Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Презентация. Проектная деятельность в начальных классах.»
Проектная деятельность в начальных классах как средство реализации ФГОС второго поколения
Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Таловской СОШ Твердохлебовой В.Г.
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень
История возникновения метода проектов
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
Проект
- Прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта.
- Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени;
- Направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги;
- При заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
- А также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Учебный проект
- Учебный проект (с точки зрения учащегося) — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются :
- - проблематизация учебного материала;
- - активность ребенка;
- - связь обучения с жизнью ребенка, игрой,
трудом.
Требования ФГОС к проектной деятельности
Метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно – ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой
деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, само-
презентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности;
- воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуа-
лизм и коллективизм, ответственность, инициативу и творчество;
Развитие универсальных учебных действий
- ПОИСКОВЫЕ ( умение самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ( выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
- МЕНЕДЖЕРСКИЕ (проектировать изделие ,планировать процесс, анализировать собственную деятельность).
- РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ( умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
- КОММУНИКАТИВНЫЕ (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
- РЕФЛЕКСИВНЫЕ (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)
- ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности).
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- — учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
- — сталкивает противоречия в практической деятельности;
- — излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- — предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- — побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
- — ставит конкретные вопросы;
- — ставит проблемные задачи.
Цели проектной деятельности
- воспитывать гражданскую позицию учащихся;
- способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
- формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развивать значимые личностные качества младших школьников;
- развивать моторику;
- воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.
Задачи проектной деятельности
- формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- вооружение детей методами научного познания;
- ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
- развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.
Структура проектной деятельности
- Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);
- Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
- Создание проекта (разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
- Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты);
- Презентация проекта ( выступление с готовым продуктом);
- Рефлексия ( хорошо, когда ученики проговаривают ,что они увидели, узнали, запомнили. Можно провести чаепитие в конце конференции проектов)
ПРОЕКТ
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация
портфолио (папка-отчёт)
Персональные или групповые проекты
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
Работа над проектом : «Благодарные правнуки помнят…»
Цель проекта:
- получение информации о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны;
- воспитание сплоченности коллектива через общее дело;
- воспитание бережного отношения к семейным реликвиям;
- воспитание патриотизма.
Основополагающие вопросы проекта:
- Кто из моих родственников сражался на фронтах Великой Отечественной войны и ковал Победу в тылу?
- Где воевал наш земляк, ветеран педагогического труда А.А.Федяев?
Поиск и обработка информации
- Федяев Александр Авксентьевич
Масловская Любовь Афанасьевна , 1921 – 2000 гг. Призвана в 1941 году. Была санинструктором. Прошла со своей частью от Волги до Берлина. Спасла сотни раненых солдат. Награждена орденами и медалями. После войны трудилась в колхозе «Победа». Прабабушка Хильченко Ирины.
Лалаян Самсон Григорьевич , 1923 - 2015 гг. Воевал за Новороссийск, Ростов, Краснодар, Кантемировку. Имеет многочисленные награды. Призван в 1942 году. Был наводчиком, затем командиром артиллерийского орудия. Домой вернулся в 1946 году. Прадедушка Козленко Юли.
Презентация проекта
Литература в помощь педагогу