Опыт работы с подростками по программе дополнительного образования правоохранительной направленности «Школьный патруль» с целью формирования у обучающихся устойчивости к антиобщественным проявлениям, в том числе экстремистского характера.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Вопросам правовой культуры всегда уделялось большое внимание. В современном мире придаётся особое значение профилактике поведения в молодежной среде, в том числе и экстремистской направленности. Пропаганда правонарушений и преступлений, профилактика экстремизма занимает важное место в деятельности управления внутренних дел и является неотъемлемой частью управления деятельности подразделений поэтому в своей работе опираемся на сетевое взаимодействие с соответствующими структурами.
На протяжении трех лет мы тесно сотрудничаем с начальником отдела МВД России по Пестовскому району Татауровы Михаилом Евгеньевичем. Полностью работу школы до января 2019 года направлял и курировал Антон Игоревич Васильев, заместитель начальника по охране общественного порядка ОМВД России по Пестовскому району. Взаимодействие с обучающимися и родителями по вопросам дорожной безопасности обеспечивалось сотрудничеством с Кудряшовой Еленой Борисовной, инспектором по безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Пестовскому району. Индивидуальная профилактическая работа с подростками отряда «Школьный патруль» связана с работой инспектора по делам несовершеннолетних Андреевой Татьяной Анатольевной.
Совместно с сотрудниками правоохранительных органов, администрацией школы, социальным работником воспитываем уважение к закону и правовой культуре, к людям, которые обеспечивают нашу безопасность, развиваем ответственность будущих граждан, снижая количество правонарушений среди подростков. Совместно мы работали над решением следующих задач:
Содействие и помощь воспитательной работе школы через создание малой социальной группы, которая способствует формированию личности, способной самостоятельно отвечать за свои поступки;
Формирование личности с активной жизненной позицией, способной своевременно выявлять и пресекать случаи вовлечения учащихся в совершение преступлений и антиобщественных действий;
Формирование у подростков потребности в правовом воспитании младших школьников с целью формирования устойчивости к антиобщественным проявлениям, в том числе экстремистского характера.
Эффективная деятельность детских объединений сформированных на базе МАОУ «СШ №2 г. Пестово» стала примером создания отряда «Школьный патруль». Внеклассная работа по программам дополнительного образования имела положительный опыт и доказала, что в малых социальных группах формируются групповые нормы поведения и групповые ценности, которые совпадают с нормами и ценностями принятыми обществом-школой и не отторгаются ими. Таким образом, в 2016 году на педагогическом совете МАОУ «СШ №2 г. Пестово» было принято решение на базе 6-б класса создать отряд «Школьный патруль» с целью формирования правовой культуры, профилактики правонарушений в детской и подростковой среде, выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественным действиям, в том числе и экстремисткой направленности. Стоит отметить, что в Пестовском районе нет ни одного отряда такой правоохранительной направленности.
Целевая группа, к которой относятся члены отряда «Школьный патруль», это подростки 13 - 15 лет, дети с дефицитом внимания, «группа риска» и дети из малообеспеченных и многодетных семей, гиперактивные дети. Программа рассчитана на три года, вводилась на базе отдельного класса (24 человека). Программу лучше реализовывать в рамках одного класса по ряду причин:
руководитель отряда является одновременно и кл. рук., т.к. воспитательные задачи в этот период совпадают.
к 6 классу классный руководитель уже знаком с семьями и хорошо знает их социальный статус, он обладает/не обладает авторитетом и в лице родителей видит единомышленников в воспитании детей/коллектива.
учитель начальных классов становится верным помощником, который может своевременно подсказать и направить работу по профилактике детей «группы риска» и не только. Плюсом в нашей работе считается также то, что наши кабинеты находятся рядом, поэтому их «первый» учитель видит в детях, как успехи, так и промахи своего воспитания, мы сотрудничаем и вместе продолжаем корректировать поведение наших детей.
кл руководитель вносить изменения в организацию мероприятий
Уникальность программы заключается в том, что она составлена с учетом возрастных (6,7,8 классы) и психологических особенностей подросткового возраста.
