СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Избирательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Избирательный процесс".

Просмотр содержимого документа
«Избирательный процесс»

«Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно-заочная)»

Конспект занятия

«Демократические выборы»

Учитель: Козар Елена Степановна

Предмет, класс

Обществознание, 11 класс (очно - заочная школа при исправительной колонии)

УМК


1.«Программы общеобразовательных учреждений» 6-11 классы, М., «Просвещение» , 2011 год, стр. 21-25. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Матвеев А.И., «Обществознание», 10-11 классы, базовый уровень (140 часов).

2. Боголюбов Л.Н., «Обществознание» 10 класс, учебник, М. «Просвещение» 2012г.

Тема занятия


Демократические выборы

Тип занятия


Освоение нового материала

Оборудование


1. Мультимедийная установка

2. Учебник. Боголюбов Л.Н., «Обществознание» 10 класс, М. «Просвещение» 2012г.

3 Наборы для учащихся с комплектами групповых, индивидуальных заданий, проверочные задания, групповые и индивидуальные маршруты, листы самооценки.

Формы работы


Фронтальные, групповые, индивидуальные


Технологии


Проблемно – диалоговое обучение, элементы системно - деятельностного подхода

Метод

Частично - поисковый

Пояснительная записка

Основной формой обучения в школе при исправительной колонии является очно – заочная. Учащимися  являются лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима.  Одними из главных особенностей контингента обучающихся школы являются большие перерывы в обучении, совмещение процесса получения образования с работой на производстве и с выполнением требований режима отбывания наказания. Домашнее задание в школе закрытого типа отсутствует, поэтому необходимо многократное повторение материала, с использованием различных видов деятельности. Основными формами учебных занятий являются групповая и индивидуальная консультации.

Класс - учебная группа из 12 учащихся, которые имеют большой жизненный, часто негативный, социальный опыт и, как следствие, скептическое отношение ко многим обществоведческим проблемам, особенно социально - политическим и правовым, что осложняет восприятие материала. Учебная группа, состоящая из учащихся со средним (58%) и низким (42%) уровнем учебной мотивации, разделена на 3 группы по 4 человека (разделение на основе желания учащихся).

В следующей таблице представлено планирование групповых консультаций по разделу «Политическая сфера». На раздел отводится 12 часов. Данное занятие – 11 и 12 занятие в теме. Отбор материала по содержанию определяется тем, что у 60 % учеников в основной школе не было введения в обществознание. Некоторые базовые понятия, необходимые для освоения темы «демократия», «выборы», «политические и гражданские права», «гражданское общество», «правовое государство» уже изучены в курсе 11 класса. Урок вбирает актуальную социальную информацию. Учащиеся в силу возраста имеют по указанной проблематике некоторый практический опыт. Материал адаптирован к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 18-30 лет.

Самоконтроль проводится поэтапно, он логически включен в процесс освоения учебного материала. Итоги самоконтроля подводятся в конце занятия. Занятие рассчитано на 2 академических часа (90 минут).


Планирование групповых консультаций по теме «Политическая сфера»

№ занятия

Тема занятия

Основное содержание

1

Политика и власть.

Политика, власть как общественное явление, ее виды. Теория элит. Политическое лидерство.


2

Политическая система.

Политические системы, понятие, признаки, функции. Классификация политических систем.

3

Государство: признаки, функции

Государство: понятие, сущность, признаки, функции.


4

Форма государства

Форма государства, понятие, структура, виды. Тенденции в развитии современных государств.


5

Политический режим.

Политический режим, типы существующих режимов, основные характеристики.


6

Политическая жизнь современной России

. Особенности политической жизни современной России


7

Гражданское общество.

Гражданское общества, содержание, структура, основные черты..


8

Правовое государство.

Правовое государство, признаки правового государства.


9

Средства массовой информации , их роль в жизни общества.

Характеристика роли СМИ в политике.

10

Политические партии. Участие гражданина в политической жизни.

Политические партии: признаки, функции. Типология политических партий. Политическая культура. Политическое сознание, его уровни. Политическое поведение.


11-12

Избирательный процесс

Выборы, избирательная система, типы избирательных систем. Электорат. Голосование. Активное и пассивное избирательное право.

Анализ политических симпатий граждан. Определение факторов, способствующих политической активности населения.




Цель урока:

На основе нового знания об избирательном процессе воспитать в себе чувство толерантности, гражданской ответственности, уважения к конституционным избирательным правам и обязанностям.

Задачи урока:

  • Освоить термины: «избирательная система», «избирательное право», «электорат», «выборы», «избирательный процесс», «избирательный ценз», «пропорциональная система», «мажоритарная система», «смешанная избирательная система», «политическая социализация», «абсентеизм», «популизм».

