Ю.А. Бычкова
учитель географии
МАУО СОШ №4
г. Первоуральск Российской Федерации
Из опыта работы со слабо мотивированными учащимися на уроках географии
Во ФГОС основного общего образования зафиксировано: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» [1]. Это имеет отношение ко всем учащимся. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является «достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей» [2]. В тоже время, в каждой параллели есть учащиеся с низкой мотивацией, с недостаточными познавательными способностями, с низким темпом работы на уроке. Им трудно дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Бывает, что учащиеся имеют много пропусков в связи с хроническими заболеваниями. Но они должны освоить стандарт на достаточном уровне. Поэтому в работе с ними нужны особые формы, приёмы работы.
Предмет география - это такой предмет, который требует знаний карты, номенклатуры, поэтому работе с картой уделяю особое внимание. Даю учащимся задания: подписать объекты на контурной карте, учащиеся находят нужные объекты на физической карте и подписывают их в контурных картах. Учитываю правильность нанесения, отсутствие орфографических ошибок, аккуратность нанесения. Работа с картами всегда предметна, несложная, и обычно на уроке учащиеся успевают ее выполнить. Если спрашиваю у доски показать объекты, которые нужно знать, то первыми спрашиваю более сильных учеников, затем более слабых. Как правило, после повторения несколькими учениками одних и тех же объектов у доски, даже слабые ученики более уверенно себя чувствуют. Им тоже хочется выйти к карте и показать объекты. Даже если они ошибутся, приобретут опыт в показе географических объектов.
Работа по алгоритму (плану), в котором указывается какими картами атласа можно воспользоваться при характеристике какого-либо объекта (реки, моря, природной зоны, государства) позволяет учащимся сконцентрироваться на конкретном вопросе, и дать краткий ответ, их задача найти информацию (длину, глубину, площадь…) и записать ответы. Создаю для них особые памятки, которые им помогают быстро ориентироваться в поиске информации.
Длинные тексты им трудно читать, у них низкая скорость чтения, поэтому даю небольшие отрывки и прошу поработать с учебником, найти пропуски в тексте и вписать слова по смыслу, можно предлагать слова-помощники для выбора слов, которые нужно вставить.
В 5 классе при изучении темы «Путешественники», для лучшего запоминания материала, даю ключевые слова, которые нужно использовать и составить текст, используя данные слова. Учащиеся достаточно быстро составляют небольшой рассказ, так как есть «подсказки». Например, задание: «Составь рассказ, используя данные ключевые слова: Христофор Колумб, Новый Свет, 1492 г., Испания, Атлантический океан, остров Сан-Сальвадор». Ставлю перед обучающимся предельно конкретные и реальные цели, тогда он попытается их достигнуть.
При устном опросе, слабоуспевающим дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома или предлагаю карточку с планом ответа, а также возможность пользоваться наглядными пособиями. Чаще прошу дать ответ в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Успешность ученика определяется уровнем сформированности универсальных учебных действий, насколько он овладел умением читать и анализировать предложенный текст, ориентироваться в карте, и моя задача помочь им достичь этого уровня.
Список литературы:
ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://fgos.ru/
Реестр примерных образовательных программ [Электронный ресурс] – режим доступа: https://fgosreestr.ru/