Из опыта работы классного руководителя
«Способы достижения и мониторинг результатов работы семьи и школы по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов»
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №3»
Есаулкова Т. А.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней и физических недостатков, это состояние физического, психического и социального благополучия. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Духовное Социальное
это здоровье человеческого разума.
Физическое
это здоровье тела.
Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье.
1.Формирование установки на сотрудничество, установление партнёрских отношений между родителями и педагогами школы; 2.Осуществление педагогического просвещения родителей, через передачу теоретических знаний и практических навыков оздоровления и физического развития учащихся; 3.Выявление и распространение положительного семейного опыта воспитания и оздоровления; 4.Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе школы.
Ценностные ориентации родителей
67%
Крепкое здоровье
67%
Морально-нравственные качества
39%
Образование
17%
Материальное благополучие
17%
Волевые качества
Приоритетные направления деятельности школы по мнению родителей
Формирование предусмотренных образовательной программой знаний (61%)
Морально-нравственное воспитание
(56%)
Охрана и укрепление здоровья
(39%)
Интеллектуальное развитие (28%)
Физическое воспитание (11%)
Основные причины, мешающие родителям уделять большее внимание здоровью детей
Дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (61%)
Основные причины, мешающие родителям уделять большее внимание здоровью детей
Отсутствие специальных знаний и умений (39%)
Недостаточный уровень материальной обеспеченности (28%)
Что способствует укреплению здоровья и предпринимается родителями с этой целью?
Факторы, укрепляющие здоровье ( по мнению учащихся):
упражнениями;
- 22% полноценное и качественное
питание;
- 24% оптимальная организация
рабочего дня;
- 42%Занятия в спортивных секциях и кружках
- 56% полноценный сон.
- 70% прогулки на свежем воздухе;
Здоровье и ученики
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер
Исследование соматического состояния учащихся
Оформление экологических уголков
Организация горячего питания
Программа «Здоровый ребенок-успешный ребенок»
Цель: построение процесса образования и воспитания, способствующего развитию индивидуальных способностей детей с максимальным сохранением психического и физического здоровья
Здоровье-сберегающие технологии
Система воспитательных мероприятий
Создание благоприятного микроклимата
Здоровьесберегающие
Задачи программы здоровье
- 1. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
- 2. Мотивация учащихся и родителей на здоровый образ жизни.
- 3.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- 4 Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся;
- Комплекс профилактических мероприятий по формированию основ ЗОЖ;
- Организация учебно-воспитательной работы;
- Организация родительского всеобуча;
- Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Критерии и показатели мониторинга здоровья:
- 1.Количество уроков, пропущенных по болезни
- 2. Медицинские статистические данные:
- Количество часто болеющих детей.
- Распределение детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья.
- Количество детей с хроническими заболеваниями.
- Динамика травматизма
- Контроль физического развития и двигательной подготовленности
- медицинское обследование, анкетирование учащихся и родителей, тестирование учащихся, ведение классного журнала, мониторинг физической подготовленности учащихся
- использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время и на уроке
- Занятость обучающихсчя в кружках и секциях спортивной напрвленности
Всего
2008-2009
ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
2009-2010
8
1
(основная)
2
(подготовительная, без сдачи нормативов)
7
5
2010-2011
14
3
(специальная: индивидуальные занятия)
3
2011-2012
5
14
4
(освобождённые дети)
2
7
-
8
-
-
6
-
5
-
1
-
1
2008-2009
2009-2010
8
гармонич
дизгармонич
2
2010-2011
7
избыт
6
2011-2012
14
2
4
14
5
10
дефиц
Низкий рост
4
5
11
2
3
2
1
2
2
1
2
1
1
1 – консультации, 9– традиционные родительские собрания
2 – индивидуальные и групповые беседы 10 – родительские собрания в нетрадицион.
