СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Избранные басни И.А.Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация  учебного проекта по литературе

Просмотр содержимого документа
«"Избранные басни И.А.Крылова"»

Урок-презентация учебного проекта по литературе

Тема: « Избранные басни И.А. Крылова»


Цели урока:

1.Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;

  • углубить знания о жанре басни;

  • обучение проектной деятельности.

2. Развивающие:

  • стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;

  • формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;

  • развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

  • развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;

3. Воспитывающие:

  • формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

  • воспитывать доброту, честность, справедливость.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Используемые образовательные технологии: учебное проектирование


Тип проекта: информационный


Этапы урока – проекта:


Подготовительный этап (3-4 недели до урока):

  • Знакомство с темой проекта;

  • Формирование тем исследований;

  • Распределение учащихся по творческим группам;

  • Разработка критериев оценивания докладов, презентации и буклетов.


Исследовательский этап:

  • Обсуждение плана работы творческих групп;

  • Поиск необходимой информации;

  • Выполнение и оформление проекта.

Заключительный этап:

  • Защита литературно-творческих проектов;

  • Подведение итогов

  • Рефлексия



Ход урока


  1. Организационный момент. Объявление целей урока.


Учитель: В 2011 году 15 февраля исполняется 242 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Ко дню рождения подготовили электронный журнал (слайды) «Избранные басни И.А. Крылова». Над созданием журнала работали группы:

«Биографы», «Теоретики-лингвисты», «Критики-актеры», «Художники». Сегодня они готовы представить и защитить свой проект.


  1. Актуализация знаний.

Представление проекта-презентации.


Учитель:

- Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».


  1. Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова.


Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.


Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.


О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».


И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.


Учитель:

- На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? О своих исследованиях расскажут группа «Теоретики - лингвисты».


  1. Презентация слайдов группой «Теоретики-лингвисты».


Эзоп — родоначальник басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!» - говорит у Аристофана одно действующее лицо.


В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность. (Чтение басен пятиклассниками).


Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.

Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Класс отвечает)

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

- Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».


«Теоретики-лингвисты»: Мы нашли высказывание Н.В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например:

«А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

«А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

- Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?.


  1. Представление басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Группа «Критики-актеры» читает басню по ролям и объясняет ее смысл.


Вопросы и задания:

  • Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?

  • Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?

  • Подготовьте чтение басни по ролям. Постарайтесь передать свое отношение к Волку и Ловчему.


В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества.


  1. В работу включаются «лингвисты». Объясните слова и выражения, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне:

попал на псарню

поднялся двор

и вмиг ворота на запор

ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

пустился в переговоры

уставим общий лад

не делать мировой

выпустить на Волка гончих стаю


  1. «Свинья под Дубом». Инсценирование басни и объяснение ее морали «критиками-актерами».


Вопросы и задания:


  • Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

  • Какой вам представляется Свинья?

  • В каких строчках заключена мораль басни?

  • Создайте свои иллюстрации к басне.


В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.


  1. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».


Вопросы и задания:


  • Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.

  • Что общего и чем различаются басни?

  • В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?

  • Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?

  • Чья басня кажется вам более выразительной?

  • В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает?

  • Посмотрите мультфильм по басне. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?

  • Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.


В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.


Учитель:

- Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова.


  1. Художники защищают свои рисунки.


8)«Своя игра».



Вопросы для игры:


1.Термины:

  • Дайте определение басни как жанра литературы.

  • Дайте определение аллегории.

  • Что такое мораль басни?

  • Что такое «эзопов язык»?


2.Узнай басню по иллюстрации

(демонстрируются иллюстрации к разным басням)


3.Узнай басню по морали:

  • «У сильного всегда бессильный виноват…»

  • «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

  • А сапоги тачать пирожник,

  • И дело не пойдет на лад».

  • «Невежи судят точно так:

  • В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».

  • «Избави, бог, и нас от этаких судей».


4. Чьи слова?

  • «Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,

  • Что я, совсем без драки,

  • Могу попасть в большие забияки».

  • «Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

  • «Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.

  • Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!».

  • «Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!»


Правила игры


Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова.

  1. Итог урока. Чему учат басни Крылова?


Учитель:

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе мы встретимся с ним вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.


Использованные материалы

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2005.

  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004.

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.




Скачать

© 2022, 68 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!