Постановка проблемы | В приснопамятные советские времена выборы были праздником: украшенные избирательные участки, в буфетах апельсины и копченая колбаса. Впервые голосующим гражданам - цветы и памятные подарки. «Выборы без выбора»! как бы не голосовали - результат один- 96,6% за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. Сегодня картина иная: на участки в день голосования на участки приходят в лучшем случае 1/3 зарегистрированных избирателей. Копченой колбасой на голосование не заманишь! В 2018 г. опрашивали студентов одного из столичных вузов: «Являются ли выборы любого уровня значимым событием для вас?» Полученные результаты отражены в диаграмме. (Смотри ресурсный лист приложение№1) Ознакомьтесь с диаграммой 1. Сделайте 2-3 значимых политических вывода 2. Если ли бы вы принимали участие в опросе, проводимом студентами, каков был бы ваш ответ? Обоснуйте его. 3. Видите ли вы тревожные сигналы в результатах опроса? Удручающая картина! Надеюсь, не вся молодежь страны думает так, как вы! Не находите ли вы подобное отношение к выборным процедурам странным, неправильным или даже опасным для демократического государства и его граждан? Еще один сюжет для размышления. В феврале 2020 г. в Омске социологическими службами был произведен опрос. (эфир «Первого городского», программа «Новости: о главном» от 15 марта 2020 г.) Внимание на экран. Информация для удобства продублирована в ваших ресурсных листах (Приложение 2) Расставьте приоритеты в обозначенных избирателями проблемах вашего региона: - Региональная политика федеральных властей - Ошибки в работе органов государственной власти Омской области - Неэффективная работа органов местного самоуправления региона - Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области - Проблемы доступности и качества образования - Рост коммунальных и транспортных платежей - Инфляция и рост цен на продукты питания Омичи расставили приоритеты следующим образом: 1. Рост коммунальных и транспортных платежей 2. Инфляция и рост цен на продукты питания 3. Неэффективная работа органов местного самоуправления региона 4. Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области 5. Проблемы доступности и качества образования 6. Региональная политика федеральных властей 7. Ошибки в работе органов государственной власти Омской области Ознакомьтесь с результатами опроса. 1. Сделайте 2-3 вывода об уровне политической культуры и политического сознания жителей региона. 2. Какие проблемы сочли бы приоритетными вы? 3. Носители указанной политической культуры смогут сделать правильный выбор и сформировать качественный, эффективный депутатский корпус? Спасибо! Чтобы ваши прогнозы не сбылись, мы и проводим сегодняшнее занятие. В контексте нашего разговора, определимся с целями! Молодцы! Резюмируем сказанное вами. Цель нашего занятия: на основе нового знания об избирательном процессе сформировать чувство гражданской ответственности, уважения к избирательным правам и обязанностям, чувство толерантности к инакомыслию. В ходе урока мы будем работать с текстами, анализировать и обобщать социальную информацию, формулировать вопросы и отвечать на них. Работая в группе, будем аккумулировать информацию и презентовать ее классу. Записываем цель на доску и в рабочие тетради Чтобы активизировать нашу работу предлагаю в конце занятия выполнить учебное задание: «Вы – гражданин Российской Федерации (социальный статус и обстоятельства будут предложены вам позднее), обладающий конституционными избирательными правами. Накануне выборов в Государственную Думу вам надо будет определить модель своего политического поведения в зависимости от предложенных вам социальных и политических обстоятельств, принять рациональное политическое решение. Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму. (Цель и задание для удобства продублировано в ресурсном листе. Приложение3) | 1-по результатам опроса мы видим падение интереса молодежи к выборам - есть интерес только к выборам Президента. - Потому что у него в руках вся власть - молодежь не голосует, потому что голосуй – не голосуй, ничего не меняется. -десятилетия у власти одни и те же лица, говорят правильные слова, но ничего не меняется. 2 – никогда не голосовал и не собираюсь. - нет, голосовать надо. Если не нравится политика, хотя бы за тех, кто против правящей власти. - когда народ голосует, он показывает власти: нравится политика или нет. Наверное, голосовать надо! 3- ситуация по результатам опроса нездоровая. -демократические выборы – один из важнейших признаков демократии как политического режима. И если мы хотим быть реально демократической страной отношение к выборам надо менять. * 1 – людей больше интересуют каждодневные бытовые проблемы, все, что касается «большой» политики, для них на последнем месте. - нет понимания того, что главными являются политические управленческие решения, а всё остальное их следствие. 