СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта ратоты МАДОУ №304 г.Ростова-на-Дону "Значение целенаправленной двигательной активности через народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ многогранная, многоплановая. Каждый ребенок- это огромный мир, где свои законы, свое восприятие действительности, свои индивидуальные ощущения, чувства. Задача педагога- не навредить! Помочь социализироваться, поверить в себя. В своей коррекционной работе наш коллектив педагогов активно и продуктивно использует метод активизации двигательной активности через народные традиции, народные игры. Ведь движение и игра-это язык понятный любому ребенку!

Просмотр содержимого документа
«Из опыта ратоты МАДОУ №304 г.Ростова-на-Дону "Значение целенаправленной двигательной активности через народные игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"»

Педагог-психолог МАДОУ №304 г.Ростова-на-Дону О.В.Каширова


«Каждому ребенку нужен мир,

где можно смеяться, танцевать, петь,

учиться, жить в мире и быть счастливым»

«Я продолжаю верить, что если детям предоставить необходимые

инструменты для достижения успеха,

они преуспеют даже за пределами

своих самых смелых мечтаний!»

(Шалва Амонашвили)


Согласно ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными патологиями, трудностями в развитии, социализации и обучении.

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

Дети с ОВЗ-многочисленная категория, разнообразная по своему составу в структуре отклоняющегося развития. Именно инклюзивное образование дает им возможность полноценно развиваться в среде сверстников, адаптироваться, получать новые знания и умения, научиться гармонично взаимодействовать с внешним миром, то есть, социализироваться.

В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной.

А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту индивидуальный способ усвоения общественного опыта.

У детей ослабевает естественная потребность организма в движении Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Детям легче мыслить при повторяющихся физических действиях: ходьбе, различных движениях пальчиков и тела. Целенаправленная двигательная активность гармонично развивает головной мозг ребенка.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Строение и функции головного мозга показаны на рисунке 1.




Рисунок 1 – Строение и функции головного мозга


Для детей ОВЗ особенно важно и необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела, синхронизации межполушарного взаимодействия.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей необходимо начинать с развития движений пальцев и тела, что особенно актуально для детей отклоняющегося развития. Развивающая работа, дающая положительные результаты, направлена именно от движений к мышлению, а не наоборот. Поэтому, деятельность нашего педагогического коллектива в работе с детьми направлена от движения к мышлению.

Еще одной из проблем современного общества является искажение связи с национальными традициями народа – основой духовной культуры, нравственности и внутренней силы человека. В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому, деятельность нашего педагогического коллектива направлена на знакомство детей с народными традициями, творчеством, играми.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Отвечая на эти вопросы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утраченные ценности-основу духовной, внутренней силы человека.

Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, национальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая идея педагогического коллектива МАДОУ № 304, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению.

Знакомство дошкольников с национальной культурой не требует специально организованных занятий. Национальный компонент естественным образом интегрируется в образовательный процесс с детьми ОВЗ, помогая развитию и социализации.

В культуре народа на генетическом уровне заложена потребность в гармоничном движении.

Качая дитя на руках, мать с любовью и нежностью напевает ему колыбельную песню, которую когда-то напевала ее мать.

Одной из важнейших задач гармоничного развития личности ребёнка ОВЗ дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Народные игры, сказки, потешки, пестушки играют особую роль в воспитании детей, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Так зародилось направление нашей работы - соединение народных традиций с различными комплексами двигательной активности, адаптированных к возможностям каждого ребенка с ОВЗ.

В муниципальном автономном образовательном учреждении города Ростова – на – Дону «Детский сад №304», функционируют 2 компенсирующие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми речевыми нарушениями.

Перед коллективом МАДОУ №304 были поставлены следующая цель и задачи:

Цель: Создание оптимальных условий для гармоничного, всестороннего развития здорового и успешного ребенка в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

- формирование у детей ОВЗ стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация их внутренних ресурсов

- развитие у детей ОВЗ навыков игровой деятельности, коммуникации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

- систематизация знаний и представлений детей ОВЗ о культуре, традициях и обычаях русского народа

- создание единого образовательного пространства по формированию компетенций педагогов и родителей о культуре, традициях и обычаях русского народа.

Работа нашего коллектива в рамках практики направлена на интеграцию целенаправленной двигательной активности детей с ОВЗ через народные традиции в образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей.

Педагоги интегрируют двигательные индивидуальные комплексы каждого ребенка в народные игры, хороводы, физические упражнения, сказки, потешки, скороговорки, которые включают в режимные моменты (утренняя зарядка, физкультминутка, НОД, физическое развитие, прогулка, гимнастика пробуждения, праздники, развлечения, самостоятельная деятельность) в зависимости от возможностей ребенка и коррекционно-развивающей задачи. В ходе реализации практики специалисты ( педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре) и педагоги разрабатывают и реализуют свои авторские наработки:

различные комплексы двигательных и энергетических упражнений, включающие в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию. комплексно сочетают с народным творчеством по направлениям «Движение-народные традиции-интеллект-речь-эмоции».

