Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с одаренными детьми»
Из опыта работы по выявлению и развитию одаренных детей
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Осознавая значимость данного направления, мы поставили следующие задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
В нашей школе создана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети».
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
Дифференцированный и индивидуальный подход
Использование современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии, проблемно-диалогическое обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология развития критического мышления через письмо)
Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Внеклассная работа по предмету
Выставки творческих работ учащихся
Участие во Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах (Международные предметные чемпионаты, Международная олимпиада по основам наук УрФО, Всероссийская олимпиада школьников, конкурсы центра «Снейл» и т.д.)
Активное участие в творческих проектах для школьников («Базовые национальные ценности», «Парад надежд» и т.п.)
Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса («Покормите птиц зимой», «Подарок школе» (к 50-летию со дня образования МБОУ «СОШ №1»), «Оригами», «Поделки из бисера»);
Подготовка научно-исследовательских работ (районная научно-практическая конференция «Я начинаю путь к открытию», Открытый Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского, окружные заочные соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор», всероссийский конкурс «Шаги в науку»)
Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования образовательных организаций п. Уренгой – взаимодействие с МКУ УМЦ «Ровесник», хоккейным кортом, детской музыкальной школой, детской художественной школой.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- мониторинг уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- организация работы НОУ «Паруса в науку» и подготовка учащихся к участию в школьной научно-практической конференции учащихся, районной научно-практической конференции «Я начинаю путь к открытию…» и окружным заочным соревнованиям «Ступень в будущее. Юниор»;
- содействие созданию Портфолио учащегося;
- проведение в конце каждого учебного года смотров достижений учащихся за год – праздников «Чести школы», выставки лучших творческих и проектных работ;
Все учащиеся, отличившиеся в тех или иных мероприятиях, поощряются грамотами и дипломами, родителям вручаются благодарственные письма, вся информация об участниках оперативно размещается на школьном сайте.
Работа с одаренными детьми нужна и важна не только для самих детей и родителей, но в этом заинтересована сама школа. Так как только в содружестве мы сможем помочь ребенку раскрыть свой потенциал и успешно реализовать его в обществе.