СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта реализации образовательной программы «Служу Отечеству пером»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми,духовные качества, проявляющиеся в поведении, закладываются в человеке с раннего детства.

Именно в детстве находится тот ключик, которым закрывается взрослая душа. Поэтому чаще надо всматривалься в чистые глаза детства, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить чуть проклюнувшееся зло или увидеть горажение наших неверных поступков.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта реализации образовательной программы «Служу Отечеству пером»»

Выступление на семинаре директоров Новосибирской области

по теме

«Изучение основ детской журналистики

в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»

(Из опыта реализации образовательной программы

«Служу Отечеству пером»)

Улахович Светлана Григорьевна

«Ты живёшь среди людей …

каждый твой поступок,

каждое твоё желание отражается

на окружающих тебя людях»

В.А. Сухомлинский

В одной древней притче раскрывается ценность духовности и нравственных начал в человеке.

Какой «свет» имеет человек?

Один мудрец беседует с царём:

- Какой свет имеет человек?

- Свет солнца, о, царь!

- Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?

- Луна служит ему светом.

- А когда зашли солнце и луна?

- Огонь служит светом.

- А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?

- Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь, пусть даже там нельзя различить и собственной руки.

- А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?



Это проблема, которую решать надо в раннем детстве : научить детей свободно владеть словом, языком, речью - волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование духовного мира ребёнка, формирование нравственного начала?

Многие жизненные ценности,

правила поведения человека в обществе, с другими людьми,

духовные качества, проявляющиеся в этом поведении,

закладываются в человеке с раннего детства. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков,

объяснения их целей,

неудач и побед.

Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшее Зло, или увидеть в них отражение наших неверных поступков


Сегодня, как никогда раньше, важным для педагога является обращение к духовно-нравственным истокам становления маленького человека (чувства, эмоции, мысли, убеждения, желания, сознание, мышление, мораль, устремления, и такие понятия, как культура, образованность, духовная красота, а также милосердие, любовь…)

Эти величины не измеришь метрами, не взвесишь, не пощупаешь, но они

не меньше материальных ценностей активно участвуют в нашей жизни.

Что есть духовность?

Синтез совершенства.

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу –

Утверждает духовенство,

Мудрец ответит: просто – путь к себе,

Поэт с художником подскажут –

Вдохновенье,

Певец и композитор – песнь души,

Политик – совесть,

Физик – убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность – это творчества начало,

Полёт души, что в высь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух святой,

Лишь с нею мы богаты.


О. Рубежов

В 2014 году я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала основой моей воспитательной системы и работы с классным коллективом. Авторы программы - творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева).


В прошлом году авторы программы приехали к нам в гимназию. Провели урок. И вот результат: программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации.


Мне эти направления очень близки, это мое, любимое, неотъемлемое занятие . У меня появились единомышленники - М.И.Цариева, И.В. Кислицина и я – С.Г.Улахович.

Мы решили попробовать: что получится?

И получается!

Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является частью большого Всероссийского проекта «Мы строим Добрый мир».


Целью проекта является воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы человека.



УМК

Образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создана педагогами дополнительного образования из города Томска Горчаковой Т.В., Будариной Л.Н., Коростелёвой Т.В..



Цель программы: Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.


Структура программы

Две дошкольных ступени « Азбука красоты » для 5 – 6 летнего возраста


1 часть « Я красивый мир творю»

( для учащихся 1-х классов)

2 часть « Дорогою добра»

( для учащихся 2-х классов)

3 часть « Радужный мир»

( для учащихся 3-х классов)

4 часть « Звонкий голос детства»

( для учащихся 4-х классов)


Цель курса (для первых классов):

формирование у детей понятия красоты как основы миропонимания

«Красота - не средство развлечения, а средство подлинного воспитания высокой нравственности в человеке»

Т.В.Горчакова, Л.Н.Бударина


Задачи курса


  • научить ребенка осознавать себя и мир ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ;

  • воспринимать красоту окружающего мира через

СИНТЕЗ СЛОВА И ОБРАЗА;

  • развивать речевую деятельность через введение

МОНОЛОГОВ И ДИАЛОГОВ;

  • воспитывать красоту внутреннего мира ребенка

через ТВОРЧЕСТВО;

  • учить детей ЗАБОТЕ о других людях,

СОПЕРЕЖИВАНИЮ И ПОНИМАНИЮ;

  • воспитывать ЛЮБОВЬ к своей Родине, стремление

СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ красоту родной земли;

* развивать КОМУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ


Основополагающие принципы программы

• Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по

сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

• Принцип творчества – формирование образного и логического

мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра.

• Принцип ответственности – развитие ответственности за

порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей».

• Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми,

актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами».

• Принцип системности и последовательности – обучение

в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса.

• Принцип психологической комфортности – ориентация

на добрую информацию и положительные эмоции.

Основополагающие принципы программы - это принципы нашей работы, поэтому


программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
« Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников»

Программа имеет связь с базовыми предметами :
чтением, русским языком, риторикой, музыкой, окружающим миром, технологией, изобразительным искусством ,
физической культурой

В Гимназии создана творческая группа

« Добрята» пусть наш состав пока малочисленный, но по принципу « Добро побеждает» - мы уверенны, что к нам присоединятся многие коллеги гимназии и в следующем году нас будет очень много.

Спланирован Практический выход программы

Издание творческих альбомов

Авторские книги ( на конец учебного года)

Гимназические газеты « Сорока»

Гимназический альманах ( на конец учебного года)

Всероссийская газета – журнал « Добрята»

Один из выходов программы я вам представлю

Неделя добра с 26 по 29 января

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”, - писал В.А.Сухомлинский. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

На параллели первых классов проходит

« НЕДЕЛЯ ДОБРА»

Задача: подарить людям понимание, душевное тепло и радость.

Аллея добрых книг

Все желающие рисуют заранее рисунки о прочитанных книгах и иллюстрируют самый добрые ситуации из произведения или рисуют портрет доброго героя.

Рисунок подписан автором и указывается автор и название произведения.


Письмо другу

В классе установить почтовый ящик в который будут сложены заранее написанные письма и на одной из переменок дети получают письмо. Можно предложить детям пройтись по классам для знакомства с новым другом


Подари тепло братьям нашим меньшим

В этот день можно накормить птиц и (или ) смастерить кормушку от класса и повесить в школьном дворе


Эстафета добра

Высказывания, цитаты или самостоятельно придуманные фразы – пожелания добра окружающим ( друзьям, родителям, одноклассникам…)

Приятно, что родители являются активными участниками наших начинаний . ружбы и добра мы сегодня « вывели в классе, А вот стихотворение вспомнил папа

Творческие альбомы

Гимназическая газета « Сорока»

Всероссийский журнал «Добрята»

Все это труд! Труд, который требует времени, сил , терпения, заинтересованности, желания,

Иочень важно, что именно эту мысль красной линией проводят авторы программы через весь курс

программы « Служу Отечеству пером» - осознание РЕБЕНКОМ, что за каждой профессией стоит ЧЕЛОВЕК и качество его ТРУДА.
Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.

Усвоив в детстве высокие понятия
ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ,ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ
сделает их критериями своей
жизненной позиции

«Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства. Важнейший вопрос педагогики не столько в том, чтобы напитать детей знаниями, но, как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную и есть ли у нас вода живая. У нас самих должна быть и детская простота души, и правда любви, и незыблемость веры.»