  • Охарактеризовать демократические выборы как институт политической системы: признаки, функции, особенности избирательной системы в современной России.

  • Выполнить творческое задание по предложенному алгоритму и презентовать его на уроке в устной форме.

  • Освоить типичные социальные роли через участие в моделирующих ситуациях из реальной жизни (условное участие в выборах), через самостоятельное формулирование правил, моделей политического самоопределения (применительно к нашему уроку), а также норм поведения в предложенной ситуации.

  • Решать проблемные и познавательные задачи.

  • Выполнять текстовые задания разного содержания.

  • Анализировать и систематизировать информацию.

  • Воспринимать социальную информацию в разных знаковых системах (опорных схемах, диаграммах). Видеть ее в познавательных заданиях и текстах, афоризмах великих людей;

  • Анализировать социальные факты и делать по ним теоретические выводы, а на основе теоретических выводов приводить в пример социальные факты;

  • Развивать навыки работы в группе

  • Совершенствовать монологическую речь;

  • Участвовать в дискуссии;

  • Выработать уважительную гражданскую позицию по отношению к инакомыслию. Формировать толерантность.

Обозначение в конспекте – перед слайдом – анимация по щелчку.

Приложение 3- презентация к уроку.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Словарь урока

Слайды

Время

Организационный момент

Приветствие учителя.

Деление класса на 3 группы,

Знакомство оборудованием и материалами к уроку


Ученики рассаживаются по образованным группам,

знакомятся с оборудованием и материалами к уроку.








Актуализация знаний

Конституционные основы определяют Российскую федерацию как демократическое правовое государство. А что такое «демократия»? Вспомним этимологию этого слова.




Молодцы! А не задумывались ли вы, что демократия как модель управления была порождением небольших по территории греческих полисов, средняя численность населения которых составляла 12- 30 тысяч человек. Там сформировались понятные, прозрачные механизмы формирования власти и внятные способы принятия решений всем народом (условно всем, т. к. голосовало только свободное население)

А как соединить сегодня идею народовластия в стране с огромной территорией и с населением в 147 млн. человек? Как сформировать власть на демократических принципах, например, в нашем государстве?










Спасибо за мнения, но в данном случае нас интересуют не качества власти, а механизмы ее формирования






Спасибо! Вы предугадали

тему нашего сегодняшнего занятия.

Римляне говорили «Демократия – это процедура» (лат. procedere- продвигаться). Процедура - это процесс, действо, О какой процедуре, являющейся стержнем, сердцевиной демократии вы говорили сейчас?



Верно. Тема нашего занятия - «Избирательный процесс» (записываем тему на доску и в рабочие тетради)



- Слово греческого происхождения означает «народ» и «власть», в сумме - народовластие

- Еще «демократия» признает народ высшим источником власти в стране









-Весь народ реально не сможет управлять, поэтому надо дать возможность управлять самым подготовленным

- Не согласен с «подготовленным», дело не в образовании. Управлять должны достойные, честные, справедливые.

- Честный, справедливый - не профессия. Править должны умные и квалифицированные.



- Надо выбрать представителей народа и дать им власть

- Выбрать и предусмотреть, как заставить их выполнять свои обещания, продумать, как их контролировать.


-Мы говорили о выборах




(записывают тему в рабочие тетради)


Демократия






































Процедура













































Слайд1


Постановка проблемы

В приснопамятные советские времена выборы были праздником: украшенные избирательные участки, в буфетах апельсины и копченая колбаса. Впервые голосующим гражданам - цветы и памятные подарки. «Выборы без выбора»! как бы не голосовали - результат один- 96,6% за нерушимый блок коммунистов и беспартийных.

Сегодня картина иная: на участки в день голосования на участки приходят в лучшем случае 1/3 зарегистрированных избирателей. Копченой колбасой на голосование не заманишь!

В 2018 г. опрашивали студентов одного из столичных вузов: «Являются ли выборы любого уровня значимым событием для вас?»

Полученные результаты отражены в диаграмме.


(Смотри ресурсный лист приложение№1)

Ознакомьтесь с диаграммой

1. Сделайте 2-3 значимых политических вывода

2. Если ли бы вы принимали участие в опросе, проводимом студен­тами, каков был бы ваш ответ? Обоснуйте его.

3. Видите ли вы тревожные сигналы в результатах опроса?


















Удручающая картина! Надеюсь, не вся молодежь страны думает так, как вы! Не находите ли вы подобное отношение к выборным процедурам странным, неправильным или даже опасным для демократического государства и его граждан?








