Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя русского языка и литературы Барсуковой Н.С.СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Барсуковой Н.С.
МБОУ СОШ №10 г.Туапсе
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки, и
класс заговорит, а главное, заговорит свободно…
К.Д. Ушинский
Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.
Я считаю, что работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Я использую на уроке репродукции известных картин, что даёт широкие возможности для проведения словарной работы . Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. Я никогда не прерываю детские эмоции, каждый из присутствующих в классе может высказать свою точку зрения. При этом, чтобы помочь ученику я предлагаю выполнить различного рода упражнения по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, записанным на доске, диалог, беседа). В процессе работы по картине обогащается и расширяется словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Ведь картина – это источник эмоционального воздействия на человека.
При проведении словарной работы я аккуратно и ненавязчиво подталкиваю учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Даже самый слабый ученик через рассматривание полотна старается понять, почему ему нравится или нет то или иное изображение. Начинает склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции.
Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают сначала устно, а затем письменно с помощью простых и сложных синтаксических конструкций. Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).
Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Но передо мной стоят следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к сдаче устного экзамена ОГЭ.