СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по укреплению здоровья младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу поделиться своим опытом работы в данном направлении

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по укреплению здоровья младших школьников»

Отчет по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров..."

Соколова Наталия Митрофановна, учитель начальных классов

Программа “Если хочешь быть здоров…” ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. т.к это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Цель программы: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • учить детей быть в гармонии с самим с собой, окружающим миром;

  • изучение “познания самого себя”, используя теорию познания, обобщающую интеграцию гуманитарных наук и объективных методов исследования; вооружение знаниями по основам охраны и укрепления психического здоровья, опираясь на новейшие достижения в данной области;

  •  формирование мотивационно-ценностного отношения к установке на здоровый образ жизни;

  • овладение системой средств оздоровления, практическими умениями и навыками, обеспечивающими высокий уровень физического состояния и психического благополучия;

  • овладение методами и приемами само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхождения.

Методику работы с детьми я строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Мои занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.

Содержание занятий я наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Занятия по этой программе требуют от учащихся творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры (“Скорая помощь”, “Доктора природы”, “Вопросы-ответы”), комплекс упражнений, общение с природой и др.

В беседы я включаю вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и “этюды для души” (например: “сотвори солнце в себе”). Оздоровительные паузы я комбинирую, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия. В этом нам помогает методика М.Ф. Базарного, уже второй год мы включаем элементы этой методики в свою работу, у нас в классе находятся специальные тренажеры для глаз, для стоп, для красивой осанки.

Занятия о пище, питании иногда я проводила прямо в столовой. Здесь мы изучали с ребятами правила хорошего тона, теорию закрепляли практикой, формируя положительный настрой, закрепляя здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).

Моя программа “Если хочешь быть здоров…” включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Нынче с ребятами мы провели диагностику по методикам Н.Г.Казанцевой, Н.Г.Лускановой.



Сводная таблица по методике Н.Г. Казанцевой» Изучение общей самооценки»

Ф.и.о.

Высокий

Нормал.

Низкий

С1

С2

С1-С2

1

Алешкин К.


Нормал


4

3

1

2

Бабанина В.


Нормал.


7

6

+1

3

Гордеев Е.


Нормал.


4

1

3

4

Дымчикова Д.

высокая



5

1

+4

5

Добрынина Г.

высокая



6

2

+4

6

Кудрин А.

высокая



8

4

+4

7

Лоптева В.

высокая



7

2

+5

8

Маковеев Д.

высокая



5

0

+5

9

Минязев С.


Нормал.


4

5

-1

10

Очиров А.

высокий



5

0

5

11

Посохов К.

высокая



8

3

+5

12

Пуляевская В.


Нормал.


5

5

0

13

Райкова Я.


Нормал.


3

3

0

14

Сысоев Д.


Нормал


3

3

0

15

Степанова Н.


Нормал.


5

3

+2

16

Фирсов Д.

высокая



7

1

+6

17

Сурков В.


Нормал.


3

3

0

18

Доржиев Э.


Нормал.


8

6

+2

19






































Итого: Всего писало: 18 чел.

Высокий- 8чел. (44,4%)

Нормал. - 10 чел .( 55,5%)

Низкий - 0 чел.

Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в основном идут в школу с хорошим настроением, это радует. Но есть ребята, которые чувствуют себя не комфортно в классе, над этим стоит задуматься, следует провести с ними индивидуальные беседы, выяснить, что их тревожит, переговорить с родителями. Дети, в основном, уверены в себе, многие считают себя не хуже других. У восьми человек прослеживаются явно выраженные лидерские качества, они готовы идти вперед, их не беспокоят возможные неудачи, они думают, что постоянно кто-то в них нуждается. Но есть ребята (Бабанина В., Пуляевская В., Сурков В.. Минязев С.), которые недостаточно уверены в себе, они думают, что никому не нужны, что люди, окружающие их, гораздо привлекательнее, у них отсутствует уверенность в себе, вот с этими ребятами следует работать, нужно повысить их самооценку, дать возможность поверить в себя.

Сводная таблица по методике» Комфортность» (модификация методики Н.Г. Лускановой)

Ф.и.о.

Высокий

Средний

Низкий

Негатив.

1

Алешкин К.

21б




2

Бабанина В.


15б



3

Гордеев Е.


14б



4

Дымчикова Д.

25б




5

Добрынина Г.


15б



6

Кудрин А.


13б



7

Лоптева В.



11б


8

Маковеев Д.


16б



9

Минязев С.

20б




10

Очиров А.


17б



11

Посохов К.

23б




12

Пуляевская В.


14б



13

Райкова Я.

20б




14

Сысоев Д.


14б



15

Степанова Н.

21б




16

Фирсов Д.

21б




17

Сурков В.



11б


18

Доржиев Э.

н




19

Мыльников Р.



11б






























Итого: Высокий- 7чел. (38,8%)

Средний - 8чел .( 44,4%)

Низкий - 3чел. (16,6%)

Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в основном идут в школу с хорошим настроением, это радует. Но есть ребята, которые чувствуют себя не комфортно в классе, над этим стоит задуматься, следует провести с ними индивидуальные беседы, выяснить, что их тревожит, переговорить с родителями.













Сводная таблица по диагностике уровня развития саморегуляции, отдельных

свойств внимания, объема оперативной памяти





Ф.и.о.

балл

оценка

1

Алешкин К.

5

3

2

Бабанина В.

6

4

3

Гордеев Е.

7

4

4

Дымчикова Д.

3

2

5

Добрынина Г.

2

2

6

Кудрин А.

3

2

7

Лоптева В.

4

3

8

Маковеев Д.

3

2

9

Минязев С.

5

3

10

Очиров А.

3

2

11

Посохов К.

7

4

12

Пуляевская В.

5

3

13

Райкова Я.

4

3

14

Сысоев Д.

н


15

Степанова Н.

4

3

16

Фирсов Д.

8

5

17

Сурков В.

1

1

18

Доржиев Э.

5

3

19

Мыльников Р.

6

4



























Итого: Всего писало: 18 чел.

«5»-1 (5,5%)

«4»-4 (22,2%)

«3»-7 (38,8%)

«2»-5 (27,7%)

«1»-1 (5,5%)

Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в недостаточной форме владеют теми или иными навыками саморегуляции, у ребят низкий объем оперативной памяти, внимание рассеянное. Со всеми заданиями справился только один человек (Фирсов Д.), с небольшими погрешностями справились четыре человека (Посохов К., Бабанина В., Гордеев Е.), у остальных уже серьезные недостатки. Учащиеся слушали учителя невнимательно, тем самым переспрашивали задания. Для себя я выяснила недостатки и поняла, как в последующем строить свою работу, с отдельными учащимися следует работать индивидуально. Огромное внимание следует обратить на развитие памяти. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыка самосовершенствования.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности в 3 классе мы познакомились с основными вопросами гигиены, касающимися профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, особенностями влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника, особенностями воздействия двигательной активности на организм человека, основами рационального питания, правилами оказания первой помощи, способами сохранения и укрепление  здоровья, основами развития познавательной сферы, научились соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях, узнали, как влияет здоровье на успешную учебную деятельность, закрепили значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, получили знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значении режима питания.

А так же у обучающихся были развиты такие группы качеств, как отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся продемонстрировали такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

На следующий год мы продолжим работу по этой программе.

В ходе работы будут реализованы такие направления, как:

  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!