Еще один сюжет для размышления.

В феврале 2020 г. в Омске социологическими службами был произведен опрос.

(эфир «Первого городского», программа «Новости: о главном» от 15 марта 2020 г.)

Внимание на экран. Информация для удобства продублирована в ваших ресурсных листах (Приложение 2)

Расставьте приоритеты в обозначенных избирателями проблемах вашего региона:

- Региональная политика федеральных властей

- Ошибки в работе органов государственной власти Омской области

- Неэффективная работа органов местного самоуправления региона

- Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области

- Проблемы доступности и качества образования

- Рост коммунальных и транспортных платежей

- Инфляция и рост цен на продукты питания

Омичи расставили приоритеты следующим образом:

1. Рост коммунальных и транспортных платежей

2. Инфляция и рост цен на продукты питания

3. Неэффективная работа органов местного самоуправления региона

4. Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области

5. Проблемы доступности и качества образования

6. Региональная политика федеральных властей

7. Ошибки в работе органов государственной власти Омской области


Ознакомьтесь с результатами опроса.

1. Сделайте 2-3 вывода об уровне политической культуры и политического сознания жителей региона.

2. Какие проблемы сочли бы приоритетными вы?

3. Носители указанной политической культуры смогут сделать правильный выбор и сформировать качественный, эффективный депутатский корпус?

































Спасибо! Чтобы ваши прогнозы не сбылись, мы и проводим сегодняшнее занятие. В контексте нашего разговора, определимся с целями!




Молодцы! Резюмируем сказанное вами.

Цель нашего занятия: на основе нового знания об избирательном процессе сформировать чувство гражданской ответственности, уважения к избирательным правам и обязанностям, чувство толерантности к инакомыслию.

В ходе урока мы будем работать с текстами, анализировать и обобщать социальную информацию, формулировать вопросы и отвечать на них. Работая в группе, будем аккумулировать информацию и презентовать ее классу.

Записываем цель на доску и в рабочие тетради

Чтобы активизировать нашу работу предлагаю в конце занятия выполнить учебное задание: «Вы – гражданин Российской Федерации (социальный статус и обстоятельства будут предложены вам позднее), обладающий конституционными избирательными правами. Накануне выборов в Государственную Думу вам надо будет определить модель своего политического поведения в зависимости от предложенных вам социальных и политических обстоятельств, принять рациональное политическое решение. Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму.

(Цель и задание для удобства продублировано в ресурсном листе. Приложение3)































1-по результатам опроса мы видим падение интереса молодежи к выборам

- есть интерес только к выборам Президента.

- Потому что у него в руках вся власть

- молодежь не голосует, потому что голосуй – не голосуй, ничего не меняется.

-десятилетия у власти одни и те же лица, говорят правильные слова, но ничего не меняется.

2 – никогда не голосовал и не собираюсь.

- нет, голосовать надо. Если не нравится политика, хотя бы за тех, кто против правящей власти.

- когда народ голосует, он показывает власти: нравится политика или нет. Наверное, голосовать надо!




3- ситуация по результатам опроса нездоровая.

-демократические выборы – один из важнейших признаков демократии как политического режима. И если мы хотим быть реально демократической страной отношение к выборам надо менять.










*



























1 – людей больше интересуют каждодневные бытовые проблемы, все, что касается «большой» политики, для них на последнем месте.

- нет понимания того, что главными являются политические управленческие решения, а всё остальное их следствие.

2 – на проблемы региона надо смотреть со всех сторон. Нельзя снимать ответственность и местных органов власти.

– я уже сказал, что главными являются политические решения, а всё остальное их следствие.

3- судя по опросу у людей низкий уровень политической культуры. Они не мыслят масштабами всей страны.

- с такими взглядами на проблемы региона люди не смогут сделать правильный выбор, разобраться в программах кандидатов, их легко можно обмануть.

- как следствие, будут избраны политики, которые не решат никаких проблем, ничем не помогут ни людям, ни региону.


- повысить уровень нашей политической культуры

-помочь с правильным выбором в условиях выборов

- повлиять на наше отношение к выборам в лучшую сторону.











(Записывают цель в рабочие тетради)














































































Приоритет



Слайд2











Слайд3



























































Слайд4





















Слайд5



























































Слайд6








Слайд7






Освоение нового материала

1.Избирательная система - это…..Попытаемся дать определение. Начнём с уже отработанного нами понятия «система».



-Назовем компоненты этой системы



-Теперь объединим все сказанное вместе. «Избирательная система - это совокупность правил (норм) и процессов, обеспечивающих и регулирующих формирование представительных органов власти на всех уровнях»



-Система - нечто цельное, состоящее из взаимодействующих компонентов.


