Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта приводит к интенсификации деятельности учащихся, что вызывает снижение мотивации к учебному труду, потерю интереса к учебе.
Как писал К.Д. Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Учебная мотивация является достаточно большой проблемой в современной школе, поэтому сегодня существует важность стимулирования интереса обучающихся, формирования у них потребности в знаниях, так как от этого, в большой степени зависит качество приобретаемых знаний и их практическое применение.
В соответствии Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2), обучение это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».
Таким образом, формирование мотивации – это необходимый компонент обучения, прописанный в федеральном законе.
Что следует понимать под учебной мотивацией? «Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности».
Существуют ли эффективные способы повышения учебной мотивации для учебного процесса? Да, они известны, и могут быть внедрены в повседневную практику образовательной организации.
Не для кого не секрет, что большое значение на успешное обучение оказывают индивидуальность учителя, стиль его преподавания, эмоциональная обстановка в классе и без пробуждения интереса учащихся, без их внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы.
Приведу некоторые примеры приемов учебной мотивации, которые прошли апробацию на уроках астрономии.
Практика 1. «Внутренняя мотивация».
Практика позволяет создавать на уроке внутреннюю мотивацию у обучающегося, позволять ему выбирать, как и что он будет делать на уроке (например, предлагается множество заданий, из которых он выбирает одно или несколько).
Практика 2. «Взаимодействие».
Практика позволяет научить поддерживать взаимодействие обучающихся, включённых в общую деятельность (например, использовать работу в парах или в малых группах).
Практика 3. «Индивидуальность».
Практика позволяет организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося – тогда каждый обучающийся сможет реализовать свои способности (использование индивидуальных заданий).
Практика 4. «Совместная цель».
Практика позволяет внутренне мотивировать учащихся, совместно с ними устанавливать на уроке несколько достижимых целей и время, в течение которого они должны быть достигнуты.
Практика 5. «Атмосфера соревнования».
Практика позволяет создать атмосферу соревнования на уроке, для поддержания активности учащихся (для этого используются различные задания на 2 команды).
Практика 6. «Свобода выбора».
Практика позволяет дать обучающимся больше свободы на уроке – в условиях постоянного контроля со стороны учителя внутренняя мотивация быстро ослабевает (для этого используются различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль).
Практика 7. «Как в жизни!».
Практика позволяет, связывать учебный материал с тем, что происходит в жизни, так учащиеся быстрее осознают важность изучаемого предмета (для этого используются практические задания, связанные с жизненными процессами).
Практика 8. «Оценивание труда».
Практика позволяет оценивать труд учащегося, чем чаще учитель оценивает труд учащегося, тем интереснее ему работать.
Таким образом, такой подход к обучению создаст предпосылки для формирования сильной и устойчивой внутренней положительной мотивации учащихся и позволит учителю проявить свой педагогический опыт и талант.