СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ»

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

(Байкалова Л.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №25»)

В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отмечаю уровень знаний обучающихся, особое внимание обращаю на пробелы в знаниях.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Федерального института педагогических измерений.

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. 

Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Работа с частью С (написание сочинения)

Создаю группы учащихся для индивидуальной, групповой работы как на уроках, так и во внеурочное время, на консультациях.

На каждом уроке активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые или разрабатываю сама, или используя разные источники. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В.Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку.

У каждого учителя накоплен банк тестовых заданий. Тесты использую на всех этапах урока. Применяю различные виды тестов: с выбором ответа и безвыбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах

Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.

 Для каждого обучающегося распечатано учебно-методическое пособие ( автор Штоль А.А.) В пособии представлены в систематизированном виде все правила русского правописания, а также сведения из разных разделов языкознания

После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению. 

Не все учащиеся, к сожалению, осознают необходимость в подготовке к аттестации, пользуются телефонами , предпочитают списывать, поэтому и этот момент приходилось учитывать при создании контрольно- измерительных материалов. А это работа, которая дает свои плоды.

Особое внимание уделяю части С.

Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению как связному высказыванию научить можно.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.

Для учеников  готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Мой опыт подготовки к ЕГЭ в 11 классе свидетельствует о том, что наибольшие затруднения у них учащихся вызывает написание сочинения- рассуждения. Хочу предложить прием работы с частью С -конструирование текста, проверенного на уроках.

Делю класс на четыре группы. 1-я группа пишет вступление к сочинению – рассуждение (допускается несколько вариантов вступлений).

2-я группа выявляет авторскую позицию и комментирует её.

3-я группа высказывает своё мнение по выявленной проблеме, опираясь на жизненный опыт.

4-я группа высказывает своё мнение по выявленной проблеме, опираясь на читательский опыт.

В10 классе формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, комментариями, литературными аргументами, образцы лучших сочинений учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!