Занятие по ручному труду
Тема: « Изготовление оберега- куклы Зерновушка».
Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.
Задачи:
Задачи:
Образовательные: приобщить детей к народной культуре и , формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
Развивающие: развивать творческий подход к изготовлению народных кукол, развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому .
Методы:
словесные методы (диалог, беседа, объяснение);
наглядный метод (презентация, демонстрация);
Игра
Форма: групповая,
Тип занятия: комбинированное занятие.
Материалы и оборудование:
белая ткань -25x25 см (для головы и рук)
цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см
треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см
ленточки, тесьма
cинтепон (ветошь)- (для наполнения головы)
ножницы, карандаш, линейка, красные нитки
Наглядные пособия и литература: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок. мультимедийное оборудование, ноутбук, ЭН; презентация.
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее пройденного материала.
1. Экскурс «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». Игра «Что за кукла?» Стихи о куклах – оберегах.
III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.
1.Презентация «Кукла- колокольчик»
Ф\минутка – игра.
2.Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности.
IV. Заключительная часть занятия.
Подведение итогов.
Оценка проделанной работы
Самоанализ с детьми «своего» дела.
Повторение и закрепление теоретической части занятия.
Ход занятия.
I. Организационный момент: Дети под музыку входят в класс, встают полукругом.
Создание эмоционального настроя:
Пусть сегодня для нас всех
На занятие придет успех
Поприветствуем гостей
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу.
Давайте присядем на стульчики.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней , хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
II. Актуализация ранее пройденного материала.
Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами, «куклами из бабушкиного сундучка».
А сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить нашу прошлую встречу с такими куклами (дети вспоминают) Показ слайда №2
Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы и её роли в жизни человека, семьи, рода.
(Актуализация пройденного материала проходит в форме игры)
Воспитатель:
Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
Воспитатель: Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях, а с некоторыми просто знакомились…
-А сейчас мы с вами поиграем…( Желающие выходят и достают из сундучка куколку, называют её ( у каждой куклы-оберега есть своё имя). Рассказывают о ней. Рассказ дополняется стихотворением о данной куколке.
Девочки:
Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
Ну а эта куколка – куколка с секретом!
Внутри Благополучницы спрятана монета.
В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.
Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток (слайд 3).
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки.
В: Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша (слайд 4)
Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой.Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран (слайд 6).
Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь (слайд 7).
Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей.
В: Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству (слайд 8).
Лихорадки делали из ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя – всего 12 штук.
В: Подвешивались куклы на нитке над дверью. По поверью, злые лихорадки влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь (слайд 9).
Воспитатель:
Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
(Слайд 10) «Куклы в доме всем нужны -в них секреты старины».
Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего владельца, его дом. Оберег приносит любовь и счастье.
-Что общего у всех кукол-оберегов?(отсутствие лица)
-Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.
-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)
-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).
III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.
-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой
Она - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай .
Давайте, посмотрим, как можно изготовить такую куклу.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
3) Теперь приступаем к изготовлению юбки. В середину лоскутка кладем синтепон и наполнитель из крупы, затягиваем юбку ниточкой и одновременно вставляем голову у куклы.
4) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
5) На голову кукле повязываем платок.
Ф\минутка
2.Практическая часть.
В работе нам понадобятся ножницы, давайте вспомним правила технике безопасности при работе с ними (ответы детей). На столе у вас необходимый материал и инструкционные карты, в которые вы можете подсмотреть, выполняя работу ( самостоятельная деятельность детей).
- Ну вот наши куклы готовы. Как вы думаете, для чего эти ленточки на поясе у куклы?
- Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети!-
-А вы теперь продолжайте…..
Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.
Говорят, желания обязательно сбудутся!
(Дети на готовую куклу завязывают ленточки)
4.Подведение итогов.
Оценка проделанной работы
Самоанализ с детьми «своего» дела.
Воспитатель: Дети, на нашем занятии присутствуют гости, давайте подарим наших кукол гостям. Пусть эта кукла- колокольчик приносила в дом много хороших вестей и отводила все напасти. На этом наше занятие закончено, всем спасибо.