2 – на проблемы региона надо смотреть со всех сторон. Нельзя снимать ответственность и местных органов власти. – я уже сказал, что главными являются политические решения, а всё остальное их следствие. 3- судя по опросу у людей низкий уровень политической культуры. Они не мыслят масштабами всей страны. - с такими взглядами на проблемы региона люди не смогут сделать правильный выбор, разобраться в программах кандидатов, их легко можно обмануть. - как следствие, будут избраны политики, которые не решат никаких проблем, ничем не помогут ни людям, ни региону. - повысить уровень нашей политической культуры -помочь с правильным выбором в условиях выборов - повлиять на наше отношение к выборам в лучшую сторону. (Записывают цель в рабочие тетради) | Приоритет | Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 | |
| 7. Решение практических ситуативных задач Переходим к последней, самой значимой части нашего занятия. Выполним задание, которое мы озвучили в самом начале. Повторим сказанное! «Вы – гражданин Российской Федерации, обладающий конституционными избирательными правами. Накануне выборов в Государственную Думу вам надо определить модель своего политического поведения, принять рациональное политическое решение». Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму. При анализе результатов опроса студентов, в начале урока мы констатировали, что 70% молодежи не интересуются выборами и не собираются принимать участие в голосовании в ближайшее время. Как на языке политологов называется такая позиция? -Спасибо эрудитам. Внимание на экран. Дайте определение. И не только. В более широком понимании это политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от всякого политического участия. Представляете, что 70% молодежи равнодушно к политическим процессам, занимают позицию страуса, прячущего в опасности голову в песок. Американский литературный и театральный критик Д. Нейтан говорил: «Плохие власти избираются хорошими людьми, которые не голосуют» В чем опасность такой позиции? Мыслите верно! За недостатком времени, мы подробно не разбираемся ни в причинах абсентеизма, ни в его видах. Внимание на экран Последствия такой политики вы себе представляете неплохо. Вспомните функции выборов, так вот, при абсентеизме общество не контролирует процесс формирования политических элит и, как следствие, не контролирует их деятельность. Мы далеки от мысли, что нам удастся вас всех убедить занять активную гражданскую позицию. Но сегодня давайте смоделируем ситуацию. Поиграем! В листе самоконтроля, выполните первую часть задания №5 Озвучиваю первую часть задания Итак, «вы – гражданин России. В день выборов вы воспользуетесь своим конституционным правом, за которое более 150 лет боролись бесправные и обездоленные или явите сознание микроорганизмов? Вы пойдете на избирательные участки? В листе самоконтроля, задание №5, поставьте отметку в выбранный вами вариант ответа. Тот, кто выберет «Нет», может быть свободным от дальнейшей работы. Если вы не собираетесь участвовать в выборах, вам незачем учиться выбирать модель рационального политического поведения! Хотя, это противоправно, т. к. все виды политического волеизъявления у нас тайные, я попрошу тех, кто выбрал «Да» озвучить мотивы такого решения. Спасибо за активную избирательную позицию! Если добавить тех, кто сомневается, уже есть с кем работать. Позволю себе процитировать любимого философа и политолога нашего Президента. Внимание на экран! Перед вами портрет этого популярного сегодня философа, хотя он жил и творил в первой трети XX века, его выводы очень актуальны. Это один из концептуально важных его афоризмов. «Есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою». И. Ильин. Попытаемся не стать карикатурою на избирателя? Среди политологов есть расхожее мнение, что избиратель, прежде всего, «голосует кошельком». В чем смысл этого выражения? Согласны ли вы с ним? - значит, можно сказать, что главное в программах кандидатов – экономические и социальные программы? Когда изучали политологию, мы говорили, что политики и партии по содержанию социально-экономических программ делятся на…….. Продолжите! Верно! А если в государстве 60% населения живет на «черте бедности» и под ней, то логично ожидать, что избиратели будут голосовать за….. Продолжите! Верно! Шаг первый: значит, после явки на избирательный участок, оцениваете социально – экономические обстоятельства в стране и свое экономическое положение. В зависимости от этого, находите ту часть политического спектра, к которой принадлежат политические силы, социально- экономические программы которых удовлетворят ваши притязания. Особенно осторожно относимся к популистским обещаниям типа: «повысим зарплату в два раза» или «обеспечим всех комфортным жильем» и т.