СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Презентация" Подготовка к ОГЭ. Средства художественной выразительности русской речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены художественно-выразительные средства  языка, тренировочные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Презентация" Подготовка к ОГЭ. Средства художественной выразительности русской речи".»

Готовимся к ОГЭ Средства художественной выразительности русской речи Учитель русского языка и литературы МБОУ Шиковской СШ Масленникова Татьяна Александровна

Готовимся к ОГЭ

Средства художественной выразительности

русской речи

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Шиковской СШ

Масленникова Татьяна Александровна

Чтобы текст впечатлил, его было интересно читать и он надолго остался в памяти, автор применяет…  средства выразительности Средства выразительности придают речи яркость , усиливают её эмоциональное воздействие , привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

Чтобы текст впечатлил, его было интересно читать и он надолго остался в памяти, автор применяет… 

средства выразительности

Средства выразительности придают речи яркость , усиливают её эмоциональное воздействие , привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

Лексические (тропы)    СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МНОГООБРАЗНЫ Фонетические (звукопись) Синтаксические (стилистические фигуры)

Лексические (тропы)

СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МНОГООБРАЗНЫ

Фонетические (звукопись)

Синтаксические (стилистические фигуры)

Фонетические (звукопись) средства выразительности Ассонанс Аллитерация Повтор согласных, создающий образ Повтор гласных, создающий образ «Посл У шный л У к согн У в дуг У » «Где, он, бро НЗ ы З во Н или ГР анита ГР ань»

Фонетические (звукопись) средства выразительности

Ассонанс

Аллитерация

Повтор согласных, создающий образ

Повтор гласных, создающий образ

«Посл У шный л У к согн У в дуг У »

«Где, он, бро НЗ ы З во Н или ГР анита ГР ань»

ЭПИТЕТ Красочное, образное определение в переносном значении.  Например: «И вы не смоете всей вашей черной   кровью поэта праведную  кровь» Красочное, образное определение в переносном значении.  Например: «И вы не смоете всей вашей черной   кровью поэта праведную  кровь» МЕТАФОРА Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Например: «Горит восток зарёю новой» Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Например: «Горит восток зарёю новой» СРАВНЕНИЕ Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку Например: « Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием» Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку Например: « Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием» Лексические средства выразительности. Тропы

ЭПИТЕТ

  • Красочное, образное определение в переносном значении.  Например: «И вы не смоете всей вашей черной   кровью поэта праведную кровь»
  • Красочное, образное определение в переносном значении. 
  • Например: «И вы не смоете всей вашей черной   кровью поэта праведную кровь»

МЕТАФОРА

  • Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Например: «Горит восток зарёю новой»
  • Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.
  • Например: «Горит восток зарёю новой»

СРАВНЕНИЕ

  • Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку Например: « Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием»
  • Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку
  • Например: « Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием»

Лексические средства выразительности. Тропы

это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.  Например: «В сто сорок солнц закат пылал» это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.  Например: «В сто сорок солнц закат пылал» Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Например: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить» Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Например: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить» это обобщенная глубокая мысль определенного автора, выраженная в отточенной лаконичной форме. Например: Человек есть не что иное, как ряд его поступков. (Гегель) это обобщенная глубокая мысль определенного автора, выраженная в отточенной лаконичной форме. Например: Человек есть не что иное, как ряд его поступков. (Гегель) ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА АФОРИЗМ
  • это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.  Например: «В сто сорок солнц закат пылал»
  • это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. 
  • Например: «В сто сорок солнц закат пылал»
  • Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Например: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить»
  • Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.
  • Например: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить»
  • это обобщенная глубокая мысль определенного автора, выраженная в отточенной лаконичной форме. Например: Человек есть не что иное, как ряд его поступков. (Гегель)
  • это обобщенная глубокая мысль определенного автора, выраженная в отточенной лаконичной форме.
  • Например: Человек есть не что иное, как ряд его поступков. (Гегель)