10-11 лет - период «взросления». Здесь важно помнить, что дети утверждают своё право на самостоятельность. Они стараются быть похожими на взрослых, хотят получать похвалу и имеют огромное желание участвовать в коллективно-трудовых делах вместе со взрослыми. Осваивая социальные нормы и ценности поведения, они принимают на себя ответственность за группу, класс, идентифицируют себя с коллективом;
12 -13 лет – «признание» у детей появляется потребность в общественном признании, происходит осознание своих прав в классе, отряде, школе, семье. Ребята осознанно участвуют в такой работе, как «шефство», они общаются, проводят инструктажи, играют с детьми младшего школьного возраста, проводят для них квесты, рисуют плакаты, оформляют буклеты и памятки. Важно научить их относиться к другим так, как если бы они хотели, чтобы так относились к ним. В этот период необходимо укреплять понимание национальной и культурной идентичности, обеспечивать межнациональное взаимодействие, предупреждая национальную рознь;
14-15 лет – «приобщение». Обострение потребности в самореализации, самоопределении, стремлении быть в обществе других людей. На этом этапе надо активно использовать их стремление участвовать в общественных движениях, т.к. происходит осознание своей социальной роли, индивид уже готов к деятельности во взрослом мире.
Проведение бесед, информационная пропаганда также проходит с учетом возрастных особенностей и информационно –коммуникативных технологий. Обращаем внимание на то, что при отборе видеоматериалов и роликов, подросток может столкнуться с опасным контентом, поэтому проводим профилактические беседы «по безопасности школьников в сети интернет», «о кибербуллинге или виртуальному издевательству», разбираем советы и оформляем памятки «по безопасности в социальных сетях» и т.п. Ребята выполняют проектные работы (стенд, буклеты, листовки) по темам здоровьесбережения. Во время акции, мы распространяем полезный материал среди сверстников, родителей. Члены отряда выходят в классы с беседами. Это действенный прием, когда подросток говорит о проблемах, которые волнуют его. Например, если подросток сквернословит, то лучшим способом будет предложить ему выйти в классы с беседой, которая содержит информацию об ответственности. Обращаем внимание на то, что подросток не имеет права выйти с беседой, если его внешний вид не соответствует Уставу школы: не опрятен, не причёсан, волосы у девочек должны быть заплетены. В начале первого года работы отряд разработал проект шеврона и эскиз формы, которые определяют принадлежность обучающегося к данному отряду. Работа над эскизами объединила детей, родителей, администрацию и мастера по пошиву одежды. Форма - строгая: пиджак, белая блузка /рубашка, шеврон, брюки, юбка, пилотка, синий галстук. Вариант был одобрен для мальчиков и девочек. Мы учли, что при отсутствии спонсорской помощи и помощи родителей, не все дети могут быть «одеты» в форму. Поэтому, главное правило: белая рубашка с шевроном, синие брюки/юбка, галстук. Летом 2017 года мы решили заказать шевроны государственного образца, общий для сотрудников правоохранительных органов. Мы подтвердили закономерность «дисциплина и организованность начинается с внешнего вида». Воспитывая человека, мы говорим о том, чтобы подросток уважал труд людей, которые обеспечивают его безопасность.
Воспитывая уважение к профессии и сотрудникам правоохранительных органов, мы используем профориентационные технологии. В 6 –м классе – экскурсии, встречи представителями профессий МВД, реферативные работы о профессиях. В 7-м классе встречи с сотрудниками полиции, встречи с выпускниками школы, которые продолжают обучение по данному профилю, игры, квесты. В 8-м классе – ролевые игры, встречи, профконсультирование на базе учреждения, рассматриваем возможность практики в будущем. Сетевое взаимодействие формирует умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы, в том числе связанные с выбором профессии. Вместе, мы решили, что будет правильным и необходимым ежегодно выходить отрядом «Школьный патруль» в правоохранительную организацию со словами благодарности и поздравлениями с профессиональными, государственными праздниками. Выступление детей и коллаж с фотографиями о совместной деятельности будет прекрасным подарком.
.
Новизна и особенности.
