Отчет по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров..."
Соколова Наталия Митрофановна, учитель начальных классов
Программа “Если хочешь быть здоров…” ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. т.к это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Цель программы: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
учить детей быть в гармонии с самим с собой, окружающим миром;
изучение “познания самого себя”, используя теорию познания, обобщающую интеграцию гуманитарных наук и объективных методов исследования; вооружение знаниями по основам охраны и укрепления психического здоровья, опираясь на новейшие достижения в данной области;
формирование мотивационно-ценностного отношения к установке на здоровый образ жизни;
овладение системой средств оздоровления, практическими умениями и навыками, обеспечивающими высокий уровень физического состояния и психического благополучия;
овладение методами и приемами само- и взаимопомощи при несчастных случаях природного и бытового происхождения.
Методику работы с детьми я строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Мои занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.
Содержание занятий я наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Занятия по этой программе требуют от учащихся творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры (“Скорая помощь”, “Доктора природы”, “Вопросы-ответы”), комплекс упражнений, общение с природой и др.
В беседы я включаю вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и “этюды для души” (например: “сотвори солнце в себе”). Оздоровительные паузы я комбинирую, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия. В этом нам помогает методика М.Ф. Базарного, уже второй год мы включаем элементы этой методики в свою работу, у нас в классе находятся специальные тренажеры для глаз, для стоп, для красивой осанки.
Занятия о пище, питании иногда я проводила прямо в столовой. Здесь мы изучали с ребятами правила хорошего тона, теорию закрепляли практикой, формируя положительный настрой, закрепляя здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).
Моя программа “Если хочешь быть здоров…” включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Нынче с ребятами мы провели диагностику по методикам Н.Г.Казанцевой, Н.Г.Лускановой.
Сводная таблица по методике Н.Г. Казанцевой» Изучение общей самооценки»
№ | Ф.и.о. | Высокий | Нормал. | Низкий | С1 | С2 | С1-С2 |
1 | Алешкин К. | | Нормал | | 4 | 3 | 1 |
2 | Бабанина В. | | Нормал. | | 7 | 6 | +1 |
3 | Гордеев Е. | | Нормал. | | 4 | 1 | 3 |
4 | Дымчикова Д. | высокая | | | 5 | 1 | +4 |
5 | Добрынина Г. | высокая | | | 6 | 2 | +4 |
6 | Кудрин А. | высокая | | | 8 | 4 | +4 |
7 | Лоптева В. | высокая | | | 7 | 2 | +5 |
8 | Маковеев Д. | высокая | | | 5 | 0 | +5 |
9 | Минязев С. | | Нормал. | | 4 | 5 | -1 |
10 | Очиров А. | высокий | | | 5 | 0 | 5 |
11 | Посохов К. | высокая | | | 8 | 3 | +5 |
12 | Пуляевская В. | | Нормал. | | 5 | 5 | 0 |
13 | Райкова Я. | | Нормал. | | 3 | 3 | 0 |
14 | Сысоев Д. | | Нормал | | 3 | 3 | 0 |
15 | Степанова Н. | | Нормал. | | 5 | 3 | +2 |
16 | Фирсов Д. | высокая | | | 7 | 1 | +6 |
17 | Сурков В. | | Нормал. | | 3 | 3 | 0 |
18 | Доржиев Э. | | Нормал. | | 8 | 6 | +2 |
19 | | | | | | | |
Итого: Всего писало: 18 чел.
Высокий- 8чел. (44,4%)
Нормал. - 10 чел .( 55,5%)
Низкий - 0 чел.
Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в основном идут в школу с хорошим настроением, это радует. Но есть ребята, которые чувствуют себя не комфортно в классе, над этим стоит задуматься, следует провести с ними индивидуальные беседы, выяснить, что их тревожит, переговорить с родителями. Дети, в основном, уверены в себе, многие считают себя не хуже других. У восьми человек прослеживаются явно выраженные лидерские качества, они готовы идти вперед, их не беспокоят возможные неудачи, они думают, что постоянно кто-то в них нуждается. Но есть ребята (Бабанина В., Пуляевская В., Сурков В.. Минязев С.), которые недостаточно уверены в себе, они думают, что никому не нужны, что люди, окружающие их, гораздо привлекательнее, у них отсутствует уверенность в себе, вот с этими ребятами следует работать, нужно повысить их самооценку, дать возможность поверить в себя.
