Торезская специальная общеобразовательная школа № 43
МОН ДНР
Проектная работа
по швейному делу
Изготовление домашних тапочек
Выполнила:
учитель швейного дела
Ершова Татьяна Ивановна
Содержание
I. Введение
1. Историческая справка
II . Основная часть
- Задачи проекта.
- Выбор изделия
- Анализ образцов и выбор лучшего
- Выбор материалов
- Оборудование
- Инструменты
- Лекала
- Технологическая карта
- Эколого – экономическая оценка
III. Заключительная часть
- Защита проекта
- Литература
Историческая справка
У мягких уютных домашних тапочек долгая история . Впервые они появились на Востоке в одном из султанских гаремов. Тогда тапочки считались символом неволи – ведь в них не отважилась бы на побег даже самая свободолюбивая наложница. Не очень-то удобно бегать в тапочках, да еще и по знойным пустыням Востока. Во времена крестовых походов тапочки, как и многие другие восточные изобретения, переместились в Европу, откуда их в Россию уже завез Петр I.
Самая красочная страница в мировой истории тапочек – это 18 век , Франция. Пышной утонченной культуре будуара соответствовали дамские домашние тапочки на лебяжьем пуху , с огромными помпонами и чуть загнутыми носами.
Первоначально тапочки были весьма дорогими и считались уделом зажиточных граждан, однако постепенно их стоимость стала падать. В самой Европе тапочки почему-то не сильно прижились, в отличие от нашей страны, где они стали своеобразным культом. Кстати, этот культ активно развился во времена советской власти, когда везде царил дефицит и бережливое отношение к вещам. Тапочки носили, чтобы не повредить и не запачкать ковер. Многим иностранцам не понятна наша русская любовь к тапочкам, ведь они предпочитают ходить дома либо в носках, либо вообще в уличной обуви. Однако что может быть лучше, чем в холодный зимний вечер греться чашкой теплого чая, сидя дома в уютных и теплых тапочках? Ничего.
Задачи проекта:
способствовать закреплению и совершенствованию навыков обработки закругленных срезов изделия окантовочным швом, учить размышлять , сравнивать, аргументировать свои мысли, делать выводы, оценивать производственные ситуации, формировать социально-трудовую, коммуникативную компетентности;
развивать творческие способности, продолжительную память, логическое мышление, связную речь, познавательный интерес, глазомер, мелкие мышцы рук;
способствовать воспитанию позитивного отношения к труду, умению работать коллективно, аккуратности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ, доброжелательности и взаимопомощи.
Обоснование выбора изделия
На создание творческого проекта нас вдохновила многолетняя работа по изготовлению домашних тапочек .
Делая время от времени ревизию в своих гардеробах или кладовках, можно найти много вещей, которые пылятся , занимают место , надоели вам . Например, старые пальто, куртки, юбки, брюки и т. д. Но не спешите с ними расставаться. Этим вещам можно подарить вторую жизнь.
Почти каждая вещь имеет возможность превратиться во что – то новое, оригинальное, неповторимое и очень любимое.
После работы , каждый человек стремится отдохнуть. А для этого обязательно нужна удобная домашняя одежда и мягкие тапочки.
Наши изделия имеют неплохой внешний вид, практичны, недорогие и поэтому пользуются спросом на школьных ярмарках.
Учащиеся наблюдают, как своими руками можно создавать полезные вещи и получать за них деньги. Заработанные на школьных ярмарках средства, мы тратим на покупку швейных ниток, ткани, инструментов для мастерской. Ребята понимают,
что трудовое обучение является жизненной необходимостью , учит быть экономными и бережливыми.
Анализ существующих образцов и выбор лучшего варианта
Существует много образцов комнатной обуви, но не все они соответствуют необходимым нам критериям.
У первого образца тапочек верхняя часть изготовлена из синтетической ткани, а подошва из полиуретана. Такие тапочки можно изготовить на специальном обувном оборудовании в промышленных условиях.
Другой образец изготовлен из меха , очень оригинальный , со вкусом отделан. Но с такой работой мы не справимся . Она очень сложная и требует определенных навыков специалиста по обувному делу.
Третий образец отвечает критериям изготовления изделия в швейной мастерской . Все детали тапочек из ткани, а подошва из дермантина ( можно заменить кожей), который не пропускает влагу и прошивается швейной машиной. Материальные затраты на изготовление таких тапочек небольшие, потому что ткань используем из старых вещей.
Образец № 1
Образец № 2
Образец № 3
Выбор материалов для изготовления домашних тапочек
Выбор ткани .
