Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: разноуровневый подход на уроках в начальной школе»
Реализация разноуровнего подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися.
Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, она руководствуется следующими требованиями:
создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика.
Первый уровень соответствует базовому уровню, согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания.
Второй уровень соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. Он предполагает не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
Третий уровень – творческий. Он предполагает написание небольших сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и речи. При этом в соответствии с учебными возможностями ученики могут выполнить все уровни либо часть заданий.
Работа ведётся в строгой последовательности по данному алгоритму:
знаешь, как выполнять задание – выполняй. Не знаешь – спроси учителя или товарища.
выполнил задание – приступай к выполнению следующего уровня.
На каждой парте лежит сборник заданий. На доске записан приведенный выше алгоритм. У каждого ученика на парте лежат сигнальные карточки, скреплённые в виде веера. Первая карточка выкрашена в красный, вторая - в зеленый, а третья - в желтый цвета.
Класс не делится на группы. Все дети находятся в одинаковых условиях. Дается задание. Если ученик понял, как выполнять данное упражнение, он поднимает карточку зеленого цвета, что означает: «Я могу решить сам». Карточка красного цвета говорит: «Я затрудняюсь. Мне нужна помощь». Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса. Обычно испытывают трудности от 2 до 5 человек в классе. Патимат Мусаевна приглашает этих детей за отдельный стол, где приготовлены разные таблицы, схемы, которые помогут выполнить данное задание, и работает с ними. При этом ограничивается минимальным пояснением и не вмешивается в самостоятельную работу ученика. Она даёт каждому возможность преодолевать трудности, связанные с выполнением данного упражнения. В качестве консультантов часто выступают сами ребята, которые уже справились с заданиями определенного уровня. Учитель одновременно следит за остальными детьми. Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.
Использование сигнальных карточек позволяет педагогу видеть каждый момент работы всех учащихся, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней. Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся. При этом обеспечивается усвоение программного материала, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
Такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность