Из опыта работы учителя русского языка и литературы Барсуковой Н.С.
МБОУ СОШ №10 г.Туапсе
Индивидуальная работа по орфографии
на основе словарных диктантов
Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встает при работе со слабыми учащимися. Такие школьники, как правило, не имеют достаточного фонда знаний, не умеют применять их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами сравнения, сопоставления, анализа, отбора. Кроме того, их обычно отличает низкий темп усвоения знаний и формирования навыков.
Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть правописными навыками. В данной статье я рассмотрю некоторые виды словарных диктантов, с помощью которых я организую индивидуальную работу со слабыми учащимися.
Словарный диктант «с подсказкой». Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правило, бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся. Такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. При проведении такого словарного диктанта учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот как проводится такой диктант.
Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию - вставляют в слово орфограмму.
Например: Мячом. «Орфограмма, - говорит учитель, - находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать - о или е. Написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму».
Негромкий (голос). «Вам надо решить, слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать писание, вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а». Естественно, что рассматриваемая форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.
Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.
Пример:
1) Ветошь, пейзаж (определить род и склонение сущ.).
2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).
3) Колышет, дышит (определить спряжение глагола, выделить окончания).
4) Рассмотреть, расписать (выделить приставку и корень, определить, с глухого или звонкого начинается корень).
5) Не хочу, не был (определить части речи).
Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта - формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила - неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания. Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей, можно номера параграфов записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы. Написание одного - двух слов может быть объяснено письменно.
Словарный диктант с продолжением. Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: Станция - революция. Шепот - щеки. Крыжовник - шорох. Подъем - съел.
Словарный диктант с сопоставлением. Сравнение и сопоставление являются активными приемами усвоения знаний. Особенно эффективно использование приема сопоставления в процессе работы над взаимосмешивае-мыми орфограммами. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях.Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написания, обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа - преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания при изменении определенных условий (слитное написание преобразуется в раздельное, написание нн в н и т. д.). Например: Неосвещенная улица - не освещенная солнцем улица.
Незаконченная повесть - повесть не закончена.
Изжаренная рыба - жареная рыба.
Неширокая дорога - не широкая, а узкая дорога.
Вырасти - выросли.
Собирать - соберешь.
Словарный диктант с элементами игры. Игра - спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например:
Преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля - (планета Земля). Наша школа - (повесть «Школа»).
Игра «Помоги Пете Ошибкину».
Например:
В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово сало», - объяснил он. Правильно ли это?
Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он.
Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
Цыган Петя написал с и. «В корне слова после ц пишется и, это точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
«Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
Вырастали у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
Игра «По щучьему веленью» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например:
«По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся - ться в глаголах».
Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать).
Игра «Угадайка» помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводить словарный диктант на основе игры «Угадайка» можно несколькими способами:
1) учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь;
2) учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы; после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной орфограммой и объясняют написание.
Например:
1) Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове.
Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.
Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на ст и щ.
Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное.
Орфограмма находится в корне слова в безударном положении. Проверяется подбором родственных слов или форм слова.
Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твердый согласный, пишется перед я, е, ё, ю.
Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: тема «Правописание гласных после шипящих и ц».
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка.)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня...
(Шофер.)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух.
Только слышно: стук да стук.
(Счеты.)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Пчелы.)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расческа.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь.)
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой:
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу.(Циркуль.)
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.(Пальцы.)
Явился в желтой шубке.
Прощайте две скорлупки! (Цыпленок.)
Словарный диктант с усложнением дидактического материала.Одной из основных: задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает, что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходит в процессе практической работы, в процессе активной деятельности. Такой активной, действенной формой работы и является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых нет выбора вариантов написания, слова в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся - изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость своего варианта.
Например: Честен - честный. Клубы - клуб. Шуба - шубка. Мир - мирить. Свет - осветить.
Выборочный словарный диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте детям предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только один и во время диктанта из каждых трех продиктованных учителем слов записать только одно слово с выбранной орфограммой. Например: Запиши слова с орфограммами в приставке (в корне, в суффиксе). Прибыл, черный, жучок. Циферблат, расщелина, замочек.
Одной из разновидностей выборочного словарного диктанта является словарный диктант с ограничением (табу). Школьники должны найти одну «запретную» орфограмму и во время диктанта пропускать, не записывать ее. Такие задания держат ученика в напряжении на протяжении всего диктанта, мобилизуют его внимание, волю. Никому не хочется попадать в категорию людей рассеянных.
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки
Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процессе обучения содействуют формированию у школьников системных знаний.
Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному.
1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Гласные, про- Написание Непрове-
веряемые уда- гласных прове- ряемые
рением ряется прави- гласные
лом
Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение,
молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.
После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.
После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо, перебежчик - учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм, по каким-то отличительным признакам и др. (2-3 группы слов).
В заключение хочу сказать, что разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны.