СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Самоанализ. Формирование познавательной компетентности учащихся через инновационные методы обучения на уроках предмета "Информатика и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учителям подготовить самоанализ своей педагогической деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Самоанализ. Формирование познавательной компетентности учащихся через инновационные методы обучения на уроках предмета "Информатика и ИКТ"»

САМОАНАЛИЗ

ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ

АТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

учителя высшей квалификационной категории, «учителя-методиста»

ГБОУ «ОШ № 11 Шахтерского муниципального округа»

Страусовой Раисы Васильевны

учителя информатики и начальных классов



Работаю над проблемой: "Формирование познавательной компетентности учащихся через инновационные методы обучения на уроках предмета "Информатика и ИКТ" в рамках реализации ГОС"

Актуальность.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии. В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В дидактике исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. авторами.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения систематически стараюсь возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Таким образом, учитывая все выше сказанное, тема проблемы:

"Формирование познавательной компетентности учащихся через инновационные методы обучения на уроках предмета "Информатика и ИКТ" в рамках реализации ГОС" можно считать на сегодняшний день актуальной и своевременной.

Для успешного решения данной проблемы ставлю перед собой следующие задачи:

- повышение эффективности урока, как основной единицы учебно-воспитательной деятельности;

- создание на уроках условий для получения чувства радости и удовлетворения от учебы и желание учиться;

- личностная направленность обучения и воспитания;

- активизация учебной деятельности учащихся на уроках;

- развитие творческих способностей учащихся.

- внедрение технологий личностно-ориентированного обучения;

- создание условий для развития творческой компетентности учащихся;

- создание условий для саморазвития и самореализации личности;

- проводить экспериментально-поисковую работу по определению перспективных путей развития жизненных компетентностей учащихся.

В основу моей педагогической деятельности положены действующие законодательные и образовательные нормативные документы ДНР.

В своей работе я использую такую нормативно-правовую базу:

- Закон «Об образовании»;

- Государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Государственный стандарт начального образования;

- Внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения;

- Правила внутреннего трудового распорядка.

Учебно-воспитательный процесс организую в соответствии с рабочим учебным планом на каждый учебный год и плана работы школы, которые составлены с учетом основных требований Закона "Об образовании».

Обучение - это не просто передача знаний, а процесс сложных человеческих отношений. Поэтому я поставила своей целью: сделать этот процесс доброжелательным, творческим взаимодействием учителя и ученика. Каждый ребенок должен быть активным участником на пути к овладению науками, научиться творчески, неординарно подходить к решению любой проблемы. В своей работе, прежде всего, руководствуюсь тем, что учебный процесс направляю на конкретного ребенка, его возможности и жизненный запрос. Чтобы решить важный вопрос, который решаю на каждом уроке: как вызвать внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к познанию нового, использую следующие методы:

  • метод проекта;

  • ресурсы сети Интернет;

  • деловые игры;

  • виртуальные экскурсии;

  • интерактивные программы, тесты, электронные тетради и учебники;

  • видео или мультипликационные фильмы;

  • творческие работы учащихся;

  • разработка индивидуальных программ.



Активизацию познавательной деятельности обучающихся осуществляю на основе использования игровых технологий.

Игры использую для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных знаний, для более полного и глубокого их осмысления, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Игровую форму занятий создаю с помощью игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В процессе проведения уроков с элементами игры реализуются идеи содружества, соревнования, самоуправления, воспитания ответственности каждого за результаты своего труда, формируется мотивация учебной деятельности и интерес к предмету.

Во время проведения игр «Математический ручей», «Сделай множества равными», «Закончи логический ряд», «Художественная математика» и другие формирую у детей вычислительные навыки, ребята учатся доказывать свои мысли. Обучаю учеников логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы. В своей работе обязательно учитываю и то, что не все школьники одинаковые по уровню развития мышления, внимания, умением слушать и выполнять задания. А удачно подобранные игры помогают мне заинтересовать учеников для выполнения любой задачи, развивать творческие способности учащихся, раскрыть особенности каждого, воспитывать самоуправление. Благодаря игровым формам мне удалось привлечь пассивных учащихся к занятиям, дать возможность ребенку почувствовать успех, поверить в свои силы. После длительного использования в учебном процессе игры, знания учащихся улучшились. Побуждать, а не управлять, поощрить, помочь определить направление образования - это стало моим девизом.

Активизацию познавательной деятельности обучающихся также осуществляю на основе системы нетрадиционных уроков.

Нетрадиционные формы уроков позволяют мне сделать информатику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой они приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

В своей работе использую следующие формы нестандартных уроков:

уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки с групповыми формами работы, урок-исследование, уроки – экскурсии.

Мной разработаны серии нестандартных уроков, которые размещаю на своем сайте, печатаю на различных образовательных ресурсах («Мультиурок», «Урок.net»)

  1. Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе использования проектных технологий

Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. Использование метода проектных технологий позволяет мне развивать творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Учитывая значимость метода проектов, начинаю применять его уже в начальных классах. Мной разработана серия уроков по теме «Учебный проект». Уроки размещены на образовательных сайтах.

Активизацию познавательной деятельности обучающихся осуществляю на основе создания индивидуальной образовательной траектории.

Предпочтение отдаю технологиям личностно-ориентированного обучения. Внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляют мне возможность развивать не отдельных учеников, а каждого ученика в отдельности. Учебная деятельность учащихся только тогда приобретает для них личностное значение, когда они осознают ее цель, поэтому на каждом уроке стараюсь добиваться от учащихся понимания своей цели и задач. Учащиеся в рабочих тетрадях создают «Горы познания» на которых фиксируют понимание цели урока и сами оценивают результаты своей работы.

