«Ты живёшь среди людей … каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях» В.А. Сухомлинский |
В одной древней притче раскрывается ценность духовности и нравственных начал в человеке. Какой «свет» имеет человек? Один мудрец беседует с царём: - Какой свет имеет человек? - Свет солнца, о, царь! - Когда солнце зашло, какой свет имеет человек? - Луна служит ему светом. - А когда зашли солнце и луна? - Огонь служит светом. - А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом? - Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь, пусть даже там нельзя различить и собственной руки. - А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе? |
Это проблема, которую решать надо в раннем детстве : научить детей свободно владеть словом, языком, речью - волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование духовного мира ребёнка, формирование нравственного начала? |
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, закладываются в человеке с раннего детства. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшее Зло, или увидеть в них отражение наших неверных поступков |
Сегодня, как никогда раньше, важным для педагога является обращение к духовно-нравственным истокам становления маленького человека (чувства, эмоции, мысли, убеждения, желания, сознание, мышление, мораль, устремления, и такие понятия, как культура, образованность, духовная красота, а также милосердие, любовь…) |
Эти величины не измеришь метрами, не взвесишь, не пощупаешь, но они не меньше материальных ценностей активно участвуют в нашей жизни. |
Что есть духовность? Синтез совершенства. Стремленье духа к новой высоте. Путь к Богу – Утверждает духовенство, Мудрец ответит: просто – путь к себе, Поэт с художником подскажут – Вдохновенье, Певец и композитор – песнь души, Политик – совесть, Физик – убежденье, И все они по-своему правы. Духовность – это творчества начало, Полёт души, что в высь устремлена, В которой звонкой песней зазвучала Космической гармонии струна. Духовность не имеет постулатов, В ней Дух святой, Лишь с нею мы богаты. О. Рубежов |
В 2014 году я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала основой моей воспитательной системы и работы с классным коллективом. Авторы программы - творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева). |
В прошлом году авторы программы приехали к нам в гимназию. Провели урок. И вот результат: программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации. |
Мне эти направления очень близки, это мое, любимое, неотъемлемое занятие . У меня появились единомышленники - М.И.Цариева, И.В. Кислицина и я – С.Г.Улахович. Мы решили попробовать: что получится? И получается! |
Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является частью большого Всероссийского проекта «Мы строим Добрый мир». Целью проекта является воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы человека. |
|
УМК Образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создана педагогами дополнительного образования из города Томска Горчаковой Т.В., Будариной Л.Н., Коростелёвой Т.В.. |
Цель программы: Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста. |
Структура программы Две дошкольных ступени « Азбука красоты » для 5 – 6 летнего возраста 1 часть « Я красивый мир творю» ( для учащихся 1-х классов) 2 часть « Дорогою добра» ( для учащихся 2-х классов) 3 часть « Радужный мир» ( для учащихся 3-х классов) 4 часть « Звонкий голос детства» ( для учащихся 4-х классов) |
Цель курса (для первых классов): формирование у детей понятия красоты как основы миропонимания «Красота - не средство развлечения, а средство подлинного воспитания высокой нравственности в человеке» Т.В.Горчакова, Л.Н.Бударина |
Задачи курса СИНТЕЗ СЛОВА И ОБРАЗА; МОНОЛОГОВ И ДИАЛОГОВ; через ТВОРЧЕСТВО; СОПЕРЕЖИВАНИЮ И ПОНИМАНИЮ; СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ красоту родной земли; * развивать КОМУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ |
Основополагающие принципы программы • Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их. • Принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра. • Принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей». • Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами». • Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса. • Принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции. Основополагающие принципы программы - это принципы нашей работы, поэтому |
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, « Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников» Программа имеет связь с базовыми предметами : чтением, русским языком, риторикой, музыкой, окружающим миром, технологией, изобразительным искусством , физической культурой |
В Гимназии создана творческая группа « Добрята» пусть наш состав пока малочисленный, но по принципу « Добро побеждает» - мы уверенны, что к нам присоединятся многие коллеги гимназии и в следующем году нас будет очень много. |
Спланирован Практический выход программы Издание творческих альбомов Авторские книги ( на конец учебного года) Гимназические газеты « Сорока» Гимназический альманах ( на конец учебного года) Всероссийская газета – журнал « Добрята» Один из выходов программы я вам представлю |
Неделя добра с 26 по 29 января Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”, - писал В.А.Сухомлинский. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. На параллели первых классов проходит « НЕДЕЛЯ ДОБРА» Задача: подарить людям понимание, душевное тепло и радость. |
Аллея добрых книг Все желающие рисуют заранее рисунки о прочитанных книгах и иллюстрируют самый добрые ситуации из произведения или рисуют портрет доброго героя. Рисунок подписан автором и указывается автор и название произведения. |
Письмо другу В классе установить почтовый ящик в который будут сложены заранее написанные письма и на одной из переменок дети получают письмо. Можно предложить детям пройтись по классам для знакомства с новым другом |
Подари тепло братьям нашим меньшим В этот день можно накормить птиц и (или ) смастерить кормушку от класса и повесить в школьном дворе |
Эстафета добра Высказывания, цитаты или самостоятельно придуманные фразы – пожелания добра окружающим ( друзьям, родителям, одноклассникам…) Приятно, что родители являются активными участниками наших начинаний . ружбы и добра мы сегодня « вывели в классе, А вот стихотворение вспомнил папа |
Творческие альбомы |
Гимназическая газета « Сорока» |
Всероссийский журнал «Добрята» Все это труд! Труд, который требует времени, сил , терпения, заинтересованности, желания, Иочень важно, что именно эту мысль красной линией проводят авторы программы через весь курс |
программы « Служу Отечеству пером» - осознание РЕБЕНКОМ, что за каждой профессией стоит ЧЕЛОВЕК и качество его ТРУДА. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии. |
Усвоив в детстве высокие понятия ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ,ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ сделает их критериями своей жизненной позиции |
«Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства. Важнейший вопрос педагогики не столько в том, чтобы напитать детей знаниями, но, как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную и есть ли у нас вода живая. У нас самих должна быть и детская простота души, и правда любви, и незыблемость веры.» |
|
|