Подготовка к итоговой аттестации в условиях реализации системно-деятельностного метода обучения
Докладчик
учитель русского языка и литературы Кузнецова Лариса Анатольевна
Нормативно-правовая база
Педагогический совет
Директор
1 уровень
Организационные вопросы
Заместитель директора
Научно-методический совет
2 уровень
Учитель, психолог, классный руководитель
Методические объединения учителей-предметников
Методика,
дидактика
3 уровень
Ученик
Знание критериев оценивания
Часы общения
4 уровень
Вопросы подготовки к ЕГЭ и Г(И)А, рассматриваемые на педсоветах
Тематика педсовета
Вопросы по подготовке к ЕГЭ
1.Подведение итогов работы за 2011-2012 учебный год и задачи на новый учебный год.
Об организации промежуточной (годовой) и государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Сроки
и Г(И)А
2. Утверждение плана работы школы на 2012-2013 учебный год.
1.Анализ результатов ЕГЭ (август).
О допуске обучающихся 9-х, 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации.
5. Отчет руководителей методических объединений о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне усвоения учебного материала учениками.
Август
Ответственные
2. Утверждение плана подготовки к Г(И)А и ЕГЭ, по повышению качества образования в 2012-2013 уч.году
Апрель
О выпуске и переводе обучающихся.
Директор школы
6. Отчет о мероприятиях по подготовке к Г(И)А и ЕГЭ.
Май
Зам. директора по УВР
8. О выпуске и переводе обучающихся.
7. Допуск обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации.
А.А. Горбачева
Июнь
Зам. директора по УВР
Млынковская И.Л.
Зам. директора по УВР
Млынковская И.Л.
Млынковская И
№
1.
п/п
Деятельность заместителя директора, ответственного за подготовку к ЕГЭ и Г(И)А
Анализ результатов ЕГЭ и Г(И)А
2.
Сроки
3.
Разработка планов мероприятий:
Июнь
- по подготовке, организации и проведению государственной (итоговой) аттестации, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2012-2013 уч.году;
- по подготовке, организации и проведению государственной (итоговой) аттестации, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2012-2013 уч.году;
- по повышению качества образования в 2012-2013 уч.году.
Организация тематических родительских собраний
4.
Август
Сентябрь-июнь
Совещания при зам.директора
5.
6.
Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями, учителями
Сентябрь-июнь
7.
Организация работы методических объединений по подготовке к ЕГЭ и Г(И)А по изучению нормативно- правовых документов, регламентирующих проведение государственной (итоговой) аттестации
Сентябрь-июнь
Организация деятельности психологической службы по психологическому сопровождению выпускников
8.
Сентябрь-июнь
Формирование базы данных выпускных классов
Сентябрь-июнь
9.
Ноябрь, февраль
Проведение диагностических работ и пробных экзаменов
10.
Диагностика и мониторинг общеучебных и предметных умений и навыков обучающихся
11.
Ноябрь-апрель
12.
Практические семинары по обучению заполнения бланков ответов ЕГЭ
Ноябрь-апрель
Оформление тематического стенда «Единый государственный экзамен»
13.
Ноябрь
Подбор материалов на страницу сайта ОУ «Готовимся к Г(И)А и ЕГЭ»
Октябрь-июнь
14.
Сентябрь-июнь
Составление графика консультаций по предметам
Апрель
План работы методического совета школы по подготовке к ЕГЭ и Г(И)А Цель: обеспечение деятельности педагогического коллектива в режиме постоянного творческого поиска, апробации новых форм организации учебного процесса, внедрения современных методик и УМК, широкого использования современных образовательных технологий, создание единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения и совершенствования их профессиональных компетенций, реализация стратегических целей Программы развития и Образовательной программы школы.
№ п/п
Содержание работы
сентябрь - октябрь
Ответственные
1.
Об организации методической работы по вопросам Г(И)А-9 и ЕГЭ. Создание педагогических условий для обеспечения качества государственной (итоговой) аттестации выпускников.
ноябрь - декабрь
Председатель МС Жукова Л. А.
2.
Зам. директора по УВР Млынковская И. Л.
О работе методических объединений школы и школьной библиотеки с учителями-предметниками по созданию педагогических условий, обеспечивающих качество государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.
3.
Председатель МС Жукова Л. А.
январь - февраль
Руководители МО
О выполнении плана мероприятий по повышению качества образования МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский на 2012-2013 учебный год.
О психологическом сопровождении Г(И)А-9 и ЕГЭ в школе.
Зам. директора по УВР Млынковская И. Л.
март - апрель
4.
Психолог
О подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов школы. Анализ пробных экзаменов в формате ЕГЭ.
Довжук С. П.
Зам. директора по УВР
Млынковская И. Л.
Алгоритмы деятельности учителя-предметника, педагога-психолога, классного руководителя
(разработаны методическим советом школы (протокол от 31.08.2010 №1)
Учитель решает вопросы, касающиеся методики, дидактики и технологии подготовки обучающихся к Г(И)А и ЕГЭ.
Алгоритм деятельности учителя-предметника, осуществляющего подготовку учащихся к Г(И)А и ЕГЭ
- выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся по учебному предмету;
- разработка технологии подготовки к Г(И)А и ЕГЭ по учебному предмету;
- совершенствование форм и методов обучения;
- формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;
- определение учащихся, входящих в «группу учебного риска»;
- проведение диагностических работ в формате ЕГЭ;
- разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- проведение консультаций по учебному предмету;
- подготовка и периодическое обновлении стенда «Готовимся к ЕГЭ».
Этапы деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к Г(И)А и ЕГЭ
№ п/п
Этап
1.
2.
Содержание
Диагностико- прогностический
Целеполагание
3.
1. Анализ реальных образовательных возможностей обучающихся.