Практика показывает ограниченность у подростков 12-14 лет правовых знаний и отсутствие представления о правовых нормах. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Подростки испытывают затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона. При оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников и формирование устойчивости к антиобщественным проявлениям.
Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Программа «Школьный патруль» по дополнительному образованию детей имеет также и социально-педагогическую направленность.
Основные стратегии:
ориентации содержания на развитие личности;
реализации деятельностного подхода;
обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ) и привитие общих умений, навыков и способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию обучающихся.
Направление деятельности в содействии руководству школы в формировании уважительного отношения к нормам общественного порядка, формировании здорового образа жизни, положительного образа сотрудника органов внутренних дел и овладении навыками безопасной жизнедеятельности.
Благодаря сетевому взаимодействию мы:
формируем позитивный, успешный опыт подростков, реализуя их положительный потенциал,
обучаем детей основам саморегуляции их деструктивного состояния,
проводим коррекцию негативных проявлений в поведении в бесконфликтном взаимодействии, снижаем уровень агрессивности, опираясь на возрастные особенности, а именно:
Адаптировать программу дополнительного образования «Школьный патруль» помогают следующие принципы:
принцип системности, в нашем случае это проведение профилактических мероприятий на основе анализа социальной ситуации в школе, городе;
принцип стратегической целостности благодаря которому мы обуславливаем реализацию основных направлений и мероприятий;
принцип сочетания личностных (развитие положительного потенциала личности) и поведенческих (формирование навыков по преодолению стрессовых ситуаций) аспектов профилактической деятельности;
принцип дифференциации с гибким применением различных подходов и методов в профилактической деятельности.
Принимая во внимание вышесказанное, мы не рассматриваем профилактику правонарушений изолированно от воспитательной работы, по сути – это и есть воспитание человека, которое не будет усугубляться, если контролировать следующие условия:
принимать своевременно профилактические меры;
предвидеть проступки и предупреждать их;
рассматривать каждую ситуацию отдельно по отношению к каждому ребенку и его семье, т.е. соблюдать индивидуальный подход;
последовательно воздействовать на подростка с нарастающим применением приемов и средств;
комплексное физическое, нравственное, правовое и трудовое воспитание несовершеннолетних и взаимодействие с их семьями;
обеспечивать законность профилактических мер.
Создание отряда правоохранительной направленности регулируется нормативно-правовой базой, локальными актами образовательного учреждения, которые представлены на официальном сайте школы
(http://pestovo-school2.ru
http://pestovo-school2.ru/index.php/sveden/document,
http://pestovo-school2.ru/index.php/sveden/document/lokalnye-akty
http://pestovo-school2.ru/files/doc/pravila_vn_rasporyadka.pdf
http://pestovo-school2.ru/files/doc/pol_sp.pdf ).
Положение об отряде юных помощников правоохранительных органов «Школьный патруль» согласовано с начальником ОМВД по Пестовскому муниципальному району.
Разработана программа дополнительного образования «Школьный патруль» с тематическим планированием, она рассчитана на три года, подвергается корректировке.
Планы работы отряда «Школьный патруль» представлены по годам, в разрезе каждого месяца.
Анализируя анкетные данные, проведя опрос, появилась необходимость в 100% охвате детей дополнительным образованием с целью занятости подростков досуговой деятельностью, а соответственно с целью профилактики правонарушений. Обучающиеся беспрепятственно имеют возможность заниматься по другим программам дополнительного образования, в том числе и в других учреждениях 100% охват детей дополнительным образованием по программе «Школьный патруль», 80% - спортивными секциями, 20% -творческими студиями и кружками, 2 % -волонтёрской деятельностью.
Обязательное ведение документации: социального паспорт класса, тетради индивидуальной работы с детьми «группы» риска, «трудными» подростками, журнала инструктажей, тетради взаимодействий с детьми и их семьями, акты посещения способствует своевременному предотвращению негативных поступков
Каждую четверть проводим родительские собрания по предупреждению асоциального поведения обучающихся.
Тема первой четверти «Возрастные особенности детей.
