СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя физической культуры Голичниковой В.А. «ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик.»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Сергачская СОШ №5»

 

 

 

Из опыта работы учителя физической культуры Голичниковой В.А.

«ЛФК как адаптивная среда здоровьесберегающих технологий и методик.»

 

        Лечебная физкультура представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимы для укрепления здоровья, а также для предупреждения различных болезней. Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МБОУ «Сергачская СОШ №5», показала, что среди школьников около 40% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

       Целью и задачи лечебной  физкультуры для детей с ограниченными возможностями является укрепление здоровья детей,  закаливание организма, повышение физиологической активности органов, освоение основных двигательных навыков и умений.

  В нашей школе созданы условия для проведения занятий по ЛФК, имеются два спортивных зала, кабинет ЛФК с тренажерами и специальным инвентарем. Занятия проводятся для детей обучающихся в коррекционных классах. Они проводятся 1,2 раза в неделю по 25 минут. Мною разработаны рабочие программы по ЛФК.

  Для детей лечебная физкультура является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний. Организация ЛФК со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;  учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.Два раза в год дети проходят медицинский контроль. У каждого ребенка есть паспорт здоровья, ведется учет показателей развития физической подготовленности школьника.

 

          В своей работе я использую различные средства ЛФК: бег, ходьба с различными положениями рук и ног; упражнения с предметами для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей; висы на гимнастической стенке; упражнения для укрепления сводов стопы; ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове для развития равновесия; упражнения на формирование навыка правильной осанки; специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение); дыхательные упражнения; упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц); работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц. Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя.

             Использование гимнастических упражнений позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами  с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

               Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

            Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения, лёжа на животе, укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

           Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.

        В процессе занятий ведется постоянное наблюдение за самочувствием детей. В заключение следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников, мы можем добиться устойчивых положительных результатов.

       В конце учебного года подводятся итоги результативности ЛФК -медицинский осмотр учащихся.

     Также осуществляется контроль динамики развития физической подготовленности учащихся. Все тесты проводятся в начале и в конце учебного года (сила мышц спины «Рыбка», живота «Уголок», гибкость позвоночника).

     Результативность тестов не оцениваю по пятибалльной системе, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребенка, а прослеживаю динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения.

      Таким образом, занятия ЛФК  носят непосредственно здоровьесберегающую направленность.

 

 

 

Список литературы

  1. Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие [Текст] / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. – М., 1999. – 316с.
  2. Беляев, В.С. Здоровье, экология, спорт [Текст] / В.С. Беляев. – М., 1995. – 208 с.
  3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания [Текст] / Я.С. Вайнбаум. – М., 1986. – 363с.
  4. Величковский, Б.Т.  Здоровье человека и окружающая среда  [Текст] / Б.Т.  Величковский, В.И. Кирпичёв, И.Т. Суравегина. – М., 1997. – 216с.
  5. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д.  Назаренко. – М., 2003. – 240с.
  6. Петленко, В.П. Валеология: Кн. І (Т.1, 2, №) [Текст] / В.П. Петленко. – СПб., 1998. – 657с.
  7. Сыч, В.Ф. Единственный путь к здоровью [Текст] / В.Ф. Сыч. – Ульяновск, 1998. – 307с.