ГИПЕРБОЛА

ЛИТОТА

АФОРИЗМ

Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Например: положа руку на сердце, щекотливое положение. Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Например: положа руку на сердце, щекотливое положение. Троп, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Например: «Луна дрожит над гладью серебристой» Троп, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Например: «Луна дрожит над гладью серебристой» Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Например: Лиса  – аллегория хитрости,  заяц  - трусости Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Например: Лиса  – аллегория хитрости,  заяц  - трусости ФРАЗЕОЛОГИЗМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ АЛЛЕГОРИЯ
  • Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Например: положа руку на сердце, щекотливое положение.
  • Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
  • Например: положа руку на сердце, щекотливое положение.
  • Троп, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Например: «Луна дрожит над гладью серебристой»
  • Троп, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного.
  • Например: «Луна дрожит над гладью серебристой»
  • Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Например: Лиса  – аллегория хитрости,  заяц  - трусости
  • Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
  • Например: Лиса  – аллегория хитрости,  заяц  - трусости

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

АЛЛЕГОРИЯ

К ЛЕКСИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, АРХАИЗМЫ, ДИАЛЕКТИЗМЫ, ЖАРГОНИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, ПЕРИФРАЗ, ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА И ДР.

К ЛЕКСИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, АРХАИЗМЫ, ДИАЛЕКТИЗМЫ, ЖАРГОНИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, ПЕРИФРАЗ, ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА И ДР.

  • это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.
  • это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством.
  • Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.
  • Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
  • Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
  • Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
  • стилистический прием, при котором используется нестандартный порядок слов: изменение обычного порядка слов. Например: Блёкнут травы, дремлют хаты. По незримому канату протянулись журавли.
  • стилистический прием, при котором используется нестандартный порядок слов: изменение обычного порядка слов.
  • Например: Блёкнут травы, дремлют хаты. По незримому канату протянулись журавли.

Синтаксические

(стилистические фигуры)

АНТИТЕЗА

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

ИНВЕРСИЯ

  • Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: На лице  светились , горели сияли  огромные синие глаза. 
  • Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
  • Например: На лице  светились , горели сияли  огромные синие глаза. 
  • Анафора - повтор частей в  начале  строк (единоначатие). Эпифора - Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца  предложений. Например: Этот  крик и вереницы, Эти  стаи,  эти  птицы… (анафора). Я всю жизнь верил  в тебя .  Я всю жизнь любил тебя . (эпифора)
  • Анафора - повтор частей в  начале  строк (единоначатие). Эпифора - Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца  предложений.
  • Например: Этот  крик и вереницы, Эти  стаи,  эти  птицы… (анафора). Я всю жизнь верил  в тебя .  Я всю жизнь любил тебя . (эпифора)
  • Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Например: Все сделала для меня Родина Родина  меня выучила, вырастила, дала путевку в  жизнь . Жизнь , которой я горжусь.
  • Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
  • Например: Все сделала для меня Родина Родина  меня выучила, вырастила, дала путевку в  жизнь . Жизнь , которой я горжусь.

ГРАДАЦИЯ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР :

АНАФОРА И ЭПИФОРА

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР :

к омпозиционный стык 

  • восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата. Например: Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
  • восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата.
  • Например: Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
  • сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия. Например: С кем мне поделиться той  грустной радостью , что я остался жив .
  • сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
  • Например: С кем мне поделиться той  грустной радостью , что я остался жив .
  • стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Например: Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать.
  • стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности.
  • Например: Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать.

