СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Тема «Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Тема "Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Тема «Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии».»

Из опыта работы. Тема «Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии».

На уроках использую ряд эффективных приемов смыслового чтения, способствующих формированию читательской грамотности учащихся.

Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:

  • умение осмысливать цели чтения;

  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из текстов;

  • умение определять основную и второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Перед учителем биологии сегодня ставятся задачи, в ходе которых необходимо решение очень важных проблем: как организовать познавательную деятельность учащихся на основе смыслового чтения; как привить интерес к чтению; как научить их грамотно и осмысленно работать с текстом. Предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Под смысловым чтением понимаю осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей.

Для решения поставленных задач мною были изучены технологии смыслового чтения, предложенные такими авторами как Г. Граник, Л. Концевая и С. Бондаренко. Их идеи перекликаются с технологией Сметанниковой Н.Н.

Также мною были изучены и проанализированы различные приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), предложенные такими авторами как С.И. Заир-Беков, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская. Приемы ТРКМ помогают овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Из них были отобраны те, использование которых на уроках биологии наиболее целесообразно и эффективно.

Хочу описать использование некоторых приемов смыслового чтения и ТРКМ, которые успешно применяю в своей практике на уроках биологии.

1-й этап. Работа с текстом до чтения. Именно на этом этапе возникает мотивация к прочтению текста и состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного его восприятия.

1. Прием «Знакомство с заголовком». Этот прием использую при изучении тем, в названии которых есть знакомые и незнакомые для учащихся слова. Например, при изучении в 7 классе тем «Многообразие растений», «Видоизменения корня», «Культурные растения» предлагаю учащимся прочитать заголовок параграфа и высказать предположение, о чем может говориться в тексте с таким названием. Затем предлагаю ответить на вопросы «Что мне предстоит узнать?» и «Что я уже об этом знаю?». Прочитав параграф, учащиеся проверяют свои предположения.

2.Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей, состоящей из трех столбцов. Этот прием использую при изучении тем, в названии которых есть слова, смысл которых учащимся известен. Например, при изучении в 7 классе темы «Папоротники», предлагаю учащимся ответить на вопросы: Что мы знаем о папоротниках? Что мы хотим знать о папоротниках? Что мы узнали, и что нам осталось узнать о папоротниках? На этапе актуализации знаний учащиеся высказывают предположения, факты и заполняется первый столбик таблицы. После обсуждения полученных результатов учащиеся сами формулируют цели урока, и заполняется второй столбик. Таблицу рисую на доске и записываю туда ответы детей на вопросы «Что мы знаем?» и «Что мы хотим знать?». На этапе рефлексии учащиеся соотносят полученную информацию с той, что у них была в начале урока, и, заполняют третий столбец. Таким образом, этот прием используется и как актуализация знаний, и как рефлексия.

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

1. Прием «Сконструируй определение». Этот прием использую при изучении тем с одним или несколькими новыми определениями, которые в учебном тексте не выделены. Например, в 6 классе при изучении темы «Жизнедеятельность клетки» учащимся необходимо усвоить и запомнить несколько определений. Предлагаю учащимся самим «сконструировать», т.е. сформулировать определение, используя информацию из нескольких предложений текста или абзацев. При этом выбрать из текста слова, имеющие главную смысловую нагрузку и удалить те, без которых предложение не потеряет смысл. Определение должно получиться кратким и точным. К концу урока в тетради учащихся записаны все определения по новой теме.

2. Прием «Поабзацное чтение». Чаще применяю его при изучении параграфов, текст которых имеет небольшие абзацы. Например, урок биологии в 7 классе, тема «Цианобактерии», я предлагаю учащимся читать текст по абзацам и устно выделять главное, основные положения, или определения. После обсуждения и корректировки информации учащиеся записывают ее.

3. Прием «Сверни информацию» (составь схему, таблицу).

На уроке биологии в 7 классе при изучении темы «Ткани растений» чертим на доске таблицу, и вместе с учащимися определяем критерии и показатели. Затем учащиеся читают текст параграфа по абзацам, находят нужную информацию и вместе заполняют таблицу.

4. Прием «Восстанови текст». Этот прием часто использую при изучении внешнего и внутреннего строения организмов, циклов развития животных и растений. При составлении задания предложения выбираю из текста учебника и пропускаю в них наиболее значимые слова. На этапе проверки домашнего задания предлагаю учащимся восстановить текст, т.е. вставить в него подходящие по смыслу пропущенные слова и цифры. Прием является универсальным, его можно использовать на разных этапах урока: закрепления и обобщения знаний, проверки домашнего задания.

3-й этап. Работа с текстом после его прочтения

1. Прием «Где ответ?». После изучения учебного текста учащимся предлагается устно или письменно ответить на вопросы параграфа, зачитав или выписав их из текста. При этом ответ на вопрос нужно найти именно в тексте, а не излагать мысль «своими словами».

2. Прием «Составь задание» - может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока, или его части. Заданием может быть составление теста с одним или несколькими вариантами ответа, незаконченное предложение, верные или неверные утверждения, составление кроссворда. Работать можно в парах, группах или индивидуально.

Например, в курсе биологии 9 класса при изучении темы «Строение нефрона. Образование мочи» на этапе закрепления знаний учащимся предлагается составить следующие задания: 3 тестовых задания с одним вариантом ответа; 1 задание – на соответствие; 1 задание - на восстановление последовательности. На следующем уроке можно использовать эти задания на этапе проверки домашнего задания

3. «Интеллект-карты». В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.

Систематическая, целенаправленная работа над формированием и развитием умения смыслового чтения ведет к существенному повышению качества обучения, расширению возможностей учащихся в решении учебных задач.

Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:

Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать и взаимодействовать собеседником.

Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.

Личностные

Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!