Сводная таблица по методике» Комфортность» (модификация методики Н.Г. Лускановой)
№ | Ф.и.о. | Высокий | Средний | Низкий | Негатив. |
1 | Алешкин К. | 21б | | | |
2 | Бабанина В. | | 15б | | |
3 | Гордеев Е. | | 14б | | |
4 | Дымчикова Д. | 25б | | | |
5 | Добрынина Г. | | 15б | | |
6 | Кудрин А. | | 13б | | |
7 | Лоптева В. | | | 11б | |
8 | Маковеев Д. | | 16б | | |
9 | Минязев С. | 20б | | | |
10 | Очиров А. | | 17б | | |
11 | Посохов К. | 23б | | | |
12 | Пуляевская В. | | 14б | | |
13 | Райкова Я. | 20б | | | |
14 | Сысоев Д. | | 14б | | |
15 | Степанова Н. | 21б | | | |
16 | Фирсов Д. | 21б | | | |
17 | Сурков В. | | | 11б | |
18 | Доржиев Э. | н | | | |
19 | Мыльников Р. | | | 11б | |
Итого: Высокий- 7чел. (38,8%)
Средний - 8чел .( 44,4%)
Низкий - 3чел. (16,6%)
Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в основном идут в школу с хорошим настроением, это радует. Но есть ребята, которые чувствуют себя не комфортно в классе, над этим стоит задуматься, следует провести с ними индивидуальные беседы, выяснить, что их тревожит, переговорить с родителями.
Сводная таблица по диагностике уровня развития саморегуляции, отдельных
свойств внимания, объема оперативной памяти
№ | Ф.и.о. | балл | оценка |
1 | Алешкин К. | 5 | 3 |
2 | Бабанина В. | 6 | 4 |
3 | Гордеев Е. | 7 | 4 |
4 | Дымчикова Д. | 3 | 2 |
5 | Добрынина Г. | 2 | 2 |
6 | Кудрин А. | 3 | 2 |
7 | Лоптева В. | 4 | 3 |
8 | Маковеев Д. | 3 | 2 |
9 | Минязев С. | 5 | 3 |
10 | Очиров А. | 3 | 2 |
11 | Посохов К. | 7 | 4 |
12 | Пуляевская В. | 5 | 3 |
13 | Райкова Я. | 4 | 3 |
14 | Сысоев Д. | н | |
15 | Степанова Н. | 4 | 3 |
16 | Фирсов Д. | 8 | 5 |
17 | Сурков В. | 1 | 1 |
18 | Доржиев Э. | 5 | 3 |
19 | Мыльников Р. | 6 | 4 |
Итого: Всего писало: 18 чел.
«5»-1 (5,5%)
«4»-4 (22,2%)
«3»-7 (38,8%)
«2»-5 (27,7%)
«1»-1 (5,5%)
Вывод: Данная методика показала, что учащиеся в недостаточной форме владеют теми или иными навыками саморегуляции, у ребят низкий объем оперативной памяти, внимание рассеянное. Со всеми заданиями справился только один человек (Фирсов Д.), с небольшими погрешностями справились четыре человека (Посохов К., Бабанина В., Гордеев Е.), у остальных уже серьезные недостатки. Учащиеся слушали учителя невнимательно, тем самым переспрашивали задания. Для себя я выяснила недостатки и поняла, как в последующем строить свою работу, с отдельными учащимися следует работать индивидуально. Огромное внимание следует обратить на развитие памяти. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыка самосовершенствования.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности в 3 классе мы познакомились с основными вопросами гигиены, касающимися профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, особенностями влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника, особенностями воздействия двигательной активности на организм человека, основами рационального питания, правилами оказания первой помощи, способами сохранения и укрепление здоровья, основами развития познавательной сферы, научились соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях, узнали, как влияет здоровье на успешную учебную деятельность, закрепили значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, получили знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значении режима питания.
А так же у обучающихся были развиты такие группы качеств, как отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся продемонстрировали такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
На следующий год мы продолжим работу по этой программе.
В ходе работы будут реализованы такие направления, как:
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.