- Это нормы права и сама процедура выборов




(Записывают в тетрадь)





Избирательная система




Избирательное право

+

Избирательный процесс











Слайд 8





2. Принципы избирательного права. Мы уже касались этого вопроса при характеристике демократического политического режима. С XIX века в борьбе за демократию шла борьба за четыре главных принципа. Сегодня они закреплены в Конституции. Напомним о них себе и всем окружающим.


Верно! Для основной школы достаточно. Расширим наше знание? Внимание на экран (ресурсный материал. Приложение №4) Расширим перечень принципов:

1. Состязательность (альтернативность)

2. Гласность

3. Свобода выборов

4. Ответственность или отчетность избранных органов перед избирателями или их представителями.

5.Сменяемость состава избранных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Есть вопросы по содержанию этих принципов?



- Поможем товарищу


-Не без этого. Есть еще мнения?


- Дополним сказанное. Принцип гласности - это общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных наблюдателей.

- А как вы понимаете принцип свободы выборов?


-Верно! А могут ли быть свободными выборы в условиях несвободы избирателей? Например, в условиях казармы, военного или чрезвычайного положения, эпидемии или того хуже пандемии? В условиях экономического кризиса, возможного дефолта, в условиях повышенной тревожности людей?








- У класса есть мнения?










-Мыслите в верном направлении. Дополним сказанное вами. Мировая практика допускает досрочный отзыв или перевыборы. Кстати, у нас в избирательном праве нет института досрочного отзыва депутатов, а перевыборы возможны только по фатальным или формальным обстоятельствам.

Это повышает ответственность за правильность политического выбора.

Чтобы выборы были признаны демократическими, надо чтобы все принципы действовали в совокупности






- Всеобщие, равные, прямые, тайные выборы.












-Принцип гласности, это что?


-Это принцип честного оглашения результатов.


- ?????






- Это право свободного выдвижения кандидатов, без придирок.



- Конечно, нет. Когда избиратели встревожены, они теряют способность правильно оценивать ситуацию.

- В этой ситуации недобросовестные политики могут обманывать людей. Давать им невыполнимые обещания, на злобу дня.


- А в чем заключается принцип ответственности избранных органов перед избирателями?

- Они обязаны встречаться с избирателями , отчитываться, выслушивать их жалобы, направлять депутатские запросы.

- должны работать с проблемами людей, которые их выбрали во власть.




















Слайд 9


Этап первичного закрепления материала

Выполните задание №1 в листе самоконтроля

(Выполняют задание №1 в листе самоконтроля)

Смотрим словарь урока, подводим итоги.

Избирательный ценз




3. Функции выборов

А задумывались ли вы о том, что выборы очень дорогое «удовольствие»?

Может изменить механизмы формирования государственной власти? Перейти к системе назначений? Все просто и внятно.

До диктатуры нам далеко. Судя по реплике, вы от выборов отказываться не собираетесь? А для чего нам нужны выборы?



Неплохо! Познакомимся с выводами политологов. Внимание на экран! (Информация продублирована в ресурсных листах. Приложение№4)

Функции выборов:

1. Легитимация власти

2. Артикуляция и представительство интересов населения.

3. Интеграция разных мнений в ходе дебатов и формирование общей политической воли.

4. Барометр политической жизни, мерило влияния и популярности политиков.

5.Легитимное воспроизводство политической элиты и контроль общества за политическими элитами.

6. Перевод политических конфликтов в русло мирного урегулирования

8. Политическая социализация личности.

Есть вопросы? Терминология понятна?


-Тогда у меня есть вопрос к вам. Какая из функций является определяющей? Почему власть прилагает такие усилия, напрягает административный ресурс, чтобы обеспечить явку на избирательные участки?







Разумно. Согласна с вами. Спасибо.




Почему бы нет? Особенно, если в стране возникнет диктатура, все возможно.


-Чтобы сформировать ответственную перед людьми власть.

- Чтобы продемонстрировать, что нравится, что не нравится.















-Термины понятны. Вопросов нет.




- главной функцией выборов является легитимация власти. Не случайно, она первая в перечне

- все остальные функции - следствие признания избирателями власти легитимной, законной.





















Легитимация

Артикуляция

Интеграция

Политическая социализация
















Слайд 10



4.Типы избирательных систем.

К моменту распространения по миру всеобщего избирательного права сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в парламенте.

