СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Современный учитель.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОРГАНИЗОВАТЬ УРОК ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОВЛАДЕВАЛИ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ. И САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИМЕНЯЛИ ЭТИ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Современный учитель.»

Из опыта работы.

Современный учитель.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. И здесь я не могла обойтись без технологии системно-деятельностного метода обучения.

Я считаю, что системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Особое внимание я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.

Я стараюсь, чтобы знания дети не получали от учителя, а открывали их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.

Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.

Таким образом, я как учитель только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся.

Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.

Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее.

Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся.

Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.

Приём «актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни. - Почему вы не можете решить этот пример?

Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

Работая по новым стандартам, могу уже отметить первые позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. Новизна учебного материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Ещё один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Моя задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры. Одним из моих приёмов является противоречивость материала. Ведь когда школьник встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Раньше я организовывала деятельность детей по выполнению заданий из учебника, а сейчас - по поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т. д. Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях. Это позитивный результат моей новой деятельности в условиях ФГОС.

Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения, пользоваться инновациями в учебном процессе. Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в моей профессиональной деятельности.

Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться.

Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

Ведь успех реализации стандартов второго поколения в значительной степени зависит от учителя, его отношения к учебному процессу, его творчества и профессионализма, умения проектировать УУД в учебной и вне учебной деятельности.