д. Кстати, а что такое популизм? Спасибо! Спросите популиста: «А за чей счет блага?» И вам сразу станет понятна его цена. Задайте ему вопросы: 1. Вы за национализацию земли и недр? 2. Как вы относитесь к прогрессивно – подоходному налогообложению? 3. Вы готовы финансовые потоки перенаправить из-за границы внутрь страны, на развитие реального сектора экономики, для создания рабочих мест? 4.Кому вы в первую очередь будете помогать в условиях глубокого финансово-экономического кризиса: транснациональным корпорациям и крупнейшим банкам, контрольные пакеты акций которых находятся в руках иностранного капитала, или людям, мелкому и среднему бизнесу? Внимание на экран. По каким признакам узнать популиста? Теперь, полагаю, вас не смогут обмануть? Шаг второй: после первого социально- экономического выбора, находим более-менее симпатичную политическую платформу (речь о защищаемых гражданских, политических, личных правах и об их гарантиях) - Есть мнения у класса? -Каждая партия или движение имеет социально- экономическую программу, определяет комплекс проблем и обещает помочь в их разрешении. Если этого не понять, то в бедная страна по-прежнему будет голосовать за правых. Шаг третий: при анализе программ и обещаний, опознайте и выбросьте из списков кандидатов экстремистов и спойлеров. Разберёмся с терминами. Кто такие экстремисты? - К крайним, это к каким? - Верно, а почему вы не спрашиваете, кто такие спойлеры? -Спойлинг- разновидность грязных политтехнологий. Спойлер — кандидат или партия на выборах, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, понижая тем самым его шансы на победу. Спойлер появляется в политике незадолго до выборов неизвестно откуда. Легко обходит все избирательные препоны. Его можно распознать по хлестким кричащим названиям, например «За правду!». В названия спойлеры включают популярные политические термины. Для спойлеров, играющих, например, на левом фланге подойдут названия; «Молодые коммунисты» или «Коммунисты России». В общем, они за все хорошее против плохого. Это «темные лошадки», пустышки в избирательном процессе, но свое дело они делают, оттягивая на себя голоса избирателей. - Итак, обобщите сказанное. Алгоритмизируйте механизм принятия адекватного политического решения. -Прекрасно! У вас в руках навигатор для решения познавательных ситуативных задач по избирательному праву и процессу. Внимание на лист самоконтроля, продолжаем выполнять задание №5. Итак, вы накануне выборов в Государственную Думу, на избирательном участке. Определите модель своего политического поведения в конкретной социальной ситуации, примите политическое решение. Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму. -ваше место в сложившейся социальной системе, - политические, экономические и социальные приоритеты, - мой политический выбор. Сюжет 1. Вы топ - менеджер в крупной государственной компании. Ваш годовой доход около 4 млн. рублей (более 40 000 $). У вас в собственности элитная квартира в Москве, комфортабельный дом в пригороде, высокодоходные акции российских энергетических кампаний. У вас в друзьях политики, представители шоу- бизнеса, деятели культуры. Ваш досуг: экстремальный туризм, экзотические путешествия, гольф. Сюжет 2.Вы житель маленького провинциального моно - городка. Главное предприятие – целлюлозно-бумажный комбинат было разорено и продано ловкими людьми за бесценок. У вас в собственности двухкомнатная «хрущевка» в доме пятидесятилетней давности и дачный участок в шесть соток с домом – завалюшкой, доставшимся по наследству от родителей. Вы живете случайными заработками, кормитесь с дачи. Жена – медицинская сестра в детской поликлинике, с окладом в 12 тысяч рублей. У вас двое детей – дошкольников. Сюжет 3. Вы – иерей в русской православной церкви (иерей – низший сан священника). Вы участвуете в службах, можете проводить причащение и некоторые религиозные ритуалы. У вас молодая жена, которая традиционно держит дом. Детей пока нет. Время вышло. Приглашаю озвучить ваши решения -Конкретно. За кого, в нынешней ситуации? Спасибо, следующая группа! Молодцы! Далее. - Если у вашего священника нет никаких перспектив, то