Рассмотрим типы избирательных систем и их характеристики (Ресурсный лист. Приложение №5)

1группа - мажоритарная система

2группа - пропорциональная система

3 группа - избирательная система современной России

( лист самоконтроля, задание 2)

Образец задания №2 из листа самоконтроля:

Охарактеризуйте избирательные системы (особенности избирательных систем смотри на ресурсном столе в приложении№5) по алгоритму:

- общая характеристика системы (найти в тексте слова – маркеры, записать их в лист самоконтроля)

- Положительные черты (простой план)

- Негативные черты (простой план)

Представьте наработку в устном виде классу (1 минута).


















Молодцы! Спасибо тем, кто не побоялся говорить перед аудиторией и уложился в предложенное время.












(выполняют задание№2)

(Выступления представителей групп: характеризуют избирательные системы с опорой на слова – маркеры и планы)

(образец работы одной из групп)

1группа: Мажоритарная система

Маркеры: одномандатные территориальные округа, голосование за личность, абсолютное большинство, относительное большинство, квалифицированное большинство, возможность второго тура.

+/ прочные связи с избирателями, близость к ним, знание ситуации в регионе

-/ могут победить кандидаты у которых не большинство голосов







Слайд11



5. Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс жестко регламентирован и разделен на этапы. ( для освоения материала используется прием «Перепутанные цепочки»)

Ресурсный материал «Перепутанные цепочки»

Задание: Предложенную нарезку разложить в правильной последовательности по этапам, систематизировать по формальным логическим основаниям. Полученный буквенный код записать в листы самоконтроля (задание №3)

Для облегчения работы найдите первый и финальный этапы избирательного процесса, а остальные выставьте на основе логики и личного опыта.

Внимание на экран!

(Дублирую вариант задания)

А. Формирование избирательных комиссий

Б. Назначение даты выборов

В. Образование избирательных округов и участков

Г. Голосование и установление результатов голосования.

Д. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Е. Составление списков избирателей

Ж. Предвыборная агитация.

После работы с нарезкой, запишите полученный буквенный код в листы самоконтроля.

А теперь, Внимание на экран! Перед вами установленная избирательным законом, верная последовательность этапов избирательного процесса. Проведите работу над ошибками! Стрелками сверху расставьте буквы в правильном порядке, проанализируйте ошибки и запомните правильную последовательность этапов избирательного процесса. Сочтите количество совпадений. Подведите итоги в листах самоконтроля.










Работают в группах



















(Работают в группах. Подводят итоги задания №3 в листах самоконтроля)









































Слайд 12











Слайд 13



6. Охарактеризуем этапы избирательного процесса.

(Ресурсный лист. Приложение 7)

1 группа:- Назначение даты выборов.

- Образование избирательных округов и участков.

- Формирование избирательных комиссий.

2 группа: - Составление списков избирателей.

- Выдвижение и регистрация кандидатов.

3 группа: - Предвыборная агитация.

- Голосование и установление результатов голосования.

Дублирую текст задания №4: Прочесть материал, характеризующий содержание этапа. Отмаркировать текст, выделяя информацию для вас:

а) новую(v),

б) непонятную и требующую пояснений(?) .

Критики нынешней политической системы считают, что возможности манипуляций и фальсификаций начинаются с ранних этапов избирательного процесса. Прошу отнестись к информации критично и, если возникнут мысли по этому поводу, обозначить их.

Подготовить устные выступления на основе проделанной работы


































Спасибо! Вы справились с заданием. Вопросы, поднятые вами очень серьезны. Жду вас на ближайшей индивидуальной консультации. Разберемся.










( Работают в группах)



(Выступления представителей Выполняют задание №4 в группе: характеризуют этапы избирательного процесса по заданному алгоритму) Устные выступления.

Представляю выборку из выступлений групп в части информации непонятной или требующей пояснений

?Избирательные округа включают примерно равное число избирателей, почему тогда есть округа одномандатные, а есть многомандатные?

?Почему избирательные комиссии не избираются населением, а создаются органами государственной власти? Могут ли они действовать независимо и самостоятельно от этих органов, как сказано в тексте, если эти органы предоставляют комиссиям транспорт, помещения, связь?

?При оценке подписных листов есть элемент несправедливости, субъективности. Почему не прописана за это ответственность?

? Разве у нас обеспечены равные условия для предвыборной агитации всем кандидатам?

? Почему отсутствует порог явки избирателей на участки, ведь, так можно дойти до того, что власть будут формировать 3-5% избирателей?












































Слайд13

















7. Решение практических ситуативных задач

Переходим к последней, самой значимой части нашего занятия. Выполним задание, которое мы озвучили в самом начале. Повторим сказанное!

«Вы – гражданин Российской Федерации, обладающий конституционными избирательными правами. Накануне выборов в Государственную Думу вам надо определить модель своего политического поведения, принять рациональное политическое решение». Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму.

