СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы воспитателя специальной школы-интерната по организации взаимдействия семьи и школы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы воспитателя специальной школы-интерната по организации взаимдействия семьи и школы.»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Кучер Людмила Ивановна

специальная школа-интернат

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Родители могут оказать неоценимую помощь своему ребенку в развитии сильных сторон личности и коррекции отклонений. К сожалению, многие семьи не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей, консолидировать свои усилия. Общеизвестно, что типы семейного воспитания разнообразны, но в общих чертах отклоняются в сторону гипоопеки или гиперопеки. То и иное проявление одинаково вредно для развития ребенка.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что большая ответственность лежит на педагогах школы за организацию продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Я работаю в специальной (коррекционной) школе-интернате более десяти лет. За годы работы сформировала свое видение роли воспитателя в организации взаимодействия семьи и школы. Именно воспитатель, а не классный руководитель имеет возможность хорошо изучить воспитательные ресурсы каждой семьи, познакомиться с ближайшим социальным окружением каждого своего воспитанника. Главное делать это максимально корректно, не разглашая частную информацию о семье, всегда исходить из интересов ребенка. У воспитателя есть уникальная возможность работать с детьми с первого класса до выпуска из школы. Постепенно и родители и дети будут доверять воспитателю все больше и больше, а значит и взаимодействие семьи и школы будет более эффективным.

В своей работе я использую традиционные формы:

• участвую в родительских собраниях;

• провожу консультации для родителей;

• организую индивидуальные беседы;

• рейды в семьи воспитанников (по согласованию с родителями);

• приглашаю родителей на воспитательские занятия.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела группы и класса. Дети с ОВЗ часто не могут довести до конца творческие работы. Иногда им не хватает волевых усилий, развития мелкой моторики и ручных навыков. В таких случаях я обращалась за помощью к родителям. Альбина В. вместе с мамой доделывала коллаж «Краски осени», а папа Юли Т. изготовил рамочки для рисунков дочери, отец Славы К. смастерил кормушку для птиц, дети моей группы её разрисовали. Общие коллективные творческие дела не только позволяют получить красивую работу на выставку, но и сплачивают взаимоотношения между детьми и родителями, родителями и школой. Воспитанники испытывают чувство гордости за своих мам и пап, а родители радуются успехам своих детей. Каждую осень я провожу традиционную выставку «Красавица осень». Дети приносят «чудо-овощи», которые всей семьей растили в садах и огородах, делают поделки из даров осени. В прошлом учебном году я выпустила в самостоятельную жизнь своих воспитанников. С ними я работала с первого по девятый класс. Многие выпускники учатся в училищах разных городов области, но мы поддерживаем связь через Интернет. Я знаю, как складываются их дальнейшие судьбы.

Когда я начинала работу воспитателем, большой сложностью для меня была работа с семьями детей, проживающих за пределами города Асбеста. Эти дети традиционно с понедельника по субботу проживали в интернате школы. Однако я знала, что уменьшать роль семьи в полноценном воспитании этих детей нельзя. На протяжении последнего десятилетия значение информационных технологий в нашем обществе возросло. Сначала для постоянной связи с родителями, «дальних» детей я использовала мобильную телефонную связь, а в последние три года и Интернет. Некоторые родители имеют адреса электронной почты, что помогает держать их в курсе дел детей, рассылать объявления и просьбы.

Большинство старшеклассников общаются через социальные сети. Самой популярной у моих выпускников является социальная сеть «Вконтакте», родители чаще зарегистрированы в «Одноклассниках». Данные социальные сети позволяют организовать дистанционное взаимодействие с воспитанниками и их родителями. В любое удобное время можно отправить сообщение родителям с приглашением на школьный концерт, и даже отправить ссылку на видеоролик с выступлением ребенка, или с фотографиями воспитательских мероприятий, школьных выставок и концертов. Хорошим помощником в налаживании дистанционного взаимодействия с семьей является программа «Скайп». Она позволяет не только сделать бесплатный звонок, написать сообщение, но и провести бесплатную дистанционную консультацию для родителей, объединив их в группу.

Конечно, моя информационная культура ещё недостаточно высока, но уже и этот небольшой опыт работы позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии входят не только в практику обучения детей, но и в практику организации продуктивного взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают отслеживать судьбы воспитанников, проживающих в удаленных местностях.