риторическое восклицание (вопрос, обращение)

оксюморон

эллипсис

  • прием создания художественного образа посредством тождественного или сходного расположения элементов речи в смежных частях текста. Например: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи.
  • прием создания художественного образа посредством тождественного или сходного расположения элементов речи в смежных частях текста.
  • Например: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи.
  • стилистическая фигура, построение предложения, в котором однородные члены связываются без помощи союзов.  Например: Ночь, улица, фонарь, аптека,  Бессмысленный и тусклый свет...  
  • стилистическая фигура, построение предложения, в котором однородные члены связываются без помощи союзов. 
  • Например: Ночь, улица, фонарь, аптека,  Бессмысленный и тусклый свет...  
  • повтор союза (ощущаемый как избыточный), обычно в начале смежных строк. Например: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул… 
  • повтор союза (ощущаемый как избыточный), обычно в начале смежных строк.
  • Например: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул… 

Синтаксический параллелизм

Асиндетон, бессоюзие

Полисиндетон, многосоюзие

Мы рассмотрели не все, но наиболее часто употребляемые средства выразительности. А теперь выполните задания …

Мы рассмотрели не все, но наиболее часто употребляемые средства выразительности.

А теперь выполните задания …

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм . 1)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. 2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. 3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 4)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам... 2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика . 1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. 2)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни… 3)Эти доски и пригодятся. 4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.  

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика .

1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3)Эти доски и пригодятся.

4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

 

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора . 1)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 2)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 3)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 4)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. 4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.  2)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.  3)Солнце уже клонилось к закату, и  было совсем по-вечернему. 4)Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.  

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора .

1)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю. 

2)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. 

3)Солнце уже клонилось к закату, и  было совсем по-вечернему.

4)Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

 

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  сравнение . 1)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. 2)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. 3)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. 4)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...» 6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет . 1)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»... 2)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком... 3)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты! 4)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.  

5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  сравнение .

1)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.

2)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет .

1)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

2)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком...

3)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

4)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.

 

7.Укажите предложение, в котором  нет сравнения . 1)– А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик. 2)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. 3)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. 4)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах. 8.Укажите предложение, в котором  нет фразеологизма . 1)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. 2)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил. 3)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.   4)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.  

7.Укажите предложение, в котором  нет сравнения .

1)– А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

2)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.

3)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

8.Укажите предложение, в котором  нет фразеологизма .

1)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

3)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.  

4)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

 

9.Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18 :«Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». 1)гипербола 2)сравнительный оборот 3)противопоставление 4)просторечные слова 10.Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16:  «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 1)сравнительный оборот 2)метафора 3)слово разговорного стиля 4)фразеологизм  

9.Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18 :«Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».

1)гипербола

2)сравнительный оборот

3)противопоставление

4)просторечные слова

10.Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16:  «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1)сравнительный оборот

2)метафора

3)слово разговорного стиля

4)фразеологизм

 

11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление . 1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 3)– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.   А когда спасают, то долго не думают…  12.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  гипербола. 1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.        2)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.      3)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. 4)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.  

11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление .

1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3)– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.  А когда спасают, то долго не думают…

12.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  гипербола.

1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.       

2)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.     

3)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

4)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

 

11.В каком варианте ответа средством выразительности речи является  гипербола ? 1)Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? 2)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай. 3)А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу. 4)Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь. 12.В каком варианте ответа средством выразительности речи является  олицетворение ? 1)Казалось, дома�тоже дышали, жадно и глубоко. 2)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. 3)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык. 4)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

11.В каком варианте ответа средством выразительности речи является  гипербола ?

1)Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?

2)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

3)А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.

4)Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.

12.В каком варианте ответа средством выразительности речи является  олицетворение ?

1)Казалось, дома�тоже дышали, жадно и глубоко.

2)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

3)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

4)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

А теперь проверим себя … 1. - 2 2. - 2 3. - 4 4. - 2 5. - 2 6. - 2 7. - 1 8. - 4 9. - 2 10. - 3 11. - 1 12. - 2

А теперь проверим себя …

1. - 2

2. - 2

3. - 4

4. - 2

5. - 2

6. - 2

7. - 1

8. - 4

9. - 2

10. - 3

11. - 1

12. - 2

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!