Сценарий родительского собрания для 5 класса. https://www.metod-kopilka.ru/scenariy_roditelskogo_sobraniya_v_5_klasse.__tema_vozrastnye_osobennosti_mladshego_vozrasta-17388.htm
Сценарий родительского собрания для 6 класса. http://dogmon.org/anketa-dlya-roditelej-2-roditelyam-predyavlyayutsya-10-kachest.html
Сценарий родительского собрания для 7 класса. https://videouroki.net/razrabotki/roditiel-skoie-sobraniie-osobiennosti-podrostkovogho-vozrasta.html
Сценарий родительского собрания для 8 класса. http://открытыйурок.рф/статьи/666770/
Профилактика информационного дефицита знаний родителей и подростков по правовой культуре, правовой ответственности проходит через организацию встреч с сотрудниками правоохранительных органов, акции, агитацию Информирование родителей о жизни школы, а также по безопасности их детей освещается на официальном сайте школы и в Интернет сообществе «Школа любимая, школа вторая» https://vk.com/public162465810?w=wall-162465810_65
Поведение работников школы и обучающихся строго регламентировано внутришкольным распорядком и правилами поведения для учащихся.
Ежедневная работа в школе начинается с учета детей. Классным руководителем по факту выясняется причина отсутствия обучающегося, извещается администрация школы, и принимаются меры по их устранению (обязательное проведение «5-минуток» до уроков и «15-минуток» после уроков).
Своевременное информирование социального работника школы о семейном неблагополучии позволяет во время снять проблемы в «трудных» семьях. Проводятся рейды. В течение всего учебного года подростки отряда оказывают помощь детям из малообеспеченных, многодетных семей. Ребята сами визуально определяют проблему и решают её, помогая вещами, канцелярскими принадлежностями т.п. В нашем классе курируем 4 подростков. В «Рождественский Марафон» мы оказываем посильную материальную помощь. На протяжении всех лет обучения помощь вещами семьям из других классов.
Благодаря сетевому взаимодействию ученик прошёл комплексное обследование ПМПК. Семья получила рекомендации специалистов по воспитанию своего ребенка, семье оказывается социальная и психологическая помощь, ведется постоянное педагогическое наблюдение за поведением, посещением уроков этим учеником, контролируются и регулируются ситуации в пользу подростка (эмоциональное сглаживание).
Главная идея «Все из жизни, все для жизни» как нельзя лучше подходит для работы по нашей программе. Информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни, приобщение детей к культуре здоровья невозможно без использования приёмов и методов здоровьесберегающей технологии (Г.К.Селевко) Мы рассматриваем эту технологию с учётом того, чтобы педагог не нанёс ущерб психике ребёнка. Чаще всего мы сдерживаем подростка, а надо учиться поддерживать. Надо думать о зоне комфортности подростка, понимать и разбираться в ситуации, снимать тревожность и психическое напряжение –это очень трудно, особенно если подросток из «группы риска» поэтому необходимо обращение к специалистам и использование приемов технологии индивидуально-дифференцированного подхода (А.С.Границкая).
Технологии организации коллективного взаимодействия (Н.Н.Никитина, И.Ю.Шустова) помогла при отработке сценария детективного квеста. У нас получилось несколько вариантов: один для 5-6 классов на природе «День здоровья»; второй для 10-11 классов в условиях закрытого пространства
Возможные риски.
Низкая активность детей, которые имеют загруженную вторую половину дня (репетиторство, дополнительное образование в других учреждениях, забота о младших братьях и сестрах).
Непредвиденное уничтожение методической литературы, черновиков с идеями, подборок, фотографий, роликов, проектных работ, любого накопленного материала, который храниться в компьютере.
Преодоление рисков.
Поручать такую работу, которую они выполнят с желанием в домашних условиях, самостоятельно.
Иметь копии всего материала на съёмных носителях или в «облаке». Иметь копии на бумажных носителях.
Заключение.
Профилактика правонарушений неотъемлемая часть учебно –воспитательного процесса, которая решает проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения. Сотрудничество с правоохранительными органами, отрядами пожарных служб, медицинскими учреждениями и общественными организациями должно быть неотъемлемой частью плана. При условии полной занятости ребёнка, организации его досуговой деятельности и контроле взрослых подросток будет в безопасности, вырастет и воспитает правильное будущее поколение.