ИЗ опыта работы педагога-организатора ГБОУ
«Новобрянская СКОШИ».
Школьный театр «Ровесник». (Внеурочная деятельность)
1 слайд Добрый день уважаемые коллеги! Я, Кваша Татьяна Петровна-педагог – организатор ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», хочу поделиться опытом работы одной из форм организации воспитательного процесса - школьный театр.
2 слайд Театр – важнейший ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Театр выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный педагогический процесс.
Значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом В.В. Путиным о развитии и поддержке школьных театров.
3 слайд Существует множество направлений театра в школах: драматический театр, театр исторической конструкции, этнографический театр, экологический, театр комедий, театр танца, театр пантомимы. Мы выбрали направление - кукольный театр.
4 слайд Позвольте остановиться на работе нашего школьного театра «Ровесник». Цель: Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ через вовлечение их в театральную деятельность, задачами которого является:
Знакомство и изучение основных элементов актёрства; формирование умения быть соучастником театральной постановки.
Развитие мотивации к творчеству, самовыражению;
Формирование мотивации к театральному творчеству, потребности в саморазвитии, ведении диалога и выстраивании отношений в команде.
Развитие через систему игр, упражнений и этюдов основных познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия и др.) формирование адекватности чувств.
5 слайд В содержание занятий по театральной деятельности включаю знакомство с историей развития и становления детского кукольного театра. Изучаем виды кукольного театра: Знакомимся с темами: Устройство декораций и театральных ширм. Виды театральных кукол. Техника кукловождения.
Занятия проводятся в форме игры. Игра является главной деятельностью для ребенка с ОВЗ, и поэтому в ней дети оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы. Необходимость не просто играть, а быть в заданных ролью рамках оказывает воспитательное и дисциплинирующее воздействие.
Определенное значение имеет и эмоциональная реакция не занятых в игре сверстников. В итоге обучающиеся, выбирающие агрессивные роли, вынуждены лучше осознавать нежелательные стороны своего поведения. Увидев свои недостатки в призме реакции зрителей, они становятся более внимательными к эмоциональным сторонам взаимоотношений в группе.
Сценарии для драматизации подбираю в соответствии с возможностями детей. Использую пантомиму под музыку, мини-игры и упражнения «Что ты слышишь», «Передай позу», «Фотограф», танцевальные, упражнения на развитие воображения, фантазии, памяти, внимания. Они помогают устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
6 слайд Как учитель пения, большое внимание уделяю развитию музыкальных способностей детей (это чистота интонации, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), потому что очень часто актерам приходится исполнять вокальные партии. Ребята нашего школьного театра никогда не поют под фонограмму. Мы никогда не записываем голоса актеров и ведущего заранее. Весь спектакль, и его музыкальное оформление идет вживую.
7_слайд Для общешкольных мини-спектаклей – предлагаю детям самим себе выбрать роль по желанию, т.е. не сама выбираю роли, а сами дети; они берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж; иногда назначаю на главные роли наиболее робких, застенчивых. В процессе работы заметно совершенствуется звукопроизношение ребенка, в разы увеличивается словарный запас, повышается культура речи, постепенно исчезает робость.
8 слайд При завершении одного спектакля, ребята с нетерпением ждут новый. Они эмоциональны, выразительны в движениях; свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
Я обратила внимание на то, что особенно после успешного выступления у «моих артистов» улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения обязательно помогут им в будущем найти свое место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
9 слайд С 2013 года на базе нашей школы - интернат один раз в два года проводится Республиканский Фестиваль-конкурс детских самодеятельных театров кукол «Сказочная страна» среди учащихся СКОУ РБ.
10 слайд 21 ноября 2024года, по приглашению театра кукол «Ульгэр», участвовали во Втором Республиканском фестивале-конкурсе школьных театров «Алтан Баг» («Золотая маска») на сцене Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева с постановкой сказки «Дружная Заячья семья», посвященной году семьи в России.
11 слайд Наш театр «Ровесник» получил Диплом в номинации «Лучшему актерскому ансамблю спектакля «Дружная Заячья семья»».
12 слайд В результате нашей работы были показаны постановки: «Горшочек каши», мюзикл «По следам Бременских музыкантов», «Волшебная лампа Алладина», «Лиса-повитуха», литературно-музыкальная композиция «Таежная, озерная степная», кукольный эстрадный номер «Райская прогулка».
13 слайд Ребята всегда принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, в съемках тематических роликов. (День Защитника Отечества, к празднику 8 марта, день Учителя, поздравления нашим военным, которые находятся на СВО, поддержка детей Курска)
14 слайд Наш школьный театр «Ровесник», внесен во Всероссийский реестр школьных театров в июне 2022года. Сертификат №22-1164315206._______
15 слайд Я, как руководитель школьного театра прохожу повышение квалификации в Центре заочного и дополнительного образования по дополнительной профессиональной программе «Школьная театральная педагогика» ______
16 слайд
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
4