СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление куклы- оберега Зерновушка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление куклы оберега Зерновушка во внеурочное время.

. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была  берегиней , хранительницей доброго духа.  Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Малышей  с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный. Зерновушку делали после сбора урожая из саиого крупного зерна и ставили ее к иконам в крассный угол.

Просмотр содержимого документа
«изготовление куклы- оберега Зерновушка»

Занятие по ручному труду

Тема: « Изготовление оберега- куклы Зерновушка».

Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.

Задачи:



Задачи:  

Образовательные: приобщить детей к народной культуре и , формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческий подход к изготовлению народных кукол, развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому .



  • Методы:

  • словесные методы (диалог, беседа, объяснение);

  • наглядный метод (презентация, демонстрация);

  • Игра

Форма: групповая,

Тип занятия: комбинированное занятие.

Материалы и оборудование:

  • белая ткань -25x25 см (для головы и рук)

  • цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см

  • треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см

  • ленточки, тесьма

  • cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы)

  • ножницы, карандаш, линейка, красные нитки

Наглядные пособия и литература: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок. мультимедийное оборудование, ноутбук, ЭН; презентация.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

1. Экскурс «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». Игра «Что за кукла?» Стихи о куклах – оберегах.

III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.

1.Презентация «Кукла- колокольчик»

Ф\минутка – игра.

2.Практическая часть.

Инструктаж по технике безопасности.

IV. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Самоанализ с детьми «своего» дела.

Повторение и закрепление теоретической части занятия.



Ход занятия.

I. Организационный момент: Дети под музыку входят в класс, встают полукругом.

Создание эмоционального настроя:

Пусть сегодня для нас всех

На занятие придет успех

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу.

Давайте присядем на стульчики.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней , хранительницей доброго духа.  Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей  с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами, «куклами из бабушкиного сундучка».

А сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить нашу прошлую встречу с такими куклами (дети вспоминают) Показ слайда №2

Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы и её роли в жизни человека, семьи, рода.

(Актуализация пройденного материала проходит в форме игры)


Воспитатель:

Собрались как-то девчушки

Озорные хохотушки,

Посидеть и поболтать,

В куклы вместе поиграть…



Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!



Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише…

И прислушаться к девчушкам,

Развеселым хохотушкам!

Воспитатель: Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях, а с некоторыми просто знакомились…

-А сейчас мы с вами поиграем…( Желающие выходят и достают из сундучка куколку, называют её ( у каждой куклы-оберега есть своё имя). Рассказывают о ней. Рассказ дополняется стихотворением о данной куколке.

Девочки:

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!



Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.



Куколка Счастья – с длинной косой

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!





Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток (слайд 3).



Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки.

В: Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша (слайд 4)



Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой.Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран (слайд 6).



Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь (слайд 7).

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей.

В: Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству (слайд 8).



Лихорадки делали из ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя – всего 12 штук.

В: Подвешивались куклы на нитке над дверью. По поверью, злые лихорадки влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь (слайд 9).

Воспитатель:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

(Слайд 10) «Куклы в доме всем нужны -в них секреты старины».

Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего  владельца, его дом. Оберег приносит  любовь и счастье.

-Что общего у всех кукол-оберегов?(отсутствие лица)

-Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.

-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).





III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.

-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой



Она - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай .





Давайте, посмотрим, как можно изготовить такую куклу.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик.  Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2)  Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.

3) Теперь приступаем к изготовлению юбки. В середину лоскутка кладем синтепон и наполнитель из крупы, затягиваем юбку ниточкой и одновременно вставляем голову у куклы.

4)    Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

5)   На голову кукле повязываем платок.

Ф\минутка

2.Практическая часть.

В работе нам понадобятся ножницы, давайте вспомним правила технике безопасности при работе с ними (ответы детей). На столе у вас необходимый материал и инструкционные карты, в которые вы можете подсмотреть, выполняя работу ( самостоятельная деятельность детей).



- Ну вот наши куклы готовы. Как вы думаете, для чего эти ленточки на поясе у куклы?

- Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

-А вы теперь продолжайте…..

Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

(Дети на готовую куклу завязывают ленточки)



4.Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Самоанализ с детьми «своего» дела.

Воспитатель: Дети, на нашем занятии присутствуют гости, давайте подарим наших кукол гостям. Пусть эта кукла- колокольчик приносила в дом много хороших вестей и отводила все напасти. На этом наше занятие закончено, всем спасибо.