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, жизнедеятельности подрастающего поколения.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения.
Для того чтобы подготовить детей к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, был разработан проект «Азбука безопасности».
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, привитие знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и реализовывается в группе с сентября по декабрь 2021год.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный.
Задачи:
закреплять знания детей о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, создать условия для применения знаний на
практике.
формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширять и систематизировать знания детей об опасностях различного происхождения;
развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка - дошкольника;
воспитывать бдительность, безопасное поведение, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Итоги проекта
Для детей:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями
Для родителей:
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме;
Осознанный интерес к безопасности детей;
Активное участие членов семьи воспитанников в учебно- воспитательном процессе.
Для педагогов:
сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
В основу проекта были положены следующие принципы:
Принцип социальной востребованности (включение дошкольников в решение проблемных ситуаций, которые касаются не только жизни детей, но и значимы для всего общества);
Принцип развития личности (проектная деятельность направлена на личностное развитие, самоконтроль и самореализацию субъектов проектной деятельности. Ведущим элементом является изменение самого субъекта проектирования);
Принцип дифференциации (создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком);
Принцип доступности (учет возрастных особенностей детей, адаптированности материала);
Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, видеть в ребёнке полноправного партнера);
Принцип наглядности и занимательности (предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза);
Принцип последовательности (частое повторение усвоенных знаний, правил и норм);
Принцип динамичности (интеграция проекта в разные виды деятельности);
Принцип интегративности (сотрудничество с детьми и педагогами центра, с семьёй и социумом);
Принцип продуктивности (подразумевается полноценное включение детей во все процессы, объединение процессов обучения и практического использования информации).
Работа над проектом осуществлялась в 3 этапа.
1 этап: организационно – подготовительный (создание условий для реализации проекта)
Включал в себя теоретическое исследование проблемы, постановку целей и задач, изучение и анализ полученного материала:
- сбор информации
- анкетирование родителей
- ознакомление родителей с целью, задачами проекта
- оформление информационного стенда
-создание эмоционально – благоприятной атмосферы в группе детского сада
- разработка плана реализации проекта
- разработка конспектов СД, бесед
- создание мультимедийных презентаций
-подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического и демонстрационного наглядного материала
- подбор и оформление наглядной информации для родителей.
В содержание работы 2 этапа (практического) входила организация основных видов деятельности по направлениям проекта, вовлечение в познавательную и творческую деятельность исполнителей проекта.
Проект охватывает пять образовательных областей и включает следующие разделы:
- «Личная безопасность» (задачи: формировать основы безопасности жизнедеятельности; расширять знания об источниках опасности в быту; учить обращаться за помощью к взрослым; закреплять правила безопасного поведения во время игр, навыки безопасного пользования бытовыми предметами, умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон).
- «Пожарная безопасность» (задачи: расширять знания о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара).
- «Экстренные службы» (задачи: знакомство с работой полиции, скорой помощи, пожарных, службы газа, службы спасения — МЧС, правилах оказания первой помощи при ушибах; расширять знания о том, что в случае, необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103», «104», «112».
- «Ребенок и другие люди» (задачи: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми, подвести к тому, что приятная внешность, ласковый голос могут быть обманчивыми).
Работа с детьми проводилась в течение дня в режимных моментах, в форме группового занятия 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с возрастом. НОД строилась в занимательной форме, с использованием сюрпризных моментов. Такая форма организации обеспечивала максимальную активность каждого ребенка, поддерживала интерес в течение всего проекта.
Работа осуществлялась согласно следующих принципов:
1. Полнота
2. Системность
3. Возрастная адресованность
4. Наглядность
5. Интеграция
6. Психологический комфорт
7. Преемственность с семьями
Для более действенной работы по реализации проекта использовались следующие методы и приёмы:
Наглядный
просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
демонстрационный материал;
наблюдение;
рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
исследование предметов, материалов, способов изготовления;
Практический
Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка.
Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе.
В ходе проекта с детьми проводились следующие беседы и занятия по темам: « Огонь-друг, огонь-враг», « Спички не тронь, в спичках огонь», « Осторожно-электроприборы», « Наш друг-светофор», «Не всякий встречный друг сердечный», «Стихийные бедствия» и т.д. Из бесед дети узнали об истории возникновения огня и об опасности, которую он несёт, о правилах пожарной безопасности, уточняли и закрепляли правила дорожного движения , учились правильно себя вести в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого. Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать различные службы спасения, вспоминали как правильно себя вести в случаи возникновения опасной ситуации.
