СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности в условиях ФГОС.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на тему "Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности в условиях ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности в условиях ФГОС.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №2 г. Заозёрного











Тема работы: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности в условиях ФГОС.









Автор: Канаева Любовь Андреевна

учитель музыки, руководитель школьного

музыкального театра «Элегия»

















Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.
В.А. Сухомлинский

В условиях реализации ФГОС второго поколения задача школы состоит в том, чтобы вовремя выявить, разглядеть способности ученика, поддержать его, развить, чтобы его таланты и способности были реализованы. Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, но не все они развиваются.

В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования».

Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Художественно-эстетическое воспитание – важное направление в работе нашей гимназии. А так как я учитель музыки, и руководитель музыкально – театрального коллектива, то на этом направлении я сегодня и остановлюсь.

Музыкально - театральное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей.

Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству и развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, мною разработана программа дополнительного образования детей «Палитра детских голосов», которая является основой, для организации учебно-воспитательного процесса, по индивидуальной траектории развития вокальных умений и навыков музыкально одаренных детей.

Цель программы – Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:

  1. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.

  2. Использовать различные приемы вокального исполнения.

  3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости.

  4. Привить основы художественного вкуса.


Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

Песенный репертуар подбирается в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.

С особо вокально одаренными детьми много работаю индивидуально. На занятиях кружка они повышают не только уровень исполнительского мастерства, но и учатся таким наукам, как сценическое мастерство, сценический костюм, повышают уровень актерского таланта. Ведь песня – это законченная история, которую нужно обыграть так, чтобы не осталось равнодушных.

Результаты освоения программы вокального кружка

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в творческих конкурсах, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

Практика музыкального воспитания в школе показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала и с радостью участвуют в подготовке сольных номеров. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка обучения.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах.

Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, краевых и международных конкурсов. (слайды победителей и дипломы)

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

        выявление одаренных детей; 

        развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности

        создание условий для всестороннего развития музыкально одаренных детей.


Кроме того, видя, что моим вокалистам не хватает актерских навыков, я решила организовать музыкальный театр. Формирование четкой дикции, правильного дыхания, выразительности в пении и сценическом движении, а так же раскрепощение на сцене является общей задачей музыкального и театрального развития детей.

Все эти качества замечательно воспитываются на занятиях театральной деятельностью. Так в 2005 году, в нашей школе появился музыкальный театр «Элегия» в котором занимаются все мои поющие дети и многие другие.

Моя инициатива в создании театра была поддержана родителями школьников, педагогами нашей гимназии и собственно самими школьниками, я отметила живой интерес с их стороны к этому виду искусства.

Созданная мною программа «Основы театрального искусства» в 2011 году приобрела статус лицензированной.

Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие. 
Театральная педагогика - это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения.

С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям, приобретает необходимый опыт исполнительского искусства и развивается как личность. (т.е. занимаясь в театре ребенок развивается нравственно, духовно и реализует свои способности в социуме.)

За эти годы у нас состоялись премьеры множества музыкальных спектаклей и мюзиклов.

Целенаправленная, систематическая работа с одаренными детьми, приносит хорошие результаты. Очень яркие и талантливые личности выросли из тех ребятишек, которые в 2005 году начали заниматься в музыкальном театре. Они уверенно чувствуют себя не только на сцене, но и в обычной жизни. Сейчас подрастают другие яркие звездочки, без которых не обходится ни одно школьное мероприятие.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через конкурсы и мастер классы с помощью интернет ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности.  Я стараюсь строить учебную и внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовывались в разных видах деятельности.