Изготовление цветных мелков
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………… 3
Основная часть
Карбонат кальция – основной компонент мела……………….. 4
Нахождение в природе и добыча мела в стране……………..
История изготовления школьных мелков………………………..
Практическая часть
Качественный анализ школьных мелков…………………………..
Количественный анализ школьных мелков……………………….
Изготовление белого формованного мелка……………………..
Изготовление цветного мелка…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………
Практическая часть
Опыт 1 Качественный анализ школьных мелков
Основным компонентом мелка является карбонат кальция. Природный (пиленый) мел не содержит никаких других компонентов. При изготовлении формованных мелков в порошок мела добавляются вещества – связующие, например, крахмал или гипс.
Чтобы узнать, какие связующие применялись для изготовления имеющихся в школе мелков, мы провели качественный анализ.
Наличие в составе мелка карбоната кальция подтверждается с помощью кислоты. В пробирку с газоотводной трубкой мы поместили раздробленный в ступке порошок школьного мела, прилили соляной кислоты и пропускали выделяющийся углекислый газ через известковую воду. Известковая вода помутнела, что доказывает присутствие карбоната кальция в составе мела.
Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Для этого кусочек мела мы растерли в ступке и полученный порошок взболтали в стакане с дистиллированной водой. Провели фильтрование и каплю фильтрата рассмотрели под микроскопом. По мере высыхания капли мы увидели кристаллики гипса, имеющие форму характерных иголок.
Крахмал можно обнаружить реакцией на йод. Для опыта мы взболтали порошок мела в дистиллированной воде и добавили каплю йода, раствор стал синий – значит в составе мела был крахмал. Также мы прокалили кусочек мела на пламени спиртовки и увидели, что он почернел, значит в нём есть крахмал (углеводы при нагревании обугливаются).
Опыт 2. Количественный анализ школьных мелков
Вариант 1 Взвесили кусочек мелка и стакан с избытком соляной кислоты (1:1). Поместили в кислоту мелок и после окончания реакции взвесили снова. Так мы определили уменьшение реакционной массы. По уравнению реакции сделали расчет массы содержащегося в мелке карбоната кальция и его массовой доли .
Вариант 2 Взвесили кусочек мелка, поместили его в одно из колен сосуда Ландольта (двурогой пробирки). В другое колено налили избыток соляной кислоты, закрыли сосуд пробкой с газоотводной трубкой. Провели реакцию и собрали выделившийся углекислый газ в мерный цилиндр над насыщенным раствором хлорида натрия. Определили объем газа. По уравнению реакции рассчитали массу карбоната кальция и массовую долю его в мелке.
В Результате эксперимента выяснилось , что формованный школьный мелок на 40% состоит из карбоната кальция и на 60% из гипса.
Опыт 3. Изготовление белых формованных мелков
Взвесили 4,0 г порошка мела и 6,0 г порошка гипс а, Смесь этих веществ небольшими порциями растерли в ступке и добавили из бюретки немного воды до образования массы консистенции густой сметаны. Нашли стеклянную трубку большего диаметра, чем пробирка, наполнили её сметанообразной массой и выталкивали пробиркой меньшего диаметра. Из трубки масса выталкивается в виде полуостывшей массы, после чего просушили в теплом месте.
Полученный мелок пишет плохо, т.к это связано с использованием гипса. Для поиска оптимального варианта мы изготовили мелки с массовой долей гипса 50%, 40%, 30%,20%, 10%.
Также изготовили мелки с разным содержанием крахмала, заменив крахмалом гипс. Крахмал предварительно заваривали.
Опыт 3. Изготовление цветного мелка
Для изготовления цветного мелка мы взяли выявленное в результате выполненного предыдущего эксперимента оптимальное соотношение гипса и мела. Вкачестве красителя мы использовали гуашевые краски. Так как гуашевые краски содержат в своем составе клей, перед употреблением мы их как следует промыли методом декантации. Для этого налили в плоскодонную коническую колбу (0,5 л) около 300 мл воды и при перемешивании добавляли краску; после отстаивания слили над осадком окрашенную воду. Процедуру повторили 2 раза. Массовая доля сухого красителя должна составлять 10%. Произвели расчет, взвесили на весах нужное количество мела, гипса, красителя.
Смесь разбавили водой до сметанообразной массы, поместили в большую трубку, вытолкнули меньшей. Мелки высушили.