3 – посещение семей форме
4 – Дни открытых дверей 11– практические семинары, тренинги
12– фотовыставки, видеоматериалы
5– печатные издания (газета для родителей) 13– семейные опыты по воспитанию
6– «Домашняя игротека» ребенка
7- целевые прогулки 14 – открытые занятия для родителей
8 – совместные праздники, физ.занятия 15родительская почта, библиотеки
17 – совместные творческие выставки
Информа-ционно-ознакоми-тельное
ознакомление родителей с работой по формированию основ ЗОЖ в семье
видео- и фото материалы
цель
Формы
Наглядно-информационное направление
Обогащение знаний родителей об особенностях работы по ЗОЖ,; о воспитании здорового ребенка
Выпуск газеты, организация выставок, фотоотчеты, консультации, советы и рекомендации
цель
Информа-ционно-просвети-тельское
Формы
Родительский всеобуч
Обмен опытом
Совместные классные часы по теме : Правильное питание
Совместные проекты, уроки здоровья
Направления сотрудничества с семьями воспитанников
Составление паспортов здоровья на каждого ребенка, индивидуальных карт развития, анкетирование, тестирование,
Сбор, обработка и использование данных о семьях; выявление интересов, потребностей и запросов родителей
Информационно-аналитическое направление
Формы
цель
Ознакомление с особенностями возрастного развития детей; методиками закаливания, дыхательной гимнастикой , играми. физминутками
Родительские собрания, семинары, организация педагогической библиотеки, индивидуальные и групповые беседы
Познавательное направление
цель
Формы
Установление эмоционального контакта между учителями, родителями и детьми; повышение педагогической культуры родителей; получение практических знаний
Открытые занятия для родителей, семейные опыты воспитания детей, выставки семейных творческих работ
Досуговое направление
цель
Формы
Походы
Соревнования
игры
Туры выходного дня
В гости к братьям нашим меньшим и пернатым друзьям
Экскурсии, праздники
Участие родителей в мероприятиях по ЗОЖ
Кросс Наций
2016-2017
2017-2018
Лыжня зовет
2018-2019
Марафон на Конжак
1
2
4
3
2019-2020
Веселые старты
4
2
3
7
Туры выходного дня
4
5
Пешие экскурсии
4
8
5
7
5
Походы
8
12
9
Участники игр и мероприятий
6
Конкурсы и проекты, посв.ЗОЖ спорт глазами детей
4
10
12
15
12
12
6
5
14
12
12
12
18
21
Статистика по заболеваемости
Годы обуч
Кол-во
Уч-ся
2008-2009
2009-2010
Простудные
8
Травмы
7
8(100%)
2010-2011
-
14
6(83%)
Часто болеющие дети
2011-2012
14
1 (12%)
7(50%)
5 (70%)
1 (0,7%)
4 (35%)
2 (13%)
-
3 (21%)
51,7%
1 (7%)
6,4%
33.25%
Годы
обучения
Кол-во
пропущенных
уроков
2009-2010
388
2010-2011
По
болезни
Простудные
заболевания
388
2011-2012
327
275
270
2012-2013
327
Обострение
хронических
заболеваний
270
250
269
Другие
причины
41
72
212
250
34
24
27
180
31
33
37
Динамика посещаемости учащимися учебных занятий
Ведение семьями воспитанников здорового образа жизни
вывод
- сократилось количество пропущенных уроков учащимися класса “ по болезни
- увеличился % посещаемости учащимися учебных занятий;
- повысился интерес учащихся к знаниям (увеличился процент качества с 33 % до71% )
- наблюдается рост родителей и учащихся , применяющих здоровьесберегающие технологии в семье
- регулярно занимаются спортом 50% обучающихся класса;
- возрос интерес родителей к школе
- Увеличилось количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках с 12% до 50%;
- 85% родителей отметили, что используют полученные знания о проведении нетрадиционных способах оздоравливания и профилактике простудных заболеваний. (57%) для поддержания своего здоровья принимают профилактические меры. 32% считают свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни
Спасибо за внимание