Издержки производства и реализации продукции Подготовила: Павлова Ю.С. Преподаватель экономических дисциплин
ИЗДЕРЖКИ – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.
Различают внутренние и внешние издержки.
Внешние – это оплата труда работников, топлива, комплектующих изделий и т.д.
Внутренние – это затраты на все то, что производит предприятие для создания своего конкретного изделия.
Постоянные издержки – те затраты, которые не меняются с изменением объемов производства (амортизация, аренда, страховые взносы, оплата управленцев).
Переменные издержки – это издержки, величина которых находится в прямой зависимости от объемов производства и реализации нескольких видов продукции (сырье, материалы, топливо, энергия, транспортные услуги, трудовые ресурсы).
Общие издержки
Общие или валовые издержки рассчитываются следующим образом:
Ио = Ис + И v ,
где
Ио – общие издержки,
Ис – постоянные издержки,
И v – переменные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки в результате увеличения реализации услуг и товаров на единицу.
Явные издержки (бухгалтерские или внешние или денежные) – представляют собой затраты на сырье, материалы, оборудование и рабочую силу.
Неявные издержки (имплицитные или внутренние) – стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда предпринимателя, процент на вложенный капитал и нематериальные активы.
По возмещению затрат издержки делятся на:
- Затраты, подлежащие к включению в балансовую себестоимость расчетного периода.
- Затраты, не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода.
По уровням затраты делятся на:
- Цеховая себестоимость.
- Производственная себестоимость.
- Полная (сбытовая) себестоимость
На основе отраслевой себестоимости выделяют:
1. Материалоемкие отрасли.
2. Энергоемкие отрасли.
3. Фондоемкие отрасли.
4. Трудоемкие отрасли.
По способу расчета себестоимость делится на:
- Плановая – определяется по плановым нормам расхода, плановым ценам и тарифам.
- Нормативная – определяется по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.
- Фактическая – отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на производство и сбыт.
Классификация затрат
Классификация затрат – это расчленение и объединение в группы затрат, однородных по определенному признаку.
I . По экономическим элементам
- Сырье, основные материалы, комплектующие изделия.
- Вспомогательные и прочие материалы.
- Топливо со стороны.
- Энергия со стороны.
- Зарплата основных и дополнительных сотрудников.
- Начисления на зарплату.
- Амортизация основных фондов.
- Прочие денежные расходы.
II . По статьям калькуляции (расходам):
- Сырье и основные материалы.
- Возвратные отходы.
- Покупные полуфабрикаты, комплектующие, услуги сторонних организаций.
- Топливо и энергия на технологические цели.
- Основная зарплата производственных рабочих.
6. Дополнительная зарплата производственных рабочих.
7. Начисления на зарплату производственных рабочих.
8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
9. Расходы на освоение и подготовку нового производства.
10. Общепроизводственные расходы (цеховые).
ИТОГ: цеховая стоимость (ст. 1-10).
11. Общехозяйственные расходы.
12. Потери от брака.
ИТОГ: производственная себестоимость товарной продукции (ст. 1-12).
13. Непроизводственные расходы.
ИТОГ: полная сбытовая себестоимость товарной продукции.
Выделяют прямые и косвенные затраты.
- Прямые затраты – расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг, производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции.
- Косвенные затраты – затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на изготовление продукции (административно-управленческие расходы).
По роли в процессе производства выделяют:
- Основные затраты – это прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг, т.е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание (себестоимость турпродукта).
- Накладные затраты – издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта.