Кудымова Ольга Александровна
Из опыта роботы сетевого взаимодействия при организации профориентационной работы в школе, через реализацию программы «Профвектор».
В рамках модернизации системы образования Российской Федерации изменяются требования к предпрофильной и профильной подготовке подрастающего поколения. Формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности начинается в школе. Содержание школьного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности учащегося, создание условий для ее социализации, на всех ступенях обучения.
В МАОУ «СОШ №65» г. Перми с 2016 года реализуется система профессиональных проб для учащихся как на базе школы, на предприятиях социальных партнеров школы, на базе учебных заведений (вузы, колледжи, обучающие центры), с привлечением выпускников школы, родителей, представителей частного бизнеса. Разработана и успешно внедряется программа «Профвектор».
Математика является основой, базисом для всех естественных и многих гуманитарных наук. Без математики невозможно развитие физики, химии, инженерного дела, программирования, архитектуры и многих других дисциплин. Широк круг профессий связанных с математикой: экономист, бухгалтер, финансист, налоговый инспектор, программист, архитектор, инженер, менеджер, логист и т.д.
В рамках программы «Профвектор» предмет математика дает возможность обучающимся получить информацию об основных направлениях применения математических знаний в различных профессиях, формирует ЗУНы, необходимые для успешного овладения этими профессиями.
Так в рамках учебной деятельности мною проведены открытые бинарные уроки в 5-х классах «Я строитель», «Я дизайнер». В содержание уроков был введен профориентационный материал, связанный с программным материалом по математике и английскому языку. Использование групповой формы работы по созданию собственного проекта дома и подарка средствами математики, дальнейшая защита проекта, все это учит детей измерять элементы сложных фигур, моделировать и конструировать, таким образом они приобретают умения и навыки, являющиеся важными для этих сфер деятельности. Использую на уроках задачи, возникающие в практической деятельности человека и показывающие необходимость математических знаний для людей самых разнообразных профессий.
В рамках внеклассной и внешкольной деятельности, проведены профпробы для 8-х классов «Техник - программист» на базе обучающего центра «Клуб программистов 1С», в рамках которой дети с помощью математических операций для каждой кнопки калькулятора составили матмодель и написали программу на языке java. Приобретение учащимися компетенций в области основ программирования, использование при этом математических знаний, освоение компьютерных средств и технологий, все это способствует формированию профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии в дальнейшем.
Сотрудничество школы с вузами дает возможность привлечь учащихся 10-11 классов к профессиональному самоопределению. В рамках проекта экономического факультета ПГНИУ «ECONOMIC THURSDAY» в условиях профильного обучения ребята прошли «профориентационное погружения в экономику», с экскурсией по факультету, посещением лекции преподавателя кафедры «Информационных систем и математических методов в экономике» и приняли участие в интеллектуальном баттле между командами 2-х школ. Учащиеся успешно прошли это погружение и заняли 3-4 место.
Чтобы дать детям возможность познакомиться с профессиями будущего, школа предоставляет им возможность участия в различного вида форумах, последним был :Ни дня без науки, проходимом в Кванториуме Фотоника, где была предоставлена уникальная возможность поработать на 3Д принтерах, создавая и моделируя собственные модели, проба себя в ITквантуме, HI TEK, робо, промышленном дизайне, VR и других.
Привлечение родительского ресурса, так организована встреча учащихся и Тимощенко И. С. , на которой ученики 8 класса познакомились с профессией логист.
Логистика - это наука, а как любая наука, она основывается на расчетах, а значит математических формулах.
Самые простые формулы и методы, используемые в работе специалистом по логистике: расчет рентабельности товарной группы или обдельного бизнес-процесса
нахождение процентов для АВС-анализа ассортимента, правило Парето для анализа ассортимента расчет площадей складов с учетом ассортимента компании и специфики ее работы методы расчетов расположения распределительных складов
и т.д.
Учащимся в рамках мастер – класса предложили выполнить следующие задания:
Транспортная задача - где нужно рассчитать оптимальный план транспортировки груза с учетом издержек на доставку или времени в пути.
Построение различных прогнозов с помощью методов прогнозирования, на основе имеющихся данных с использованием линейного тренда.
Расчет оптимального размера заказа (или партии) товара для закупок - формула Вильсона.
В рамках проекта «Банк будущего», по инициативе Сбербанка России и Пермской школьной газеты «Перемена-Пермь» команда учащихся 8-10 классов знакомятся с профессиями банка, так модуль «Цифровое будущее» (являюсь куратором) создает проект по профессии менеджер по продажам кредитных продуктов, в рамках которого прошли встречи со специалистами, изучена специфика, определены предметные области, подчеркнута важность математических знаний, умений и навыков для этой профессии. Результатом является создание и защита сайта по данной профессии, повышение финансовой грамотности учащихся.
Такое взаимодействие и привлечение социальных партнеров - предприятий, Вузов, представителей частного бизнеса, родителей, с одной стороны и реализация практической направленности в разных формах, с другой стороны (уроки, встречи, экскурсии, проекты, мастер-классы, профпробы и т.д., все это способствует формированию высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.