4.
2. Прогнозирование возможных затруднений в выполнении КИМов по учебному предмету.
Определение целей и задач подготовки к ЕГЭ (предметная и психологическая готовность к Г(И)А и ЕГЭ):
Планирование
5.
Конструирование и реализация учебных занятий
3. Планирование ожидаемых результатов Г(И)А и ЕГЭ.
1. Включение вопросов подготовки к ЕГЭ в календарно-тематическое и поурочное планирование.
- ознакомление выпускников с примерами заданий и необходимыми требованиями к их оформлению;
- определение разделов программы, которые требуют дополнительной подготовки;
- отслеживание показателей учебной деятельности обучающихся с целью определения уровня усвоения образовательных программ;
- психологическое просвещение выпускников (отработка алгоритмов и моделей поведения при подготовке, сдаче экзаменов).
2. Планирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Осуществление образовательного процесса как целостной системы учебных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ.
Контрольно-регулировочный и рефлексия
Использование современных технологий обучения
Мониторинговые срезы по спецификации ЕГЭ.
Анализ образовательного потенциала обучающегося.
Самоанализ педагогической деятельности
Алгоритм деятельности педагога-психолога
- психологическое просвещение родителей на родительских собраниях и консультациях (рекомендации по поддержке детей и помощи им в период подготовки и сдачи экзаменов);
- психологическая диагностика уровня готовности к Г(И)А и ЕГЭ, коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося в процессе подготовки к Г(И)А и ЕГЭ (уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия);
- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий с элементами тренинга (развитие само регуляции, самоконтроля, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков мыслительной деятельности).
Алгоритм деятельности классного руководителя
- формирование у обучающихся позитивного отношения к новой форме аттестации;
- осуществление постоянной связи между субъектами системы: обучающиеся – родители – учителя-предметники – классный руководитель, с целью выявления неуспешности ученика и содействия в систематическом повторении важнейших разделов дисциплин;
- формирование у выпускников потребности в непрерывном образовании и совершенствовании умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях; воспитание самодисциплины, самоконтроля и развитие высокой трудоспособности (формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, часы общения);
- помощь родителям в организации правильного режима труда и отдыха обучающихся в течение учебного года и в период подготовки к экзаменам.
Памятка для выпускника при подготовке к Г(И)А и ЕГЭ
Выпускник должен:
- осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ЕГЭ;
- знать критерии оценивания по учебным предметам;
- уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.
Для успешной сдачи Г(И)А и ЕГЭ выпускник должен владеть следующими ключевыми компетенциям
Информационная компетенция включает в себя умения:
- понимать текст и его структурно-смысловые связи;
- оценивать полученную информацию;
- анализировать текст, используя разные приемы обработки текста;
- переводить информацию из одной системы в другую.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умения:
- объяснять, устанавливать взаимосвязи;
- сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- классифицировать объекты и явления;
- соотносить единичные факты и общие явления.
Коммуникативная компетенция включает в себя умения:
- создавать связное высказывание;
- последовательно излагать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать собственное мнение.
Фрагмент плана мероприятий по подготовке обучающихся 9,11 классов к государственной (итоговой) аттестации
№ п/п
Мероприятия
Работа с педагогами МО
Дата проведения
1.
Анализ итогов ЕГЭ и ГИА - 9 по русскому языку по совершенствованию качества образовательного процесса:
2.
Август
Входные диагностические работы в 9, 11 классах МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.
3.
По плану
Проблемно-ориентированный анализ результатов диагностических контрольных работ по русскому языку в формате ЕГЭ (10-11 кл.), Г(И)А – 9 (5-9 кл.) и отчёт педагогов МО по устранению пробелов в знаниях, выявленных в ходе диагностирования
Входная, промежуточная, итоговая диагностические работы.
Результаты выполнения части «В» (в таблице указан процент допущенных ошибок)
№ задания
В1
Проверяемые элементы содержания
11а
В2
Основные способы словообразования
В3
Морфологический анализ слова
4(17%)
11б
Кол-во учащихся
Кол-во учащихся 20,
11в
Словосочетание. Типы связи
25, писали 23
6 (30%)
5(22%)
В4
3(13%)
7 (35%)
Кол-во учащихся
писали 20
5 (31%)
Итого
В5
Предложение. Двусоставные и односоставные предложения.
17, писали 16
15 (25%)
6 (37%)
9 (45%)
62,
Осложнённое простое предложение.
5(22%)
В6
5 (31%)
писали 59
18 (30%)
В7
Сложное предложение.
8 (%)
4(17%)
17 (29%)
7 (35%)
В8
6(26%)
7 (44%)
Средства связи предложений в тексте.
7 (44%)
7 (35%)
Речь. Анализ средств выразительности.
20 (34% )
5(22%)
1(4%)
7 (44%)
8 (40%)
18 (30%)
7 (44%)
21 (35%)
2 (10%)
19 (32%)
7 (44%)
10 (17%)
Результат выполнения части В
Процент выполнения заданий части В
от 65 % до 83%.
Затруднения вызвали задания по темам.
- Предложение. Двусоставные и односоставные предложения – процент выполнения 66
- Сложное предложение - процент выполнения 65
- Средства связи предложений в тексте - процент выполнения 68
Остальные содержательные элементы программного материала успешно освоены обучающимися.
Процент выполнения 70% и выше.
Групповая и индивидуальная консультационная работа с обучающимися
Лист самоконтроля части А
Лист самоконтроля части В
Результаты Г(И)А по русскому языку
тестовый балл
Средний
65
тестовый балл
тестовый балл
Средний
Средний
61
58
Результаты ЕГЭ по русскому языку
2009-2010 уч. г.
2011-2012 уч. г.
2010-2011 уч. г.