Из опыта работы Алексишиной Л.А. «Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира»
Содержание Окружающего мира отражает общую идею Стандарта – сущность современного образования вообще и начального в особенности определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру О. Т. Поглазовой отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего учитель должен создать условия для ознакомления школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков. Необходимо предусмотреть с учетом конкретного содержания урока речевую (коммуникативную) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работу со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Выбирая любые методы и приемы, учитель должен предусмотреть в учебном процессе развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе.
В зоне внимания учителя должен быть анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина. Учитель должен усилить внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т.п.. Учитель предусматривает и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работу в парах и др.).
Материал, представленный в учебниках «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, иногда представлен в большом объёме, но необходим детям для ознакомления, понимания и запоминания. Перед учителем встаёт вопрос, как заинтересовать учащихся, каким образом построить урок, чтобы охватить как можно больше материала. Что я использую, для достижения целей урока:
- блиц опросы, тестирование, работа по карточкам для актуализации ранее изученного, при обобщении изученного на уроке;
- самостоятельное изучение отдельных вопросов по группам и обмен полученными знаниями по краткому плану;
- работа в парах, группах при выполнении практических заданий;
- дифференцированные домашние задания;
- выступление заранее подготовленных учащихся по новой теме;
- объяснение нового материала учителем по опорным схемам, слайдам с использованием презентаций;
- постановка и решение проблемных ситуаций с использованием материала учебника и дополнительной литературы;
- подготовка учащимися сообщений, проектов и их защита;
- путешествия по станциям, по страницам журнала, заочные экскурсии;
- разгадывание головоломок, крестословиц, кроссвордов, ребусов;
- использование игр «Немогузнайка», «Блеф-клуб», «Интервью с героем», «Чёрный ящик» и другие.
Освоение содержания невозможно также без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды.