СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с одаренными детьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с одаренными детьми»

Из опыта работы с одаренными детьми

МБОУ «СОШ № 106»

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не выучено», а просто «даровано». В своей работе я исхожу из того, что одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии, поэтому пристальное внимание стараюсь уделить одаренным детям. Одаренность не является константой, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо взаимодействие многих условий:

- общие способности,

- специальные способности в лингвистике или литературоведении,

- специальные личностные, волевые характеристики,

- стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа).

Приступая к работе с одаренными детьми, я задаю себе вопрос: кого считать одаренным? Одаренными чаще всего называют:

- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,

- детей с высоким уровнем творческих способностей,

- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности,

- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Осознаю, что дар имеется у каждого, но проявляется он в разной степени. Поэтому в своей педагогической практике я начала с создания системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей, с разработки практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка, выстраивания индивидуальных траекторий обучения. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Урок для одаренных детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать  по индивидуальной программе. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению русского языка и литературы. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера. Моя задача, как педагога,   - поддержать одаренного ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков . одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке. Работа с одарёнными детьми всегда должна проводиться на конструктивном и творческом уровнях.    Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними.  Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать различные современные технологии, дифференцированно подходить к каждому ученику на уроке.

 


Для этой успешной работы с одаренными детьми выработала основные принципы работы :

  1. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; 

  2. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; 

  3. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; 

  4. индивидуализация обучения; 

  5. дифференциация обучения; 

  6. дифференциация обучения;

  7.  создание условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Учитель для одаренных детей – это учитель – предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В своей работе я использую концепцию одаренности, в основе которой элементы дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. Я остановила свой выбор на комбинации гибкой и переходной форм обучения одаренных детей, так как считаю наиболее приемлемой в условиях нашего города, и разработала программу для детей с различным уровнем одаренности для того, чтобы обучать этих детей в разноуровневых классах или давать дифференцированные задания для различных групп учащихся в обычном классе.

В среднем и старшем звене работа с одаренными детьми становится более персонифицированной. На этом этапе формируется мотивационная сфера обучения, глубокий познавательный интерес. В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы работы, а также некоторые современные технологии. Формы работы с одаренными учащимися.

  •  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  •  кружок;

  •  конкурсы;

  •  интеллектуальный марафон;

  •  участие в олимпиадах;

  •  работа по индивидуальным планам;

  •  научно-исследовательские конференции.

  •   использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении).

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия  с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам. конкурсам,  проектам, исследовательским работа)..    Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

  • проведение предметной недели иностранного языка

  • проведение олимпиад по иностранным языкам;

  • конференции;

  • система факультативных и кружковых занятий ; 

  • проведение творческих конкурсов,

  • выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.

  • проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по школе

оформляем различные стенды  творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.

  • проводим традиционные ролевые игры для учащихся среднего звена: «Найди клад», «За праздничным столом», «Люблю я магазины»;

  • конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»

  • круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ.



Опыт показывает, что наилучшие результаты получаются, когда семья заинтересована в развитии своего ребенка, когда через совместную семейную деятельность идет раскрытие его потенциала.

Дальнейшие пути работы с одаренными детьми я вижу в следующих направлениях:

-преемственность дошкольной и школьной подготовки.

- расширение и укрепление внешних связей школы с различными социальными партнерами;

- широкое вовлечение родителей в процесс развития детей;

- дальнейшая поддержка одаренных детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!