С помощью мультимедиа детям были представлены презентации по темам пожарной безопасности и дорожного движения, ребенок дома, ребенок и другие люди. Использование мультимедийных презентаций в работе дало возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.
В процессе реализации проекта дети познакомились с произведениями таких писателей как: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Стёпа», «Светофор», «Моя улица», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Н.Сорокин «Переход» и т.д. Обсуждение прочитанных художественных произведений помогало детям закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности. Детям предлагались различные виды игр: дидактические игры «Правила дорожного движения», « Знаки дорожного движения», « Что нужно пожарному», «Знакомый, свой, чужой», «Что такое хорошо, что такое плохо», словесные игры: « Закончи предложение», « Доскажи словечко», подвижные игры-эстафеты « Пожарные на учении», « Кто быстрее», « Спасение пострадавших» , строительные игры « Гараж для пожарных машин», « Пожарная машина», сюжетно-ролевые «Спасатели», «Юные инспекторы дорожного движения», «Аптека» и другие.
Отражение воспитанниками полученных знаний можно было проследить в свободной художественно-творческой деятельности и специально организованном НОД по аппликации «Светофор», «Машины едут по улице», рисованию «Моя улица», «Я иду по городу», «Огонь-друг, огонь-враг», по лепке «Слишком доверчивые герои сказок».
Детям понравилось создавать и обыгрывать различные ситуации при помощи макета улицы и атрибутов к сюжетно-ролевым играм по безопасности.
Итоговым мероприятием стал показ НОД «Осторожно, незнакомец!», где дети показали свои знания правил безопасного поведения с незнакомыми людьми в различных ситуациях.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, послужило создание необходимой предметно-развивающей среды в группе. Созданный ранее уголок безопасности был пополнен новыми дидактическими играми «Домино», лото «Полезно-вредно», «Что лишнее?», «Найди опасный предмет», «Противоположности», атрибутами к сюжетно-ролевым играм» «Спасатели», «Больница», иллюстративным материалом «Экстренные ситуации», «Опасные предметы дома», «Если ты остался дома один», обучающими мультфильмами «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья», «Вежливые уроки», а также познавательной и художественной литературой (Хоринская Е. «Спичка-невеличка», Бедарев О. «Если бы …», Семернин В. «Запрещается – разрешается», Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?
На протяжении всего времени велась активная просветительская работа с родителями.
Работа с родителями проходила в следующих направлениях:
Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
Ведение просветительской работы среди родителей по представленной проблеме;
Поддержание интереса родителей к проблеме.
В целях просветительской работы были проведены консультации и оформлены памятки в виде папки-передвижки для родителей: «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников», «Берегите детей от огня!», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасное поведение ребенка в природе и дома», «Что прочитать детям о безопасности?» и многие другие.
На заключительном третьем этапе были подведены итоги работы по проекту.
Проект способствовал достижению конкретных результатов за короткий срок. Перед началом проекта и в конце был проведен мониторинг детей, который показал положительную динамику освоения опыта.
Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах безопасности, социальную ответственность родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети стали более внимательны друг к другу, воздерживаются от участия в рискованных играх, действиях, соблюдают правила, выучили свой домашний адрес, телефоны экстренных служб. Имеют представления о предметах, которые могут нести опасность. Умеют с помощью картинок показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому. Знают, как нужно себя вести, когда остаются дома одни, если звонят по телефону, в дверь, в ситуациях с незнакомыми людьми. Знают и называют причины возникновения пожара. Знают и выполняют правила пожарной безопасности. Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, полицейского, сотрудника службы газа, в каких случаях их вызывают, умеют навыки разговора по телефону с диспетчером.
2. Родители воспитанников заинтересовались данной проблемой и с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
- рисование вместе с детьми на тему: «Останови пожар»;
- оформление уголка безопасности.
3. Были созданы:
1. Альбом «Азбука безопасности»;
2. Выставка рисунков дошкольников «Что о безопасности узнали – всё в рисунках рассказали»
3. Методическое пособие «Безопасность детей в доме».
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что тесное сотрудничество со всеми участниками проекта способствовали выполнению поставленных задач. Следовательно, данный проект способствует социально-коммуникативному развитию и имеет социальное значение.
В дальнейшем, возможна будет реализация данного проекта с новыми детьми, представление его на профессиональных конкурсах педагогического мастерства.