При анализе результатов опроса студентов, в начале урока мы констатировали, что 70% молодежи не интересуются выборами и не собираются принимать участие в голосовании в ближайшее время.

Как на языке политологов называется такая позиция?


-Спасибо эрудитам. Внимание на экран. Дайте определение.


И не только. В более широком понимании это политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от всякого политического участия.

Представляете, что 70% молодежи равнодушно к политическим процессам, занимают позицию страуса, прячущего в опасности голову в песок.

Американский литературный и театральный критик Д. Нейтан говорил: «Плохие власти избираются хорошими людьми, которые не голосуют»

В чем опасность такой позиции?







Мыслите верно! За недостатком времени, мы подробно не разбираемся ни в причинах абсентеизма, ни в его видах. Внимание на экран Последствия такой политики вы себе представляете неплохо. Вспомните функции выборов, так вот, при абсентеизме общество не контролирует процесс формирования политических элит и, как следствие, не контролирует их деятельность.

Мы далеки от мысли, что нам удастся вас всех убедить занять активную гражданскую позицию. Но сегодня давайте смоделируем ситуацию. Поиграем! В листе самоконтроля, выполните первую часть задания №5

Озвучиваю первую часть задания

Итак, «вы – гражданин России. В день выборов вы воспользуетесь своим конституционным правом, за которое более 150 лет боролись бесправные и обездоленные или явите сознание микроорганизмов? Вы пойдете на избирательные участки?

В листе самоконтроля, задание №5, поставьте отметку в выбранный вами вариант ответа. Тот, кто выберет «Нет», может быть свободным от дальнейшей работы. Если вы не собираетесь участвовать в выборах, вам незачем учиться выбирать модель рационального политического поведения!


Хотя, это противоправно, т. к. все виды политического волеизъявления у нас тайные, я попрошу тех, кто выбрал «Да» озвучить мотивы такого решения.













Спасибо за активную избирательную позицию! Если добавить тех, кто сомневается, уже есть с кем работать.

Позволю себе процитировать любимого философа и политолога нашего Президента. Внимание на экран! Перед вами портрет этого популярного сегодня философа, хотя он жил и творил в первой трети XX века, его выводы очень актуальны. Это один из концептуально важных его афоризмов.

«Есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».

И. Ильин.

Попытаемся не стать карикатурою на избирателя?

Среди политологов есть расхожее мнение, что избиратель, прежде всего, «голосует кошельком». В чем смысл этого выражения? Согласны ли вы с ним?



- значит, можно сказать, что главное в программах кандидатов – экономические и социальные программы?

Когда изучали политологию, мы говорили, что политики и партии по содержанию социально-экономических программ делятся на…….. Продолжите!



Верно! А если в государстве 60% населения живет на «черте бедности» и под ней, то логично ожидать, что избиратели будут голосовать за….. Продолжите!


Верно!

Шаг первый: значит, после явки на избирательный участок, оцениваете социально – экономические обстоятельства в стране и свое экономическое положение. В зависимости от этого, находите ту часть политического спектра, к которой принадлежат политические силы, социально- экономические программы которых удовлетворят ваши притязания.

Особенно осторожно относимся к популистским обещаниям типа: «повысим зарплату в два раза» или «обеспечим всех комфортным жильем» и т.д.

Кстати, а что такое популизм?



Спасибо!

Спросите популиста: «А за чей счет блага?» И вам сразу станет понятна его цена. Задайте ему вопросы:

1. Вы за национализацию земли и недр?

2. Как вы относитесь к прогрессивно – подоходному налогообложению?

3. Вы готовы финансовые потоки перенаправить из-за границы внутрь страны, на развитие реального сектора экономики, для создания рабочих мест?

4.Кому вы в первую очередь будете помогать в условиях глубокого финансово-экономического кризиса: транснациональным корпорациям и крупнейшим банкам, контрольные пакеты акций которых находятся в руках иностранного капитала, или людям, мелкому и среднему бизнесу?

Внимание на экран. По каким признакам узнать популиста?

Теперь, полагаю, вас не смогут обмануть?

Шаг второй: после первого социально- экономического выбора, находим более-менее симпатичную политическую платформу (речь о защищаемых гражданских, политических, личных правах и об их гарантиях)




- Есть мнения у класса?


-Каждая партия или движение имеет социально- экономическую программу, определяет комплекс проблем и обещает помочь в их разрешении. Если этого не понять, то в бедная страна по-прежнему будет голосовать за правых.

Шаг третий: при анализе программ и обещаний, опознайте и выбросьте из списков кандидатов экстремистов и спойлеров. Разберёмся с терминами.

