Из опыта работы учителя математики
МКОУ СОШ №3
Калининой Е.Ю.
по теме «Особенности подготовки учащихся
к итоговой аттестации в форме ОГЭ»
Проблема подготовки выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.
Начну с того, что математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. На мой взгляд, основная подготовка выпускников к ГИА по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, - помочь ребёнку в подготовке к ГИА, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.
Задачи по подготовке детей к ГИА:
1. Начинать подготовку к ОГЭ с 5 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников ≪технике сдачи экзамена≫;
4. Психологическая подготовка к ОГЭ;
5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ГИА?
1) провожу исследование демоверсий ГИА по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.
2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.
3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.
4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА.
Глобальные темы, которые нельзя запускать:
5 класс – обыкновенные дроби
6 класс – положительные и отрицательные числа.
7 класс – формулы сокращенного умножения.
8 класс – решение квадратных уравнений
9 класс – неравенства и прогрессии
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое.
Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.
Я считаю, что начиная с 7-8 класса, следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.
В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
Например, в курсе алгебры 7 класса во второй четверти изучается тема «Функции». В начале работы по изучению данной темы предлагаю учащимся познакомиться (хотя бы фронтально) с демонстрационными версиями ГИА прошлых лет, тренировочными контрольными работами для 9-ых классов (использую раздаточный материал, показываю электронные версии на образовательных ресурсах). Вместе с учениками мы выделяем ряд заданий, над которыми уже можем начать работу в 7 классе. Перед проведением тематической контрольной работы по этой теме даю проверочную или самостоятельную работу, или предлагаю тесты с использованием заданий открытого банка ОГЭ и мы с учениками уже в 7 классе начинаем работу по подготовке к итоговой аттестации.
В систему контроля уровня ЗУН включаю зачётный лист ученика, который составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, планируемые учителем, которые и определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу.
Зачётный лист №__
ученика 7а класса _________________ по теме: «Линейная функция и её график»
№работы | Содержание учебного материала. Тема самостоятельной работы, теста. | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Функции и их графики. Вычисление значений функции по формуле. | | | | |
2 | Прямая пропорциональность и её график. | | | | |
3. | Линейная функция и её график. | | | | |
4. | Итоговый тест по теме «Функции и их графики» | | | | |
| | | | | |
Дата_______________ Подпись учителя_____________________
Итак, система контроля с помощью зачётных листов позволяет:
во–первых, учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов;
во–вторых, повысит у учащихся мотивацию к учению;
в–третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В соответствии с содержанием учебного материала по алгебре в 7 классе получается шесть зачётных листов:
№1 по теме: «Выражения, тождества, уравнения»
№2 по теме: «Функции»
№3 по теме: «Степень с натуральным показателем»
№4 по теме: «Многочлены»
№5 по теме: «Формулы сокращенного умножения»
№6 по теме: «Системы линейных уравнений».
Результаты выполнения самостоятельных и проверочных работ фиксируются в диагностическую карту учащегося.
Диагностическая карта по проверке усвоения тем по алгебре
п/п | Содержание учебного материала | Вид самост. работы | Дата | Колич. баллов (оценка) | Подпись учителя |
1. | Числовые выражения. Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений. | | | | |
| | | |
| | | |
2. | Уравнения. Решение линейных уравнений. Решение задач с помощью уравнений. | | | | |
| | | |
| | | |
3. | Функции и их графики. Вычисление значений функции по формуле. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
4. | Степень с натуральным показателем. Умножение и деление степеней Возведение в степень произведения и степени. Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Функции и , их графики. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
5. | Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
6. | Формулы сокращенного умножения. Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Умножение разности двух выражений на их сумму. Разложение разности квадратов на множители. Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целых выражений. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7. | Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8. | Статистические характеристики. | | | | |
| | | |
| | | |
ученика (цы) 7а класса Ф.И._________________________
Учитель: ___________________________
Все самостоятельные работы, диагностическая карта, зачетные листы собираются в индивидуальную папку учащегося.
В этом году я осуществляю подготовку учащихся 9 класса к сдаче выпускного экзамена .
В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с демовариантом ОГЭ, правилами поведения на экзамене.