Активизацию познавательной деятельности в старших классах осуществляю на основе создания индивидуальной образовательной траектории. Учащимся предлагаю составить свою индивидуальную программу при изучении темы. Ребятам предлагаю выбрать интересующую их тему и составить свой план ее изучения. Работа в этом направлении позволяет каждому ребенку создать траекторию своей учебной деятельности, учиться на уровне своих возможностей, в соответствии собственных запросов и интересов. Пример такой программы представлен в приложении.

Опыт своей работы передаю молодым учителям, размещаю материалы на своем сайте, на образовательных интернет ресурсах «Мультиурок», «Копилка уроков» (серия уроков по теме «Учебный проект», конспекты уроков по темам: «Свойства алгоритмов», «Виды информации», серия уроков «Скоро в школу» (занятия с будущими первоклассниками), сборник занимательных задач в стихах «Веселый счет» (диплом II степени «Элита образовательных инициатив-2018», презентация «Малыш и Карлсон» представлена на Виртуальной выставке-презентаций «Современное образование в ДНР-2018») и многие другие. Являюсь призером следующих конкурсов профессионального мастерства педагогических работников:

Ассоциация Международных и Всероссийских конкурсовVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Сердце отдаю детям …»,2023, Диплом I степени; Диплом Лауреата 1 степени Международного педагогического конкурса «Педагогика ХХ1 века», 2024; Диплом Победителя Всероссийского фестиваля профессионального мастерства «Иннофест – 2024», Диплом 1 степени Всероссийского конкурса методических разработок «Лучший конспект-2024», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогическая копилка – 2024», Диплом I степени; Республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования», 2021, Сертификат;

Республиканский конкурс компьютерных презентаций «Моей Республике посвящается», Сертификат; Городской конкурс компьютерного рисунка “Слава тебе, солдат!”, посвященного Дню Победы и Дня Республики, апрель 2024, Сертификат за подготовку победителя и призера конкурса, рецензировала рабочую тетрадь по информатике для учащихся 3-х классов, выступаю с лекциями перед слушателями курсовой переподготовки при Донецком РИДПО с темой «Урок информатики в начальных классах». Являюсь членом жюри заключительного этапа Республиканской олимпиады по информатике. Участвую в работе городской динамической группы.

Мои ученики принимают активное участие в Международном конкурсе по информатике «Бобер» (уже много лет (принимаем участие в конкурсе более 15 лет) мои ученики являются призерами конкурса «Бобер»: Левин Иван Диплом 1 степени (2023, 2024, 2025), Козловская Дарья Диплом 2 степени (2023, 2024), Надточий Марк Диплом 1 степени (2022), Козловская Мария Диплом 3 степени (2024), показали отличные результаты Коваленко Виктория, Смолинов Сергей, Надточий Кира (2021, 2022, 2023); Олейник Александр призер Международной олимпиады «Солнечный свет», 1место, 2024; Мартынюк София заняла 1 место во Всероссийской онлайн олимпиаде по информатике «Победитель I степени»; Педченко Ольга заняла III место в онлайн-олимпиаде «Конкурсита» (ИКТ), очень много победителей конкурсов компьютерных рисунков по различным тематикам. Ежегодно мои ребята занимаю призовые места в конкурсах компьютерного рисунка, посвященных Дню Победы и Дню освобождения Донбасса.

Я уверена, что положительный результат можно достичь только за счет поиска учителем новых методов и приемов работы.

Поиск, инициатива, творчество стали спутниками моей работы. Мое профессиональное кредо: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Моя жизненная позиция «Не останавливаться на достигнутом».







  1. Список литературы



  1. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2008. - 482 с.

  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 2007.

  3. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2009. - 242 с.

  4. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 2008 - 308 с.

  5. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2010. - 482 с.

  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2006.

  7. К.Д.Ушинский/ Избранные педагогические сочинения в двух томах/ Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. - М. «Педагогика», 1994

  8. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2009.

  9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 383 с.

  10. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2010. - 278 с.





Приложение 1


Индивидуальная

образовательная программа ученика

Ф.И. Мягкий Данил, 8 класс

1. Для чего мне необходимо заниматься?

Я считаю, что информатика важный и необходимый предмет. Современный мир требует от нас изучения и понимания информатики. Я люблю и изучаю этот предмет, т.к. благодаря информатике я узнал много полезного о компьютерах.

2. Чему я хочу научиться? Я хочу научиться создавать программы.

3. Какие темы я буду изучать в учебнике?

Начала программирования. Общие сведения о языке программирования. Программирование линейных алгоритмов.

4. Какие пункты параграфа, какие задачи, опыты, практические работы планирую изучить и выполнить?

Алфавит и словарь языка. Структура программы. Типы данных.

5. Мои наиболее интересные вопросы и проблемы.

Хочу создать программу для управления роботом.

6. Тема моей творческой работы. «Язык программирования Паскаль».

7. Что я буду делать, как заниматься?

Ознакомлюсь с материалами презентации к параграфу. Посмотрю видео уроки в Интернете. Внимательно изучу содержание параграфов по этой теме. Постараюсь ответить на все вопросы в конце параграфа и выполнить все задания, а если возникнут трудности, то посоветуюсь с учителем.

8. Что мне необходимо для занятий.

Компьютер, презентации по теме, видео уроки, дополнительная литература, скачаю систему программирования PascalABC.NET и мне будет нужна помощь учителя.

9. В чем будут заключаться мои результаты занятий на конец изучения темы.

Я пополню свои знания полезной информацией, которая мне пригодится в будущем. Поделюсь новой информацией с одноклассниками. Подготовлю сообщения для выступления на уроке. Я научусь создавать хотя бы простые программы.

10. Как я планирую контролировать свои результаты.

Я буду вести рефлексивный дневник, буду отмечать чему я научился и что узнал новое.