Кто такие экстремисты?



- К крайним, это к каким?






- Верно, а почему вы не спрашиваете, кто такие спойлеры?


-Спойлинг- разновидность грязных политтехнологий. Спойлер — кандидат или партия на выборах, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, понижая тем самым его шансы на победу. Спойлер появляется в политике незадолго до выборов неизвестно откуда. Легко обходит все избирательные препоны. Его можно распознать по хлестким кричащим названиям, например «За правду!». В названия спойлеры включают популярные политические термины. Для спойлеров, играющих, например, на левом фланге подойдут названия; «Молодые коммунисты» или «Коммунисты России». В общем, они за все хорошее против плохого. Это «темные лошадки», пустышки в избирательном процессе, но свое дело они делают, оттягивая на себя голоса избирателей.


- Итак, обобщите сказанное. Алгоритмизируйте механизм принятия адекватного политического решения.





















-Прекрасно! У вас в руках навигатор для

решения познавательных ситуативных задач по избирательному праву и процессу. Внимание на лист самоконтроля, продолжаем выполнять задание №5.



Итак, вы накануне выборов в Государственную Думу, на избирательном участке. Определите модель своего политического поведения в конкретной социальной ситуации, примите политическое решение.

Решение продумать в группах и презентовать его по разработанному нами алгоритму.

-ваше место в сложившейся социальной системе,

- политические, экономические и социальные приоритеты,

- мой политический выбор.


Сюжет 1. Вы топ - менеджер в крупной государственной компании. Ваш годовой доход около 4 млн. рублей (более 40 000 $). У вас в собственности элитная квартира в Москве, комфортабельный дом в пригороде, высокодоходные акции российских энергетических кампаний. У вас в друзьях политики, представители шоу- бизнеса, деятели культуры. Ваш досуг: экстремальный туризм, экзотические путешествия, гольф.

Сюжет 2.Вы житель маленького провинциального моно - городка. Главное предприятие – целлюлозно-бумажный комбинат было разорено и продано ловкими людьми за бесценок. У вас в собственности двухкомнатная «хрущевка» в доме пятидесятилетней давности и дачный участок в шесть соток с домом – завалюшкой, доставшимся по наследству от родителей. Вы живете случайными заработками, кормитесь с дачи.

Жена – медицинская сестра в детской поликлинике, с окладом в 12 тысяч рублей. У вас двое детей – дошкольников.

Сюжет 3. Вы – иерей в русской православной церкви (иерей – низший сан священника). Вы участвуете в службах, можете проводить причащение и некоторые религиозные ритуалы.

У вас молодая жена, которая традиционно держит дом. Детей пока нет.


Время вышло. Приглашаю озвучить ваши решения


















-Конкретно. За кого, в нынешней ситуации?



Спасибо, следующая группа!




















Молодцы! Далее.










- Если у вашего священника нет никаких перспектив, то алгоритм не ошибочен. Нынешние левые - не революционеры. Они за религиозную и творческую свободу. В большинстве стран Европы у власти – социалисты, и церковь там чувствует себя довольно комфортно.



Церковь, как корпорация, удачно вплетена в структуры действующей власти. И, если у нашего священника корпоративная солидарность победит гражданское сознание, то…..









-Наконец - то, заговорили! Не согласились, а значит, задумались, что-то поняли. Значит, занятие было не пустым, не бесполезным.

Я тоже против плоских и жестких схем при принятии политических решений. Жизнь сложна и многообразна и ее не уложить в три наших задачи.

Кстати, о коммунизме. Сегодня речь идет о евромодели с плюрализмом форм собственности и мнений, с признанием гражданских прав и их гарантиями. Речь здесь идет лишь о политической конструкции, которая в споре труда и капитала станет на защиту интересов труда. Предлагаю эту задачу закончить многоточием. Здесь есть о чем подумать, поразмышлять на досуге.

На этом позвольте закончить наше занятие.

Возвращаемся к листу самоконтроля





(лист самоконтроля,задание№5)











- Абсентеизм.


-Это уклонение от участия в выборах










- у власти появляется больше возможностей для самоуправства.

- бюллетени, которые не взяты, можно куда-нибудь вбросить.

- власть плохо представляет, правильно она управляет или нет. Поддерживает ли ее народ?












(Знакомятся с листом самоконтроля, задание №5)






(работают с листами самоконтроля)

В день выборов вы примите

участие в голосовании?

Да

Не знаю

Нет



- «Да», потому что мне небезразлична судьба страны

- пойду голосовать, потому что не хочу, чтобы меня сравнивали с микроорганизмом.