В своей работе мы собираемся использовать ткань, которая осталась от пошива разных изделий и старую одежду: пальто, куртки, брюки, юбки , школьные формы. Главная ткань, из которой будем шить тапочки, драп.
Драп – это плотная шерстяная ткань, которая хорошо сохраняет тепло , пропускает воздух, а также хорошо держит форму изделия.
Для верхних деталей тапочек изготавливать подкладку , а также косые обтачки можно с ткани, которая была бы прочной , плотной , но не толстой. Для этого подойдут габардин , шерсть, фланель.Такую ткань можно найти , распоров старые брюки, юбки, школьную форму.
Габардин – синтетическая ткань , очень прочная и стойкая к трению, хорошо сохраняет форму.
Шерсть – натуральная ткань, также довольно прочная , сохраняет тепло человека.
Фланель – натуральная хлопчатобумажная ткань, мягкая, хорошо пропускает воздух, впитывает влагу.
Для утепления тапочек берем ватин .
Ватин – это вспомогательный нетканый материал, который хорошо сохраняет тепло , его можно заменить синтипоном.
Подошву тапочек подшиваем дермантином или кожей . Эти материалы можно также взять из старых курток, плащей.
Отделываем тапочки бантиками, кусочками меха, тесьмой, ленточками и т. д.
Выбор ниток: хлопчатобумажные или синтетические № 40
Оборудование
Тапочки можно шить на современных
швейных машинах, если они прошивают
несколько слоев ткани в том числе и дермантин.
Швейные машины старых моделей хорошо прошивают толстые ткани. И поэтому мы используем в своей работе
такое оборудование.
Инструменты
Ручные иглы
Английские иглы
Наперсток
Ножницы
Лекала в натуральную величину Размер 36
Размер 37
Размер 38
Размер 39
Технологическая карта
«Изготовление домашних тапочек»
1. Разместить лекала тапочек на тка -
ни так, чтобы было меньше отходов,
приколоть, обвести сухим мылом
верхние и нижние детали тапочек,
вырезать детали по контуру.
2 . Наложить детали тапочек изна -
ночной стороной на ватин , заме –
тать, притачать шириной шва 0, 5 см.
Вытянуть нитки сметывания, обре –
зать лишний ватин
3. Подшить подкладкой верхние
детали тапочек , обрезать остатки
подкладки
4. Изготовить косые обтачки
шириной 3,5 см. с прочной ткани. Для этого подойдут габардин, шерсть , фланель и т. д.
5 . Обработать окантовочным швом
верхние детали тапочек.
6 . Соединить сметочными стежками верхние и нижние детали тапочек, а потом стачать шириной шва 0, 5 см.
7 . Обработать срезы окантовочным швом с
помощью косых обтачек с открытыми срезами.
8 .Наложить тапочки на изна –
ночную сторону дермантина,
обшить машинной строчкой.
Остатки дермантина обрезать.
9 .Тапочки украсить бантиками, мехом и т. д.
Эколого – экономическая оценка проекта
Использование старой одежды при изготовлении разных изделий в ателье или школьной мастерской способствует полной переработке ткани.
Мелкие обрезки, межлекальные отходы можно использовать для изготовления аппликаций, игольниц, мягких игрушек.
При работе с материалом не выделяются вредные вещества , которые загрязняют окружающую среду.
На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование комнатных тапочек
не способствует изменению окружающей среды , не нарушает жизнедеятельность человека, является экономным и экологически чистым производством.
Защита проекта
Проектную работу я оцениваю , как работу средней сложности .
Учащиеся учились самостоятельно выкраивать , с помощью лекал, детали тапочек. Они узнали, в какой последовательности их нужно изготавливать , как отделать. При работе над проектом мы использовали пооперационное разделение труда , а это дало возможность более качественно выполнять каждому ученику свою работу. Учащиеся закрепили навыки выполнения окантовочного , стачного, накладного швов. Мы повторили свойства натуральных и синтетических тканей, приемы работы с ними.
Ребята наблюдали, как можно своими руками создавать красивые и полезные вещи с ненужных материалов. Домашние тапочки - хороший подарок близким людям , друзьям , себе .
Мы пошили несколько пар тапочек , которые презентовали на школьной ярмарке . Наши тапочки понравились , их раскупили. Я уверенна, что те знания, которые получили ребята на уроках будут полезными в их самостоятельной жизни.
Наши работы
Литература
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. 1986 - № 1
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .М. Школа – Пресс, 1997
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. 1998