алгоритм не ошибочен. Нынешние левые - не революционеры. Они за религиозную и творческую свободу. В большинстве стран Европы у власти – социалисты, и церковь там чувствует себя довольно комфортно. Церковь, как корпорация, удачно вплетена в структуры действующей власти. И, если у нашего священника корпоративная солидарность победит гражданское сознание, то….. -Наконец - то, заговорили! Не согласились, а значит, задумались, что-то поняли. Значит, занятие было не пустым, не бесполезным. Я тоже против плоских и жестких схем при принятии политических решений. Жизнь сложна и многообразна и ее не уложить в три наших задачи. Кстати, о коммунизме. Сегодня речь идет о евромодели с плюрализмом форм собственности и мнений, с признанием гражданских прав и их гарантиями. Речь здесь идет лишь о политической конструкции, которая в споре труда и капитала станет на защиту интересов труда. Предлагаю эту задачу закончить многоточием. Здесь есть о чем подумать, поразмышлять на досуге. На этом позвольте закончить наше занятие. Возвращаемся к листу самоконтроля | (лист самоконтроля,задание№5) - Абсентеизм. -Это уклонение от участия в выборах - у власти появляется больше возможностей для самоуправства. - бюллетени, которые не взяты, можно куда-нибудь вбросить. - власть плохо представляет, правильно она управляет или нет. Поддерживает ли ее народ? (Знакомятся с листом самоконтроля, задание №5) (работают с листами самоконтроля) В день выборов вы примите участие в голосовании? | Да | Не знаю | Нет | - «Да», потому что мне небезразлична судьба страны - пойду голосовать, потому что не хочу, чтобы меня сравнивали с микроорганизмом. - надо голосовать, может, власть услышит народ? - пойду на избирательный участок, заберу или испорчу бюллетень, чтобы его не использовали в «грязных» целях. - попытаемся. - конечно кошельком, если у людей достаток, то значит в стране все хорошо, люди довольны и будут поддерживать власть. -Правых, левых и центр. За правыми - богатые, за левыми – бедные - за левых. -Популизм в политике - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность, например, в предвыборной борьбе - а как быть, например, с экологическими движениями или с национальными партиями? -????? - Экстремизм - это склонность к крайним мерам в борьбе за идеи -К революционным, к организации беспорядков, к террору. В целом к противоправным и опасным действиям. -?????????? -осмысливаем социально-экономическое положение страны, проблемы требующие решения, -находим свое место в социальной системе, формулируем приоритеты политические, экономические, социальные, - низший слой голосует за левых, средний класс за центр и верхушка социальной системы голосует за правых, - потом выбираем более-менее достойную политическую программу, -узнаем и отбрасываем экстремистов, популистов и спойлеров. -оцениваем методы грядущих преобразований, -голосуем (работают по группам с листами самоконтроля. Задание№5. Решают ситуативные задачи, готовятся представить решения устно) 1 группа. Мы представляем «сливки» нашего общества. Живём, ни в чем себе не отказывая. Приоритеты: нас устраивает политическая ситуация, главная угроза – левые. Хотелось бы лишить их возможности влиять на массы, не давать доступа к СМИ, лишать их влияния и авторитета. Мы за частную собственность, за гарантии, за политические и экономические свободы. Хотим сохранить существующее положение, не допустить изменений. По логике, будем голосовать за правых. -За партию власти, за «Единую Россию». 2 группа. Мы представляем большинство нашего населения. Мы, в отличие от предыдущей группы не живем, а выживаем. Приоритеты: нас не устраивает проводимая властью экономическая и социальная политика: не развивается экономика, негде работать, в малых городах нет никаких перспектив ни для нас, ни для детей. Мы за смену власти и курса, за социальные гарантии. Значит, должны голосовать за левых. Говорить за кого? За коммунистов или за «Справедливую Россию» 3 группа. Нам досталась самая трудная задача, которая не имеет однозначного решения. Наш священник не богат, но ведь он не станет голосовать за левых? Церковь в свое время натерпелась от большевиков. Значит, за правых? Тогда наш алгоритм ошибочен. -А если у нашего священника есть перспективы стать митрополитом или патриархом? - То священники проголосуют за действующую власть. - Получается, что, если мы живем в стране с бедным населением, у нас нет другого выбора, кроме левого. - И у нас нет другого пути, кроме коммунизма? Не согласен! | Абсентеизм Популизм Политический экстремизм Спойлер | Слайд 14 Слайд15 Слайд16 Слайд 17 Слайд 18 | |