- надо голосовать, может, власть услышит народ?

- пойду на избирательный участок, заберу или испорчу бюллетень, чтобы его не использовали в «грязных» целях.













- попытаемся.




- конечно кошельком, если у людей достаток, то значит в стране все хорошо, люди

довольны и будут поддерживать власть.



-Правых, левых и центр. За правыми - богатые, за левыми – бедные



- за левых.












-Популизм в  политике - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность, например, в предвыборной борьбе


















- а как быть, например, с экологическими движениями или с национальными партиями?


-?????









- Экстремизм - это склонность к крайним мерам в борьбе за идеи

-К революционным, к организации беспорядков, к террору. В целом к противоправным и опасным действиям.



-??????????


















-осмысливаем социально-экономическое положение страны, проблемы требующие решения,

-находим свое место в социальной системе, формулируем приоритеты политические, экономические, социальные,

- низший слой голосует за левых, средний класс за центр и верхушка социальной системы голосует за правых,

- потом выбираем более-менее достойную политическую программу,

-узнаем и отбрасываем экстремистов, популистов и спойлеров.

-оцениваем методы грядущих преобразований,

-голосуем










(работают по группам с листами самоконтроля. Задание№5. Решают ситуативные задачи, готовятся представить решения устно)




























1 группа. Мы представляем «сливки» нашего общества. Живём, ни в чем себе не отказывая. Приоритеты: нас устраивает политическая ситуация, главная угроза – левые. Хотелось бы лишить их возможности влиять на массы, не давать доступа к СМИ, лишать их влияния и авторитета. Мы за частную собственность, за гарантии, за политические и экономические свободы. Хотим сохранить существующее положение, не допустить изменений. По логике, будем голосовать за правых.

-За партию власти, за «Единую Россию».


2 группа. Мы представляем большинство нашего населения. Мы, в отличие от предыдущей группы не живем, а выживаем.

Приоритеты: нас не устраивает проводимая властью экономическая и социальная политика: не развивается экономика, негде работать, в малых городах нет никаких перспектив ни для нас, ни для детей. Мы за смену власти и курса, за социальные гарантии. Значит, должны голосовать за левых.

Говорить за кого? За коммунистов или за «Справедливую Россию»


3 группа. Нам досталась самая трудная задача, которая не имеет однозначного решения. Наш священник не богат, но ведь он не станет голосовать за левых? Церковь в свое время натерпелась от большевиков. Значит, за правых? Тогда наш алгоритм ошибочен.





-А если у нашего священника есть перспективы стать митрополитом или патриархом?





- То священники проголосуют за действующую власть.

- Получается, что, если мы живем в стране с бедным населением, у нас нет другого выбора, кроме левого.

- И у нас нет другого пути, кроме коммунизма? Не согласен!


















Абсентеизм



































































































Популизм






































Политический экстремизм












Спойлер


















Слайд 14




















Слайд15










































Слайд16




































Слайд 17


















Слайд 18


Этап подведения итогов

Возьмите лист самоконтроля и заполните его до конца.

Просчитайте баллы в заданиях, подведите итоги.


Вопросы учителя:

-Вернитесь к началу занятия. Посмотрите на нашу цель, она достигнута?



- Был ли урок полезным по содержанию?










- Где вы сможете применить эти знания?



-Чему вы научились на уроке?










-Чему хотите научиться или какие умения хотите усовершенствовать?





Посмотрите в листы самооценки, кто доволен собой сегодня на уроке? Поднимите руки.

Кто почти доволен своей деятельностью и считает, что у него еще есть простор для работы над собой?

Кто выйдет с урока с твердой решимостью, что будет работать над собой?


Молодцы! Ведь, нет предела совершенству!!!

Завершая наш сегодняшний разговор, хочу напомнить вам великое предостережение Шарля де Монталамбера:

«Если вы не хотите заниматься политикой, политика, в конечном счете, займется вами сама».

( работают с листами самоконтроля, подводят итоги)




-конечно достигнута

- во всяком случае, есть о чем подумать


-урок был полезным, получили новое знание о выборах

- есть основания пересмотреть свою пассивную политическую позицию

- появилось понимание, что к роли избирателя надо готовиться: читать, смотреть, думать.


- на очередных выборах. Когда будем восстановлены в правах


-анализировать информацию,

-читать и понимать тексты,

-слышать вопросы и отвечать на них,

- принимать правильные политические решения,

- публично говорить от имени группы.


-отвечать на трудные вопросы,

-свободно, без волнения говорить перед аудиторией,

-успевать за темпом работы группы.


- 5 человек из 12


- 4 человека из 12


- 10 человек из 12












































Слайд 19