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Под влиянием упражнений, в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, открываются скрытые способности, расширяются границы возможности деятельности мозга ребенка с ОВЗ.

Результативность многократно возрастает при одновременном подпевании, хлопанья в ладоши, выполнении упражнений под считалочки, скороговорки, потешки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования навыков и умений.

Например, упражнение «Кулак». «Ребро». «Ладонь» -улучшает мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы мышления, упражнение «Зеркальное рисование»- способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. А ведь эти и другие упражнения эффективно включают в свои занятия все специалисты, используя их одновременно в играх, хороводах, проговаривая потешки, скороговорки.

У каждого ребенка своя индивидуальная латеральность. Ежедневные физические действия дети выполняют «удобной» для себя рукой. Наши специалисты предлагают детям на индивидуальных занятиях использовать другую руку: доставать предметы, шнуровать, рисовать, бросать мячики и так далее. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

При создании образовательного пространства в работу активно вовлекаются родители воспитанников. Для родителей и педагогов проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где родители совместно с педагогами и детьми систематизируют свои знания о народных традициях, в сочетании с активизацией двигательной активности, исходя из потребностей и возможностей своего ребенка с ОВЗ.

Реализуя данную практику, педагогический коллектив большое внимание уделяет формированию предметно-развивающей среде, это компьютеры, интерактивные доски, планшеты, разнообразные тренажёры, балансиры, музыкальные центры, авторские сенсорные мешочки, массажные шарики, наборы «Дары Фребеля», световой песочный стол, картотеки комплексов упражнений, картотеки русских народных игр, хороводов, сказок, потешек, скороговорок.

Предметно-развивающая среда в работе с детьми с ОВЗ представлена на рисунке 2.



\


Рисунок 2- Предметно-развивающая среда в работе с детьми с ОВЗ


Для достижения цели и решения задач практики наш педагогический коллектив активно взаимодействует с социумом, заключены договора совместной работы с ПМПК города Ростова-на-Дону, детской поликлиникой №17, школами №99 и №101, кафедрой коррекционной педагогики ЮФУ, «Центром здоровья», Центром детского творчества. Рисунок 3.



Рисунок 3 – Взаимодействие МАДОУ №304 с социумом.


При создании образовательного пространства в работу были вовлечены педагоги, специалисты и родители воспитанников. Для родителей и педагогов проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где родители совместно с педагогами и детьми систематизируют свои знания о народных традициях, исходя из потребностей каждого ребенка с ОВЗ. Рисунок 4.



Рисунок 4 - Мастер-классы, семинары-практикумы с родителями и детьми с ОВЗ


Играя в народные игры, водя хороводы, исполняя песни, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа, ребенок развивается не только духовно, но и физически, синхронизируется работа полушарий головного мозга, активизируются все системы организма.

Такая практика улучшает зрительно-моторную координацию, ориентировку как в пространстве, так и в собственном теле, активизируют мыслительную деятельность, способствуют развитию межполушарных связей, развивают как общую, так и мелкую моторику, речь. повышает эмоциональный потенциал ребенка, способствует развитию положительных эмоций.

У детей значительно расширился словарный запас, увеличился объем памяти. Очевидно, что естественно двигаясь, в играх дети легче вступают в контакт, проявляют внимание к интересам сверстников и взрослых. Стали дети более отзывчивы, восприимчивы, физически выносливы, более подвижны, скоординированы.

Родители проявляют большой интерес к данной практике, выполняют совместно с детьми дома комплексы упражнений с элементами русского народного творчества, играют в народные игры. Родители помогают детям открывать новые грани самореализации, начиная видеть в своих детях скрытые ресурсы внутреннего мира.

В 2019 году свой опыт работы коллектив МАДОУ№ 304 представил на Всероссийском конкурсе имени Л. С. Выготского и отмечен дипломом 1степени.

Наш коллектив с интересом продолжает работу в рамках инновационной практики.

В мире детства своя чудесная мудрость. Такой яркой многогранной и живучей мудростью является естественное движение и самобытная народная традиция.

Дальнейшее развитие данной практики- это активное расширение контакта с семьями воспитанников, работа «Семейного клуба», повышение компетенции педагогов, специалистов, родителей, объединение совместных усилий педагогов, специалистов и родителей в воспитании подрастающего поколения поиск новых путей решения поставленной проблемы.

Радостные, горящие задором глаза детей! Растущий у них интерес к народным традициям, желание играть в народные игры, желание естественно двигаться, общаться! Народные игры и выполнение упражнений детьми самостоятельно в свободной деятельности! Благодарные отзывы родителей, теплые посиделки с родителями и детьми! Дружеские обсуждения в рамках «Круглого стола» педагогов и специалистов – вот плоды нашей работы, наших совместных усилий! Представлены на рисунке 5.



Рисунок 5 – Результаты работы коллектива МАДОУ №304.


Радость движения! Радость общения! Радость духовного обогащения! Такую радость испытывают не только дети, но и все взрослые участники - вот источник нашего вдохновения, творческих исканий дальнейших путей реализации практики!